Бізнес
Нерухомість
Мода на натурпродукты. Современная крыша из натуральных материалов
Натуральные кровельные материалы — черепица, дранка, дерн, камыш, сланец — снова возвращаются на крыши украинских домов. Возврат к продуктам природного происхождения — одна из основных тенденций настоящего времени, которая не обошла стороной и материалы для крыш.
Появившиеся за это время новые виды обработки природных материалов позволили значительно улучшить их технико-эксплуатационные характеристики. Без изменений остались неповторимое обаяние и индивидуальный облик, которые натуральные материалы придают каждому дому.
Самым известным природным кровельным материалом долгие годы неизменно остается керамическая черепица. Она отличается стойкостью к УФ-лучам, кислотным дождям, щелочным средам, обладает отличной шумо- и теплоизоляцией, пожаробезопасна и долговечна. Один из производителей керамической черепицы — концерн «ТонДах» — утверждает, что этот кровельный материал способен противостоять атмосферным влияниям при полном сохранении основных свойств не менее 80-100 лет, при этом существуют реальные примеры, когда кровля имеет более почтенный возраст, но до сих пор сохраняет свою функциональность.
По информации Виталия ВЕДМЕДЯ, заместителя директора компании ТМВ (Киев), для производства керамической черепицы используют только натуральный материал — глину, причем определенного состава. Упрощенно процесс изготовления черепицы выглядит таким образом: подготовленную глиняную пластичную массу с помощью шнекового устройства уплотняют и выдавливают через отверстия в форме плоской ленты. Эту ленту режут на пластины заданного размера и вида сечения. Так возникают разные виды полукруглой черепицы типа «бобровка». При производстве прессованной черепицы используют револьверный пресс, который с помощью гипсовых штампов придает пластинам нужную форму.
Далее следует обжиг керамической черепицы. Как рассказал Виталий ВЕДМЕДЬ, производится он в три этапа: прогрев сырца, собственно обжиг и регулируемое охлаждение. При нагреве сырца до 120 °С удаляется физически связанная вода, керамическая масса становится непластичной. В температурном интервале 450-600 °С отделяется химически связанная вода, разрушаются глинистые минералы. При нагреве свыше 1000 °С легкоплавкие соединения керамической массы и минералы плавки создают некоторое количество расплава, который обволакивает не расплавившиеся частицы, стягивает их, приводя к уплотнению и усадке массы в целом. После остывания
изделие приобретает камневидное состояние, водостойкость и
прочность.
Основной цвет керамической черепицы — красно-кирпичный. Этот цвет материалу придают окислы железа, содержащиеся в глине. Никаких специальных красителей при этом не используют. Для улучшения внешнего вида, а также дополнительной водонепроницаемости, керамическую черепицу покрывают декоративным слоем — глазурью или ангобом. «Глазурь — это стекловидное покрытие, нанесенное на изделие и закрепленное обжигом, — поясняет заместитель директора компании ТМВ. — Покрытие ангоб получается при нанесении на сухое изделие тонкого слоя беложгущейся или цветной глины, образующей цветное покрытие с матовой поверхностью. По своим свойствам ангоб имеет те же показатели, что и основная черепица. Отличительная особенность этой цветовой обработки керамической черепицы — цветостойкость».
Как утверждают производители керамической черепицы, тяжесть этого кровельного материала — миф. В результате расчета оказывается, что при черепичной кровле, по сравнению с металлической, требуется усиление стропил крыши на 15-23 %. Доля черепицы в общей массе дома составляет всего 2-4 % и существенного влияния на состояние стен и фундамента не оказывает.
Черепичный ассортимент
Керамическую черепицу используют в качестве кровельного материала как на малоэтажных, так и на высотных домах с различными видами несущих конструкций (каменными, кирпичными, деревянными). Обилие представленных на рынке моделей керамической черепицы позволяет выполнять кровли различного внешнего вида и сложности. Только по видам покрытия этот материал делится на натуральную черепицу (без покрытия), ангобированную (ангоба и элитная ангоба), глазурованную черепицу («глазурь» и «матовая глазурь»), а также черепицу с покрытием «антик» и обугленную. По информации специалистов, сегодня на пике популярности — ангоба и элитная ангоба (черепица с двойным покрытием из ангоба). «Востребованность ангобированной черепицы объясняется тем, что, в отличие от натуральной, она представлена в широкой цветовой гамме и в 1,5-2 раза дешевле глазурованной черепицы», — рассказывает Александр СЕРГИЕНКО, директор компании «Современный дом» (Харьков).
