НОВИНИ ДНЯ: Інавгурація Трампа: Коли і як вона відбудеться  "Довгі Нептуни" та 30 тисяч дальнобійних дронів: Зеленський розповів про українську зброю  Похолодання в Україні: синоптик розказав, де температура впаде до "мінусів"  У четвер Україні прогнозують погіршення погоди: дощ, сніг та ожеледицю  В Україні 20 листопада буде вітряно, на заході - похолодання та дощ із мокрим снігом  Потепління до +14, але ненадовго: синоптикиня озвучила прогноз погоди в Україні на 19 листопада  Зима близько: де в Україні чекати на сніг в понеділоквсі новини дня
09.07.2014 5137

Конец госмонополии на производство спирта?

Не далее как в апреле Минфин в срочном порядке рассылал сопроводительные письма для согласования проекта закона, ликвидирующего государственную монополию на производство спирта в Украине. Так хотелось чиновникам, особо не мудрствуя, записать в Законе «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий», что отныне производство спирта этилового осуществляется уже не исключительно на госпредприятиях, а «субъектами хозяйственной деятельности независимо от формы собственности». А еще — убрать из закона ограничения для реализации спирта, в том числе на экспорт.

Однако лобовая атака успехом не увенчалась. Пришлось нашим героям подумать о дороге в обход, приводящей, по сути, к той же цели, но поэтапно. Проект постановления Кабмина «Некоторые вопросы деятельности предприятий спиртовой и ликероводочной промышленности» вполне можно расценивать как шаг именно в этом направлении. Ведь он предусматривает ликвидацию Государственного предприятия «Укрспирт» во имя возрождения довольно специфической конкуренции между спиртзаводами в рамках государственной монополии на производство спирта.

Водочники наверняка ликуют. Ведь в недавнем прошлом подобная конкуренция в условиях гигантского перепроизводства спирта обеспечивала им спирт по цене ниже себестоимости. Правда, за государственный счет…

Свободная «конкуренция» ценою 1,2 млрд грн

Несложно понять, что ликвидация ГП «Укрспирт» (п. 3 постановления КМУ) переносит рынок спирта в период до 2011 г., когда государственные спиртзаводы, потеряв внешние рынки сбыта, фактически стояли на коленях перед производителями ликероводочной продукции. Шутка ли — суммарная мощность по производству спирта в стране достигала 60 млн дал в год, при потребности ликероводочного рынка всего около 20 млн дал. При такой «конкуренции» директор спиртзавода, чтобы сохранить предприятие, вынужден был идти на многое. И отпуск спирта по цене ниже себестоимости был не самым страшным из возможных его злоупотреблений.

В результате такой «конкуренции», а на самом деле борьбы за свое существование, государственные заводы по производству спирта попали в глубокую «долговую яму». Ценовой демпинг обеспечил им к 2010 г. около 1,2 млрд грн кредиторской задолженности.

Естественно, пришлось срочно менять систему управления спиртовой отраслью. Принятие постановления КМУ №672 «О создании Государственного предприятия спиртовой и ликероводочной промышленности» от 28.07.2010 г. позволило централизовать производство спирта. Был создан единый производитель спирта — ГП «Укрспирт», удаленными цехами которого постепенно (по мере запуска простаивающих предприятий) должны были стать 78 спиртзаводов.

Потенциал: 800 млн грн прибыли в год

Централизация производства спирта позволила преодолеть тенденцию массового банкротства спиртзаводов. Отрасль, представленная единым производителем ГП «Укрспирт», стала наращивать прибыли. Так, в 2012 г. прибыль превысила 23 млн грн, в 2013-м вышла на уровень 26,3 млн грн. Для сравнения: в 2008 и 2009 гг. суммарная прибыль всех предприятий отрасли составила соответственно 5,6 и 9,7 млн грн.

Если эти цифры Минфин не впечатляют, то к ним можно добавить 680 млн грн необоснованных расходов, которые допустило руководство «Укрспирта» времен Януковича. Гигантские непроизводственные расходы являются финансовым подтверждением эффективности созданного предприятия. Другое дело, кто стоял у руля и как использовал эффективность централизованной системы. Вот один лишь конкретный пример, услышанный автором от заместителя директора ГП «Укрспирт» Виктора Панкова: «Мы подняли документы и обнаружили, что только 600 млн грн было потрачено на сюрвейерские услуги. Т.е. обслуживание 54 млн кредита в банке обошлось «Укрспирту» в 600 млн грн. За эти деньги доверенные лица банка следили за состоянием залогового имущества и каждый месяц выезжали в командировки на его проверку. Я это говорю к тому, что если не воровать, то можно показывать прибыль в 10 раз больше. Потенциал «Укрспирта» — 800 млн грн прибыли в год. Это мнение специалистов. Вопрос лишь в человеческом факторе, в честности руководителя. Именно поэтому мы хотим провести независимое исследование состояния и финансово-экономических возможностей «Укрспирта», с которого не будут больше выводиться деньги на непонятные фирмы».

Теперь та же централизованная система, но уже без института смотрящих. В марте 2014 г. предприятие заплатило 18,4 млн грн налогов, что на 34,3% больше, чем в марте 2013 г. Аналогичный фискальный прирост зафиксирован в апреле и мае. Заметно оживились и экспортные поставки. Их объемы с начала года увеличились на 92%. За пять месяцев экспортировано 440 тыс дал. Есть и перспективы. Подписано соглашение на поставки 700 тыс дал спирта — в Чехию и 100 тыс дал технического спирта — в Турцию.

