Бізнес
Ринки та компанії
Кто возьмется реформировать «Укрзализныцю»?
На один из самых лакомых кусков инфраструктуры претендует с десяток специалистов. Реальные шансы возглавить ведомство есть лишь у нескольких человек.
Не успели высохнуть чернила под постановлением Верховной рады о назначении правительства, а лоббисты из различных отраслей стали искать возможностей связаться или лично встретиться с новоиспеченными министрами. После увольнения генерального директора «Укрзализныци» Сергея Балоболина новый министр инфраструктуры Максим Бурбак, похоже, пока не определился с кандидатурой «преемника». При этом железные дороги – едва ли не самый нуждающийся в реформах сектор.
Задачник для реформ
Глава Центра экономического и политического анализа Александр Кава выделяет четыре ключевых задачи, которые встанут перед новым министром в железнодорожной подотрасли. Это приведение пассажирских перевозок в соответствие с европейскими стандартами, решение проблем с уровнем тарифов на пассажирские и грузовые перевозки, а также обеспечение обновления парка как грузовых, так и пассажирских скоростных вагонов.
Эксперты отрасли сходятся во мнении, что новому правительству не стоит ограничиваться только «популистскими» заявлениями о внедрении скоростного сообщения между максимальным количеством областных центров, но и заняться более глубоким реформированием монополиста, начиная с акционирования.
В среднесрочной перспективе потребуется развести потоки грузовых и пассажирских составов, обновить колейное хозяйство, парк электровозов. Очень скоро придется принимать совершенно непопулярное решение о повышении в 2 – 3 раза пассажирских тарифов, а в сфере грузовых перевозок и вовсе поменять принципы ценообразования. Кроме того, немалые усилия придется приложить к увеличению транзитных грузовых потоков через нашу страну.
Готов ли к этому новый министр, имеющий, по всей видимости, весьма туманное представление о системе функционирования железных дорог (его «специализация» - автомобильный транспорт)? В экспертных кругах пока сдержанно выжидают конкретных действий, отмечая при этом, что новая волна «кумовства» вряд ли положительно скажется на развитии транспортной инфраструктуры. А ведь ставку на нее делает не только правительство, ожидая роста налогов и объема транзитных перевозок, но и украинский бизнес.
Кто придет на смену
Несмотря на долгую и достаточно успешную профессиональную карьеру в железнодорожной отрасли, с Балоболиным, считая его человеком предыдущего министра Владимира Козака, распрощались сравнительно безболезненно.
На вакантное место уже выстраиваются претенденты. В первую очередь, к наиболее вероятным кандидатам на должность главного железнодорожника относят начальников региональных дорог, а также некоторых одиозных руководителей «УЗ» предыдущих периодов. В частности, о своем намерении вернуться «на рельсы» уже якобы заявил нынешний замглавы Киевской городской администрации, а в прошлом – гендиректор «УЗ» и неудавшийся губернатор Львовской области Михаил Костюк. Известный своей любовью к вояжам в элитном железнодорожном составе в Европу, Костюк успешно выстраивал свой патентно-шпальный бизнес при втором правительстве Юлии Тимошенко (сначала регистрируются патенты на крепления шпал, затем монопольно продаются «УЗ» карманной фирмой). Однако ни этот бизнес, ни растрата средств госкомпании на отдых железнодорожников в санатории жены гендиректора, ни махинации вокруг внедрения системы электронного билета пока так и не нашли отражения в реестре уголовных дел. Если люстрационный комитет будет работать эффективно, такое положение дел продлится недолго.
Одним из кандидатов называют также Николая Сергиенко, который трудится сегодня на должности замначальника «УЗ». Несмотря на высокий уровень профессионализма, его, очевидно, не пропустят в руководители по политическим соображениям: жена Сергиенко является сестрой жены одиозного Анатолия Толстоухова, бывшего министром Кабмина при двух правительствах Виктора Януковича.
Среди других претендентов – действующие начальники железных дорог – Донецкой Николай Рогов, Юго-Западной – Алексей Кривопишин, Южной – Александр Филатов, Львовской – Богдан Пих, Приднепровской – Игорь Гладких и Одесской – Николай Луханин. Интересно, что среди них только двое – Кривопишин и Пих – не имели отношения к работе Донецкой железной дороги. Остальные начальники являются выходцами или воспитанниками Донбасса. Это, скорее всего, будет большим и жирным минусом при рассмотрении их кандидатур и выборе будущего главного железнодорожника. Кривошипин и Пих имеют примерно одинаковый опыт работы, однако у начальника «столичной» Юго-Западной дороги – за спиной более 10 лет работы на этой должности, реализация крупнейших проектов по строительству железнодорожного перехода через Днепр в Киеве, запуск «Городской электрички» и практически бесперебойное обеспечение, пожалуй, самого загруженного из железнодорожных узлов Украины.
Сегодня «Укрзализныця» пребывает в подвешенном состоянии: как будет поступать новый министр в незнакомой для себя отрасли? Будет ли действовать по принципу непотизма или профессионализма? Без ответов на эти вопросы предприятие, отвечающее за многомиллиардные транзитные потоки не сможет эффективно работать и развиваться, а это значит, что Украина совсем скоро начнет недополучать налоговые отчисления от одного из крупнейших налогоплательщиков. Что в условиях предсеквестрового положения бюджета является весьма нерадужной перспективой.