Внешний вид черепицы определяется не только типом покрытия, но и ее формой. По этому критерию выделяют плоскую («бобровый хвост»), желобчатую (лотковую) и пазовую (фальцевую) черепицы, а также их разновидности. Первая представляет собой прямоугольную пластину, нижний конец которой обычно закруглен. Желобчатая черепица производится двух видов: первый — «монах-монашка», второй — голландская черепица S-образной формы с выступами. Пазовая черепица имеет специальные пазы и выступы (с двух или четырех сторон) для плотного соединения плиток друг с другом, благодаря которым материал можно применять на более пологих крышах. Зачастую на выбор формы черепичных плиток влияет конфигурация крыши. Для криволинейных поверхностей лучше всего подходит желобчатая черепица или «бобровый хвост», для плоских — пазовая. По информации специалистов, в Украине наиболее популярна романская и французская черепица.
Господствующее положение на отечественном рынке занимает импортная продукция. Это керамическая черепица торговых марок BRAAS, TONDACH, KORA-MIC, VON MULLER, MEYER-HOLSEN, BOGENER, JUNGMEIER, LAUMANS, ROBEN и др. Среди отечественных предприятий, выпускающих керамическую черепицу, следует отметить «Львовский керамический завод».
Достаточно широко в Украине представлена керамическая черепица BRAAS. Серия черепицы «Рубин» этой торговой марки подходит как для пологих, так и для крутых крыш. Она имеет высокую степень защиты от дождя за счет пазовых замков. Эта модель с низким профилем сочетает эстетичность с высочайшим качеством и функциональностью. Традиционным внешним видом и высокими показателями экономичности отличается двухжелобчатая черепица «Гранат». Уже тысячи лет люди применяют «Опал» — плоскую беззамковую черепицу чешуйчатой укладки. В настоящее время ее используют не только для реставрации памятников архитектуры, но и для создания индивидуальных кровель новых строений. В этой серии историческая форма и классический внешний вид сочетаются с качеством современной черепицы.
Концерн TONDACH предлагает на украинском рынке весьма широкий ассортимент керамической черепицы — около двух десятков различных моделей богатейшей цветовой гаммы. Компанией разработан особый вид глазури — «Амадеус». Она образует на поверхности черепицы более тонкий слой, что делает этот кровельный материал доступнее по цене. Новинка от TONDACH GLEINSTATTEN AG — система TONDACH solar. Основа системы — солнечный коллектор TS 300, который представляет собой оборудование для трансформации солнечной энергии в тепловую. В климатических условиях Украины солнечный коллектор служит в первую очередь источником тепла для обогрева дома и нагрева технической воды. Такая система окупается за 10–15 лет, а срок ее эксплуатации составляет не менее 30 лет. Стоимость TONDACH solar находится в диапазоне от 17 до 85 евро за 1 кв. м.
Черепицу MEYER-HOLSEN выпускают в трех линиях: Eleganz, Aktuell, Klassik. Линии различаются модельным рядом, технологией нанесения и цветовой гаммой покрытия.
Отличие Eleganz заключается в использовании высококачественных глазурей Marcato, толщина которых значительно больше, чем у обычных глазурей, что позволяет добиться красивого блеска и стойкости цвета черепицы. Глазурь Marcato выпускается в одиннадцати тонах. Второй частью линии является черепица, прошедшая двойной обжиг. В результате этого она приобретает темно-серый или пестрый коричневый цвет.
Линия Aktuell представлена кристальным ангобом, имеющим сдержанный тонкий блеск, и традиционной блестящей глазурью. Линия Klassik предлагает натуральные цвета черепицы.
В ассортимент продукции JACOBI входят семнадцать разных моделей в двадцати различных цветах и покрытиях. Инновационная модель черепицы Jacobi-J11 объединяет не стареющий со временем эстетический дизайн с революционным техническим прогрессом. Это единственная черепица с двумя областями сдвига.
