Бізнес
Економіка
Дмитрий Фирташ выпадaет из состава украинской высшей бизнес-лиги
В 2009-м от финансово- экономического кризиса пострадают не только рядовые украинцы, но и многие олигархи. Кризис вынуждает богатейших людей страны сворачивать производство, увольнять сотрудников, урезать зарплаты, отменять инвестиционные программы, отказываться от приобретения активов и пересматривать стратегии развития своих компаний.
От редактора
Победит сильнейший
Хотя первая половина 2008-го была довольно успешной для большинства крупных украинских бизнесменов, к концу года вследствие кризиса многие утратили часть своего состояния. По итогам 2009-го некоторые из ныне влиятельных миллиардеров потеряют вес в украинском бизнесе, иные будут вынуждены продать компании за копейки.
До конца года Контракты намерены отслеживать бизнес-деятельность богатейших людей Украины. На основе антикризисных стратегий отечественных олигархов журналисты Контрактов попытаются спрогнозировать, кто же будет рулить украинской экономикой год спустя.
Елена ШКАРПОВА,
редактор отдела «Деньги»
В середине февраля в Надра
Банке (9-е место в рейтинге НБУ по активам) была введена временная
администрация Нацбанка. Об этом регулятор попросила компания Group DF,
принадлежащая миллиардеру Дмитрию Фирташу (несколько месяцев управляла банком).
«Руководство Group DF заявляет, что Надра Банк стал заложником войны, которую
развернула против главы совета директоров Group DF Дмитрия Фирташа
премьер-министр Украины Юлия Тимошенко», — значилось в пресс-релизе,
распространенном компанией Group DF. Сегодня временная администрация проводит
ревизию активов и пассивов Надра Банка и разрабатывает план финансового
оздоровления учреждения.
Последние несколько месяцев Дмитрию Фирташу не везет в бизнесе. С 2009-го его основной актив, в 2006–2008 годах приносивший олигарху львиную часть дохода, — компания RosUkrEnergo — отстранен от поставок газа из России в Украину. В начале марта разразился скандал с участием RosUkrEnergo и НАК «Нафтогаз України»: компании не поделили около 11 млрд куб. м газа. Фирташ также может потерять контроль над Вольногорским горно-металлургическим и Иршанским горно-обогатительным комбинатами, которые арендуются подконтрольным бизнесмену предприятием «Крымский Титан». Если государство не продлит договор аренды ГМК и ГОКа, Крымский Титан останется без сырья.
По мнению аналитиков, в 2009-м Дмитрию Фирташу придется изменить свою бизнес-стратегию: вероятнее всего, он сосредоточится на развитии химических предприятий, тогда как от посреднического бизнеса (поставки газа и финансы) ему придется полностью отказаться.
Неудачное поглощение
Группа компаний Group DF была создана в 2007 году в рамках реструктуризации бизнеса Дмитрия Фирташа: практически все принадлежащие ему активы были введены в состав холдинговой структуры. Тогда аналитики прогнозировали, что следующим логичным шагом группы станет IPO. Впрочем, сам бизнесмен никогда не заявлял о планах вывести свои активы на фондовую площадку. Объединение компаний в единую прозрачную бизнес-структуру, скорее всего, связано с привлечением зарубежных кредитных ресурсов предприятиями Фирташа.
В Group DF входят австрийская компания Centragas (владеет 50% акций RosUkrEnergo), венгерская Emfesz, австрийская Zangas (все три структуры занимаются газовым бизнесом). Химические предприятия Фирташа в Украине, Таджикистане и Эстонии объединены в компанию OstChem. Также в группу входит девелоперская компания Group DF Real Estate.
Дмитрий Фирташ давно ведет бизнес в Украине, однако широко известным стал в 2005 году, когда RosUkrEnergo оказалась эксклюзивным поставщиком туркменского газа из России в Украину. С июля 2004-го по декабрь 2005-го компания получила $755 млн чистой прибыли, в 2006-м — $785 млн, в 2007-м — $795 млн. В I полугодии 2008 года ее выручка достигла почти $8,3 млрд, а чистая прибыль — $1,16 млрд. До 2009-го структуры группы ежегодно получали порядка $400 млн чистой прибыли RosUkrEnergo (то есть 50% финрезультата компании). Фирмы Emfesz и Zangas предположительно приносили бизнесмену еще около $200 млн чистой прибыли ежегодно.
