Бізнес
Нерухомість
Черная утка: риэлтеров-мошенников будут определять ежеквартально
В конце прошлого года в столице учредили «почетное» звание «Черная утка на рынке недвижимости» и теперь ежеквартально будут номинировать на него наиболее недобросовестных участников рынка – причем как компании, так и отдельных риэлтеров.
Номинацию учредили и будут поддерживать медиагруппа Aviso и портал Address.ua, которые вот уже больше года активно борются с огромным количеством неправдивых объявлений на украинских ресурсах о продаже или сдаче в аренду объектов недвижимости. По оценкам экспертов, доля так называемых «фейковых», «мусорных», неправдивых объявлений, с низкими ценами и нереальными адресами, на обычных сайтах или досках объявлений в Украине достигает 70%. Бороться с подобными сообщениями на своих площадках (Aviso.ua, Fn.ua и Address.ua) организаторы номинации будут благодаря составленным по итогам года черным спискам, правильно построенной системе фильтрации и модерации, а также анализу жалоб пользователей. «За счет этого нами уже сегодня блокируется порядка 90% ежедневно поступающих объявлений, а модераторы наших сайтов удаляют тысячи не правдивых объявлений в месяц. Сейчас в списке - тысячи различного вида контактов: телефоны, e-mail, IP-адреса. Это - трудоемкий процесс. Но его результат – более достоверная база, при работе с которой пользователи тратят меньше времени на поиск недвижимости, а главное – у них гораздо меньше шансов быть обманутыми», - рассказал Максим Школьник, CEO Address.ua.
Чаще всего неправдивые объявления размещают недобросовестные посредники, которые хотят привлечь звонки от потенциальных клиентов (в этом случае человеку говорят «Извините, этот объект уже продан. Но можем посмотреть другой, немного дороже»), а также информационные агентства-«распечатники», предлагающие клиентам купить якобы уникальную базу объявлений. В результате большинству арендаторов и покупателей, особенно тем, кто сталкивается с этим впервые, приходится продираться сквозь дебри некачественной информации в поисках подходящего объекта недвижимости. А негатив, который они испытывают, столкнувшись с такими мошенниками, переносится на других участников рынка.
По результатам последнего квартала прошлого года звание самого недобросовестного участника столичного рынка недвижимости и антипочетный титул «Черная утка» получило «Агентство недвижимости» на Лукьяновке (расположено в здании метрополитена, 5-й этаж), отличившееся наибольшим количеством телефонов, прозванивая которые клиент в итоге выходит на одну и ту же компанию. Также в тройку лидеров вошли столичное агентство недвижимости на проспекте Победы, 84-а, о котором Контракты уже подробно писали (см. Вредные советы: как не стать жертвой афериста при аренде квартиры) и ArendaSegodnya по ул. Братская, 8, офис 307. Все эти агентства, как показали собственные расследования сотрудников порталов Address.ua и Aviso, а также корреспондента Контрактов (по АН на Победе, 84-а) торгуют так называемыми информационными базами сдающихся внаем в столице квартир, однако данные по таким квартирам по факту оказываются липовыми или устаревшими. Клиентов завлекают изначально низкой ценой в объявлениях, разыгрывают перед ними одинаковые сценарии, используют идентичные договора, по которым человек отдает мошенникам от 150 до 350 гривень за липовые информационные данные.
Самые недобросовестные компании отныне планируют определять ежеквартально
Как и мошенники на проспекте Победы, 84-а, лидер антирейтинга «Агентство недвижимости» на Лукьяновке» оформляет договора об оказании информационных услуг на имя Иванух Екатерины Степановны, действующей на основании свидетельства о регистрации физического лица-предпринимателя серии ВО 2531496 от 17.02.2004 года. Подобный договор, оценивающийся в 180 гривен, дает также право доступа к так называемым базам на сайте http://www.nasutki.net.ua/. Как удалось выяснить корреспонденту портала Address.ua, который провел собственное расследование, «Агентство недвижимости» на Лукьяновке» рекламирует более 60 номеров телефона, поэтому наплыв людей в него немалый. Снять квартиру по предоставляемым базам данных у корреспондента не получилось, что и не удивительно: по указанным на сайте и в распечатках телефонах в 50% случаев или не было связи с абонентами или включался автоответчик (после того, как оставлялось сообщение о намерении арендовать квартиру, никто не перезвонил). В 45% случаев говорили, что да, квартира была в аренде, но 2-3 месяца назад ее сдали (хозяева или арендаторы утверждали, что размещали свои объявления на Slando, в AVISO или Address.ua, откуда, похоже, и составляют базу http://www.nasutki.net.ua/). А в 5% случаев оказывалось, что объекты уже давненько выставлены в аренду, но пока не сданы, т.к. цена у них примерно на 30% выше среднерыночной – квартиры позиционированы как элитные. Выяснение отношений с мошенниками ограничились тем, что они ткнули пальцем на раздел договора «Ответственность сторон», в котором указано: «Исполнитель не несет ответственность за действия третьей стороны». На деле эта фраза означает «Если квартира сдана – мы не виноваты».
Агентство ArendaSegodnya по ул. Братская, 8 (3 этаж, офис 307, тел.: 096 481 69 17, 093 651 77 86) действовало, согласно расследованию сотрудников Aviso, по такой же схеме, но договора в нем оформляются на имя Винниченко Максима Валерьевича, действующего на основании свидетельства о регистрации физического лица-предпринимателя номер 20730000000025134, код 2925304017. По утверждению экспертов, все цифры - липовые, порталу не удалось по существующим данным установить подлинность этих документов. «Бороться с такими недобросовестными агентствами крайне сложно, они как вирус: меняют телефоны, адреса, сегодня – на Лукьяновке, завтра – на Оболони», - говорит директор онлайн-проектов медиа-группы AVISO Станислав Дмитренко.
А успех подобных агентств-«распечатников», по словам Максима Школьника, базируется на одном распространенном мифе: существует некая закрытая уникальная база данных объектов недвижимости, которая полностью достоверна, доступ к такой базе данных может стоить от 180 до 350 гривен. «Это миф, который не выдерживает первой же проверки здравым смыслом: как же тогда продавцам, арендодателям и их риелторам искать покупателей и арендаторов, если не рекламировать свои объекты на крупнейших информационных площадках – в Сети и в прессе? Понятно, что такие мифы появляются не на пустом месте, почвой для них служат полная непрозрачность рынка и непорядочность некоторых его участников. Как показали результаты нашего расследования, информационные агентства перепродают старые базы данных, которые пару месяцев назад находились в открытом доступе для всех. Поэтому нам важно донести до людей информацию, что никаких уникальных баз объявлений на рынке недвижимости нет, а, тем более, их не надо покупать за деньги, ведь все реальные объекты размещаются в интернете на профессиональных ресурсах», - отмечает эксперт.
Учредители антиноминации отныне планируют ежеквартально определять самые недобросовестные компании и отдельных риэлторов на рынке недвижимости и вручать им «Черную утку». Причем, как показала первая номинация, утка будет самой что ни на есть настоящей - это «почетное» резиновое надувное судно медицинского назначения, выкрашенное, как и положено званию, в черный цвет. Также к «призу» будет прилагаться широкое оповещение общественности об «антигероях». Кроме того, порталы-инициаторы Черного списка сообщили, что к ним уже начали обращаться другие профильные сайты, и они готовы делиться информацией с коллегами.