Продукция компании CREATON также отличается многообразием моделей и широчайшей цветовой гаммой черепицы — более 60 оттенков.
Производители керамической черепицы, кроме самого кровельного материала, выпускают и различные доборные элементы, необходимые для устройства кровельного покрытия, а также кровельные аксессуары.
Защитники кровли
Когда речь идет об эксплуатационных возможностях кровельных материалов, то прежде всего встает вопрос воздействия на кровлю атмосферных осадков. Для успешной борьбы с осадками необходима качественная система водосточных желобов. Примером эффективного водоотвода может служить система ТМ MARLEY (Германия), которая не только выполняет защитные функции, но и может подчеркнуть контуры крыши, составить гармоничное сочетание с оттенком кровли и фасада, создать яркие цветовые акценты.
Система MARLEY выполнена из ПВХ с применением коэкструзии (все элементы покрыты полиметилметакрилатом, защищающим их от УФ-излучения и агрессивной внешней среды). Система отличается простотой сборки, в силу того что при ее монтаже отсутствуют сложные процессы сварки или пайки. Элементы водосточных систем MARLEY соединяют с помощью защелок и резиновых уплотнителей, изготовленных из влагостойкой резины ЭПДМ. Защитные сетки Marley Laubfrei (ПВХ) и Marley Poly-Net Laubstop препятствуют попаданию листвы в желоба и избавляют от необходимости чистить систему.
Большой выбор систем MARLEY под любой фасад предоставляет компания «Орбиталь» — официальный представитель ТМ MARLEY в Украине.
Есть ли альтернатива?
Керамическая черепица, как и другие натуральные кровельные материалы, заслуживает самого почтительного отношения. Это очень респектабельный и аристократичный материал. Однако занимает она не самую значительную долю рынка кровельных материалов для скатных крыш.
По мнению Алексея КЛЕЩЕВА, регионального представителя заводов «Шинглас» и «Люксард» корпорации «ТехноНИКОЛЬ» на территории Украины и Молдовы, причин тому несколько. Первая — это цена. Кроме того, вес натуральной черепицы требует более серьезной по своей несущей способности стропильной системы. Соответственно, мощная стропильная система должна опираться на более прочные стены, которым необходим усиленный фундамент. Все это неизбежно приводит к удорожанию строительства. Кстати, сам материал тоже не относится к числу дешевых.
Вторая причина — отсутствие достаточного количества специалистов с навыками монтажа кровель из натуральной черепицы. Монтажники берутся за сложные технические решения, имея крайне мало опыта, а то и вовсе с отсутствием такового. В европейских странах профессиональные кровельщики заканчивают специальные учебные заведения, где учатся от двух до четырех лет.
Третья — потребительская боязнь, что натуральная черепица не выдержит нашего климата. Цементно-песчаная кровля, например, сравнительно недолговечна, от температурного расширения на ней образуются микротрещины. Она хрупка, ее монтаж очень трудоемок — на каждую плитку необходимы два самореза (20 шт./кв. м).
В связи с этим потребитель задается вопросом, как заполучить красивую натуральную кровлю, но при этом легкую и простую в монтаже? Есть ли какая-либо альтернатива натуральной черепице? Оказывается есть. Сравнительно недавно на рынке появился инновационный кровельный материал — композитная черепица («ТехноНИКОЛЬ» выпускает данный материал под ТМ LUXARD).
Это — своеобразный микс из металла (основа — алюмоцинк) и гранул натурального камня (внешнее покрытие). Продукт по прочности и легкости сравним с металлочерепицей, а по респектабельному внешнему виду — с натуральной. Он создает на кровле эффект натурального покрытия. Поскольку внешне композитная черепица очень похожа на натуральную, ее можно использовать для реставрации старинных зданий. За счет простоты монтажа кровли из композитной черепицы можно устанавливать поверх старого кровельного покрытия, поэтому в целом устройство новой кровли производится очень быстро.
