Известный российский экономист Константин Сонин, профессор, проректор НИУ «Высшая школа экономики», разрушает миф о том, что увеличение военных расходов способствует динамичному росту и модернизации экономики. Путинская экономика в очередной раз окажется у разбитого корыта.
Россия и до 2014 г. была одной из самых милитаризованных стран мира. По данным Всемирного банка, 8-е место в мире по доле военных расходов в ВВП и 10-е по величине военных расходов на душу населения. Россию опережали только арабские эмираты (тот же Катар), небогатые экспортеры нефти — Азербайджан и Алжир, а также воюющие Израиль и Южный Судан.
Если Россия еще увеличит военные расходы, что будет с ее экономикой, задается вопросом экономист в своей колонке в "Ведомостях".
«Во-первых, это неправда, что увеличение военных расходов двигает экономику вперед. В некоторых обстоятельствах — да, но у нас сейчас обстоятельства как раз другие. Во-вторых, нет убедительных свидетельств того, что военные расходы способствуют росту, подталкивая развитие гражданских технологий», - уточняет Сонин.
Издержки военных расходов очевидны — ресурсы, которые могли бы быть потрачены на повышение уровня жизни, отвлекаются на что-то другое. Военные расходы могут помочь экономике, если, например, в стране высокая безработица и много незадействованных мощностей. Именно такой была ситуация в США во время Великой депрессии. Но в России все как раз наоборот - очень низкая безработица и высокий уровень загрузки мощностей.
«Но военные расходы помогают росту, развивая технологии? В теории это работает так: что-то разрабатывается для военных нужд, потому что эти нужды самые приоритетные, а потом используется в обычной жизни. К сожалению, то, что работает в теории, не обязательно работает на практике. В СССР удалось добиться успехов в разработке и производстве вооружений ценой поддержания низкого уровня жизни населения (богатство на душу населения как было примерно треть от американского в начале ХХ в., так и осталось). Пригодилось ли в обычной жизни что-то из придуманного? Нет, ничего не пригодилось», - уточняет Сонин.
Оппоненты, конечно же, вспомнят про США, где компьютеры и интернет разработаны на гранты Пентагона. Экономист отвечает: «Скорее причинно-следственная связь работает в обратную сторону. Прорывные исследования требуют больших денег, и американское правительство финансировало их, оправдывая военными — т. е. важными с точки зрения простых граждан — нуждами. Посмотрите, где взял Тур Хейердал снаряжение для своей экспедиции, изучавшей способы передвижения древних инков».