Ожидаемая прибыль в 2014 г. — 34 млн грн.

Долги Кабмину

Следует заметить, что экономическая деятельность ГП «Укрспирт» велась не с чистого листа. И кроме упомянутых нами ранее 1,2 млрд грн долгов спиртзаводов перед кредиторами на это предприятие лег еще и груз задолженности по зарплатам предприятий банкротов — более 63 млн грн, охраны имущества и финансовой поддержки простаивающих заводов. А еще существуют 14 судебных решений оплаты задолженности по невыполненным международным договорам на сумму, эквивалентную 25 млн грн. Общая же сумма долгового наследства оценивалась в 1,7 млрд грн. И неоплаченные долги теперь придется покрывать правительству, намеренному выступить правопреемником «Уркспирта». Ведь согласно проекту постановления КМУ ГП «Укрспирт», находящееся в сфере управления Минагрополитики, перед ликвидацией будет передано в сферу управления Кабмина, со всеми вытекающими отсюда долговыми последствиями.

Откуда возьмет деньги Кабмин, в тексте постановления — ни слова. Более того, в пояснительной записке к проекту значится шаблон: «Реализация проекта постановления не требует дополнительных расходов из государственного бюджета».

Неясно также, откуда появятся средства у вновь созданных предприятий на запуск производства. Ведь, по сути, речь — о наделении статусом юридического лица уже существующих предприятий, многие из которых на ладан дышат. Стало быть, те, кто не найдет инвесторов, вынуждены будут покинуть рынок. А таких большинство. Кто-нибудь в Минфине в курсе, что означает закрытие завода в селе, где от единственного предприятия зависят не только доходы жителей, но даже их отопление и водоснабжение?

Металлолом государству

В сущности, с расчетами и прогнозами у авторов ответственного правительственного документа как-то не сложилось. А аргументы вообще перенесены из пояснительной записки к законопроекту, с которого начиналась эта статья. Уже в п.1 без указания базы сравнения непонятен аргумент «уменьшение поступлений в госбюджет». По крайней мере, как указано выше, последние три года поступления росли и продолжают расти. Мало производится спирта или неполная загрузка мощностей — тоже не аргументы. Его производится ровно столько, сколько может поглотить рынок с учетом, между прочим, ликвидации теневой составляющей. Производить 60 млн дал в год (как это позволяют делать номинальные производственные мощности), заполняя доверху хранилища, — не только бессмысленно, но и убыточно. А вот сокращение экспорта, действительно, состоялось более чем значительное. Однако это явно вопрос не к системе управления, а к прежнему руководству «Укрспирта», которое, как известно, преследовало далеко не общегосударственные цели и поэтому сейчас находится в розыске. Иначе создается впечатление, что система в ответе за «семейный подряд», организованный прежним руководством страны едва ли не во всех сферах экономики.

В пояснительной записке к проекту отсутствует обоснование целесообразности перехода на новую систему (точнее, еще не забытую старую) управления отраслью с хотя бы элементарными арифметическими выкладками ее возможностей и указанием на преимущества. Зато в документе прямо сказано, что отпускание спиртзаводов в свободное плавание и создание между ними конкуренции — это первый шаг к демонополизации отрасли. Уже следующим шагом предусмотрено одобрение закона, который позволил бы «вывести производство спирта за рамки государственной монополии».

Ну, и это уже проходили. Правда, не мы, а соседняя Россия. Упразднив госмонополию, РФ получила взамен двукратный рост (с 30 до 60%) нелегального рынка ликероводочной продукции. И это несмотря на внедрение Единой государственной автоматизированной информационной системы, позволяющей отслеживать движение каждой бутылки алкоголя в режиме реального времени.

Дело даже не в том, что спиртзаводы после ликвидации «Укрспирта» прогнозировано попадут под контроль производителей ликероводочной продукции, от которых авторы законопроекта почему-то ожидают увеличения поступления в госбюджет. Главное, что обратного пути к государственной монополии уже не будет. Об этом тоже свидетельствует российский опыт. А ведь государство (если уж так хочется лишить себя монополии), могло бы на этом хорошо заработать. Только для этого оно должно продать эффективную отрасль, вместо того чтобы идти по пути порезки на металлолом предприятий-банкротов. Хотя последние вполне могли бы производить биоэтанол, востребованный, между прочим, в Европе.

Наконец, новым предприятиям (прежде чем начать самостоятельную работу на рынке спирта) придется сначала получить кучу разрешительных документов. В их числе: разрешение на пользование недрами (оформляется на протяжении полугода), на обращение с прекурсорами, лицензия на производство спирта, документы на право собственности. В итоге на три-четыре месяца рынок спирта остановится. Так что работы в Украине у контрабандистов из РФ и Приднестровья только добавится. Они восполнят перебои с производством спирта. Вот только поступления налогов от них государство вряд ли дождется...

Источник: Ольга Рогоза, Зеркало недели. Украина

Оценка материала:

5.00 / 2
Конец госмонополии на производство спирта? 5.00 5 2
Бізнес / Ринки та компанії
09.07.2014 5137
Еще материалы раздела « Ринки та компанії»