Экономный вариант
По информации специалистов компании «ТопДах», цементно-песчаная черепица возникает путем отвердения смеси цемента, натурального кварцевого песка и пигментов на основе оксида железа. Как утверждают производители этого кровельного материала, по своим характеристикам цементно-песчаная черепица уступает оригинальной керамической только в разнообразии и яркости цветов. Цвет цементно-песчаной черепицы определяется специальными красителями, которые добавляют в бетонную массу перед формованием. Эти красители не влияют на прочность материала и устойчивы к солнечному излучению. После формования на черепицу обычно наносят специальный состав, уплотняющий поверхность бетона и улучшающий внешний вид плиток.
Так как цементно-песчаная черепица не нуждается в обжиге, а набирает прочность в результате естественного отвердения цемента, ее производство — менее энергоемкий и менее капиталоемкий процесс. Поэтому цементно-песчаная черепица дешевле керамической.
На украинском рынке цементно-песчаную черепицу предлагают отечественные производители: «ДАХ» (Ровенская область), «АЛЯСКА» (Николаев) и др., и зарубежные: BRAAS (Германия), ORMAX (Финляндия), EURONIT (Польша), Est-Stein (Эстония), «ЗАБУДОВА» (Беларусь) и пр.
По данным специалистов компании «ТопДах», цементно-песчаная черепица EURONIT запроектирована таким образом, чтобы обеспечить максимальный комфорт пользователям и облегчить укладку. В ее конструкции использованы инновационные решения, связанные с формой черепицы: выпуклый продольный фальц и водоотводы, которые быстро отводят воду с поверхности; глубоко профилированные боковые нахлесты, которые дополнительно защищают кровлю от зарастания мхом и отложения на поверхности черепицы осадков; ребра в нижней части черепицы, благодаря которым на наветренной стороне черепицы образуется эффект воздушной подушки, уменьшается проникновение снега и дождя, и т. д.
Возрождение традиций
В европейских странах, при огромном разнообразии используемых в строительстве новых продуктов и технологий, возрождается традиция применения сланцевой кровли. Этому способствуют ее многочисленные достоинства: сланцевые плитки отличаются высокой механической прочностью и упругостью, имеют превосходные тепло- и звукоизоляционные свойства, не горят, устойчивы к различным атмосферным воздействиям. Сланцем можно покрыть самые сложные части крыш (ендовы, башенки, слуховые окна). Несущей конструкцией для сланцевой кровли в большинстве случаев служит сплошная обрешетка из досок или плит на основе дерева (OСП, фанера). С целью гидроизоляции чаще применяют супердиффузионные мембраны.
Способов укладки кровельного сланца достаточно много, равно как и форм сланцевой плитки (прямоугольники, квадраты, квадраты с округлением, шестиугольники, квадраты со срезанным углом, чешуйки, полукруглая черепица, готическая черепица и т. д.). Среди технологических способов укладки этого материала выделяют два основных: простой (немецкий) и двойной (английский). Для основных видов укладки установлены предельные уклоны крыши: у немецкого способа он равен 25°, у английского — 22°. В Украине представлен кровельный сланец нескольких производителей, в частности, RATHSCHECK SCHIEFER (Германия) и ROYAL STONES (Китай). Согласно информации операторов рынка, цена 1 кв. м сланцевой кладки для крыши составляет от 45 до 65 евро. Точную стоимость рассчитывают при проектировании кровли, поскольку она зависит от угла наклона скатов и других параметров кровли.
«Соломенная шляпка» для дома
Среди натуральных материалов для устройства крыш стоит отметить и солому — покрытие, некогда традиционное для Украины. Этому виду кровельного материала не страшны жара и морозы, ливень и снег. Кровельная солома устойчива к сырости — не промокает и не набухает. Невелика вероятность возгорания такой кровли — соломины плотно прижаты друг к другу, между ними нет воздушного пространства, что не дает пламени распространиться по крыше. Для тех, кто хочет перестраховаться, на кровельное покрытие можно нанести специальные антипирены.
Наиболее подходящие растения для получения кровельной соломы — камыш и тростник. Толщина соломенного слоя на кровле достигает 30 см. Вес 1 кв. м такого покрытия составляет около 40 кг в сухом состоянии и около 50 кг — в мокром. Крыть крышу камышом или тростником рекомендуется в том случае, если минимальный угол наклона скатов составляет 30°. Это необходимо для своевременного стока дождевой воды.
