Бізнес
Ринки та компанії
Женщина-руководитель — удача для большой отечественной компании?
Глава Группы компаний «Петрус» Людмила Русалина считает, что женщина-руководитель — удача для большой отечественной компании. Предприятию, которое лидирует в нескольких сегментах рынка уже в течение многих лет, нужен решительный и мужественный руководитель. Если при этих словах вы представляете солидного мужчину в годах, то очень ошибаетесь. Президент одного из успешнейших украинских компаний «Петрус» — очаровательная женщина.
Начав свой бизнес в нелегкие 90-е, Людмила Русалина добилась того, о чем большинство представителей «сильной» половины человечества могут только мечтать.
— В конце 90-х многие из компаний-импортеров попросту исчезли. Вы же наоборот, расширили бизнес. Как это происходило?
— Проанализировав ситуацию, мы занялись двумя направлениями, с которыми уже довольно долго работали в рамках импорта — кондитерским и ликеро-водочным.
Начали с того, что в 1999 году подготовили инвестиционную программу и приобрели Черкасскую бисквитную фабрику, которая тогда работала всего на 10% своей мощности и, в общем, находилась довольно в затруднительном положении. Вложили в нее колоссальные инвестиции, закупая необходимое оборудование. Например, приобрели линии Frans Haas, лучшее в мире оборудование по производству вафель. Если проводить аналогию с автомобилями, то это как «Бентли» или «Роллс-ройс», — неимоверно дорогая, но очень качественная и надежная техника. Кроме того, купили рецептуру, технологии, те ноу-хау, которые нам могли предложить тогда на мировом рынке. В результате получили прекрасный продукт, который успешно продаем по сегодняшний день под брендом «Світ ласощів».
— Приходилось ли сталкиваться с какими-то неожиданностями в новом бизнесе?
— Да, одним из самых сильных потрясений было узнать, что Европа — это далеко не всегда «хорошо и надежно». Помню, следующим интересным для нас сегментом было производство рулетов и бисквитов. Сначала мы купили дорогое немецкое оборудование. Но оно просто отказалось работать — даже сами инженеры-немцы не смогли запустить новые линии. Тогда мы пригласили итальянских специалистов, которые считаются лучшими в этой отрасли. Они поменяли большую часть этого оборудования на итальянское. У них же мы приобрели технологии и рецептуру. И тут Европа снова подвела. Когда была сделана пробная выпечка, Госстандарт отказал нам в сертификации. Оказалось, что отечественные нормы строже европейских. В целом, около двух лет продолжалась напряженная работа целой армии технических и технологических специалистов, экономистов, пока мы не добились того, чтобы продукт соответствовал нашим стандартам и, в то же время, имел достаточный срок годности и высокие вкусовые качества. Зато теперь этот продукт успешен на украинском и других рынках, в частности, в Израиле и США, получает высокие награды и медали на украинских и международных дегустационных конкурсах.
— Подводя итог, как вы оцениваете успешность своего Черкасского бизнеса?
— Скажу только то, что если начинали мы с производства 200 тонн продукции в месяц, то на сегодня эта цифра составляет около 2 тыс. тонн.
— Словом, на кондитерском поприще у вас все в порядке. А как обстоит дело с ликеро-водочным направлением?
— С начала 90-х мы работали с импортной ликеро-водочной продукцией. А потом поставили себе задачу — плавно вытеснить импорт качественным отечественным продуктом. Ведь на самом деле, украинские традиции в производстве алкоголя складывались веками. Например, завод «Златогор» существует с 1896 года. Люди работают там из поколения в поколение. Этим можно объяснить такое их бережное отношение к своему заводу (потому что они расценивают его именно как свое, родное производство).
Между прочим, наше сотрудничество со «Златогором» началось любопытным образом. Владельцы предприятия сами предложили нам сотрудничество. На тот момент мы уже занимали довольно устойчивые позиции на рынке и стремительно развивались, так что предложение оказалось актуальным. Мы ответили согласием и сделкой о покупке завода.
Те традиции и народные рецепты, которые были собраны и сохранены технологами на этом предприятии, легли в основу продукции, которую мы делаем сегодня. И, соединив народную мудрость с современными технологиями, получили прекрасный продукт, который сегодня востребован не только в Украине, а и во многих других странах мира, ежегодно получает награды отечественных и международных конкурсов. «Горілочка», «Златогор», «Status», «Графська», «Давній рецепт» — завод производит более десятка брендов водки, коньяков и бальзамов.
С самого начала мы решили строить вертикально интегрированную систему предприятия. Например, запустив кондитерскую фабрику, со временем приобрели Звенигородский мукомольный завод, Млиевскую птицефабрику. Продолжая работать в этом направлении, сейчас мы активно развиваем собственные инвестиционные проекты.
— История вашего бизнеса довольно стремительна. С чем вы это связываете?
— Начиная с импорта лучших мировых брендов, мы сразу учились и тому, как производить качественные продукты, и тому, как их потом правильно продавать. Работая с мировыми лидерами, старались перенять у них лучшее.
Вторая половина успеха — способность четко отстроить все системы работы от производства до сбыта, создать четкую управленческую структуру. Но при этом очень важно помнить, что это все получилось благодаря высокопрофессиональной команде единомышленников и надежных партнеров, которых, как и настоящих друзей, невозможно найти за один день.
— Очевидно, что Вы прежде всего очаровательная женщина, более того — мать четверых детей. Насколько Вам сложно управлять таким огромным механизмом как «Петрус»?
— Группа компаний — как еще один ребенок, который постоянно требует внимания, заботы, терпения. Но когда ты что-то хочешь сделать, а потом это воплощается в жизнь — получаешь огромное удовольствие. Хотя, конечно, как и в жизни, путь женщины не мыслим без надежного мужчины. Для меня таким человеком является мой муж и партнер Владимир Гаркушин. >В целом, в рамках холдинга «Петрус» собралась команда настоящих профессионалов, опытных и талантливых специалистов. В бизнесе, таким как наше успешным объединением мужской и женской энергии, мало кто может похвастаться. Поэтому мы вместе смело планируем будущее развитие бизнеса. Признаюсь по секрету, в ближайшие годы мы рассчитываем выйти на высокие международные позиции. Наверное, поэтому принимаем участие не только в управлении компаниями, а и в работе над созданием и производством продукции, выбирая то, что удовлетворит потребителя наилучшим образом.