При правильном монтаже гарантированный срок службы соломенной крыши — не менее 50 лет. Кроме того, кровли из камыша или тростника можно ремонтировать. Найти подходящее отечественное сырье для устройства соломенной кровли практически невозможно, поэтому используется в основном импортная солома. Стоимость материала для устройства 1 кв. м камышовой кровли составляет около 70 евро. Монтажные работы оцениваются в 30 евро за 1 кв. м.
Цветущие кровли
Еще один вариант натурального кровельного покрытия позволяет крыше цвести и благоухать травами и цветами. Крыши такого типа (покрытые торфом или дерном) появились в Северной Европе несколько столетий назад. Сегодня зеленые кровли устраиваются по новым технологиям.
Первый слой «зеленого» кровельного пирога — полимерный гидроизоляционный материал, который не только не пропускает влагу, но и способен противостоять повреждению корнями растений. Гидроизоляция для зеленой кровли обладает высокой химической и биологической стойкостью, а также долговечностью. Выше гидроизоляции расположен дренажный слой, который выполняет функции первичной или дополнительной корневой защиты и обеспечивает отвод воды. В зависимости от типа растительности используют высокопрочные рулонные материалы, в менее ответственных случаях применяют плиты из перфорированного полистирола или засыпку гравием. Фильтрующий слой предназначен для предотвращения засорения дренажа частицами почвы. В качестве фильтрующего слоя иногда используют геотекстиль. На него укладывают пакеты торфа. Обычно толщина слоя торфа составляет около 15 сантиметров. Далее кровлю засеивают смесью семян трав, растущих в данной местности. Другой вариант — поверх торфа раскатывают рулон срезанного дерна с растительностью.
Рынок
Наиболее заметное положение на украинском рынке натуральных кровельных материалов занимает керамическая и цементно-песчаная черепица. По информации операторов отечественного рынка, объем потребления этих материалов растет высокими темпами. Так, в 2006 г. он составил 0,7 млн кв. м, в 2007 г. — 1,1 млн кв. м, а в 2008 г. должен достигнуть 1,4 млн кв. м. Таким образом, в 2007 г. рынок натуральных кровельных материалов вырос более чем на 50 %, тогда как рынок материалов для скатных крыш в целом показал прирост на уровне 5-10 %.
Испанская глиняная черепица
Несмотря на высокие темпы роста потребления керамической и цементно-песчаной черепицы, доля этих покрытий в общем сбыте материалов для скатных крыш невысока — около 2 %. Но, как утверждает Александр СЕРГИЕНКО, в сегменте элитных кровель керамическая черепица занимает лидирующие позиции — на ее долю приходится около 80 % рынка.
В прошлом году наблюдался незначительный (по сравнению с другими материалами) рост цен на керамическую черепицу. Это связано, преимущественно, с ростом тарифов на транспортные услуги и инфляционными процессами. На сегодняшний день 1 кв. м керамической черепицы можно купить за 16 евро. Средняя стоимость устройства крыши с покрытием из черепицы — около 170 грн за кв. м (цена связана со сложностью крыши). В зависимости от вида покрытия стоимость натуральной черепицы может возрастать в 3,5 раза. В порядке удорожания в связи с типом покрытия керамическая черепица располагается в таком порядке: натуральная, ангоба, элитная ангоба, глазурь, цветная глазурь. Стоимость цементно-песчаной черепицы — ниже чем керамической: от 14-25 $ за 1 кв. м.
Основные покупатели натуральных кровельных материалов — частные заказчики. Не обходят своим вниманием эту продукцию и застройщики коттеджных городков. В начале 2008 года украинскому рынку кровельных материалов для скатных крыш прочили рост на уровне 10-15 %, а рынку натуральных кровельных материалов и того выше — 20-30 %. Однако мировой финансовый кризис может внести в эти прогнозы свои коррективы. Ощутив падение спроса на недвижимость, отечественные застройщики не пошли по пути ценового демпинга, а начали замораживать объекты, что приведет к падению объемов строительства, а значит и снижению уровня продаж всех строительных, в том числе и кровельных материалов.