Химические предприятия Фирташа менее прибыльны. В 2008 году Крымский Титан получил убытки на сумму 34,87 млн грн. Крымский содовый завод, также принадлежащий бизнесмену, в 2008 году принес прибыль на уровне 79,5 млн грн. Чистая прибыль РивнеАзота, ассоциирующегося со структурами Дмитрия Фирташа, в 2007-м составила 142 млн грн.
В конце 2008-го Дмитрий Фирташ занялся банковским бизнесом — пытался управлять ныне проблемным Надра Банком. Входящий в десятку крупнейших украинских финучреждений он мог стать весомым активом в инвестиционном портфеле Фирташа. По словам бизнесмена, банк ему нужен был для обслуживания собственных компаний.
В январе 2009-го премьер Юлия Тимошенко неоднократно заявляла о нецелевом расходовании средств, предоставленных Надра Банку НБУ, утверждая, что правительство оспорит в суде решение Нацбанка о выделении 3 млрд грн (помимо уже полученных 7 млрд грн). В финучреждении отрицают обвинения Тимошенко: по данным Надра Банка, кредиты НБУ, полученные для поддержки ликвидности, были направлены на выполнение его обязательств перед клиентами. По информации пресс-службы Надра Банка, на 21 января 2009 года им были выполнены обязательства перед своими клиентами на общую сумму 6,4 млрд грн.
Вполне вероятно, что Фирташ отказался от Надра Банка по собственной инициативе, а вовсе не под давлением правительства или неких политических сил. Финансовое состояние банка, увы, ухудшается: в 2008-м его чистая прибыль составила 25,8 млн грн против 348,6 млн грн за 2007 год (то есть в 13,5 раза меньше прошлогоднего показателя). По итогам 2009-го финучреждение наверняка будет в убытке. При этом, по данным временной администрации, просроченная задолженность клиентов банка перед финучреждением достигает 1,2 млрд грн — вернуть эти деньги во время кризиса будет сложно.
Химик без лирики
В 2009-м доходы Дмитрия Фирташа снизятся. RosUkrEnergo отстранена от поставок газа в Украину — теперь компания занимается только транзитом среднеазиатского топлива в Восточную и Центральную Европу (контракт действует до 2010 года).
Строительный бизнес, которым Фирташ занялся в 2007-м, сейчас в стагнации. Компания Group DF Real Estate планировала до 2015 года инвестировать в строительство нескольких объектов недвижимости более $3,3 млрд. Однако с осени 2008-го некоторые стройплощадки Group DF Real Estate заморожены в связи с финансово-экономическим кризисом.
Скорее всего, химический бизнес станет основным направлением деятельности Дмитрия Фирташа, по крайней мере, в ближайшие год-два. Однако за химкомпании ему еще придется побороться с властями. Group DF арендует Иршанский ГОК и Вольногорский ГМК, договор аренды заканчивается в сентябре 2009 года. Не исключено, что Дмитрию Фирташу не удастся продлить аренду: правительство собирается объединить все титановые предприятия в один государственный титановый холдинг (в который планируется включить завод «Сумыхимпром», Запорожский титаномагниевый комбинат, Иршанский ГОК и Вольногорский ГМК и еще несколько профильных предприятий). Ожидается, что титановый холдинг принесет государству хорошие дивиденды — Украина имеет крупнейшие в Европе запасы титана.
Правительство пока не оглашало намерений вернуть Крымский Титан в госсобственность, тем не менее и такой сценарий развития событий возможен, ведь государству принадлежит контрольный пакет акций предприятия, тогда как Group DF владеет 50% минус 1 акция. Разумеется, такой поворот событий невыгоден Дмитрию Фирташу — бизнесмен рассчитывает задержаться на Крымском Титане, поскольку последний год инвестирует в его модернизацию (в 2008-м производственные мощности завода увеличены с 80 тыс. т до 100 тыс. т диоксида титана в год, началось строительство новых мощностей по производству серной кислоты). Кстати, модернизация проходит и на РивнеАзоте, подконтрольном группе. В марте 2008-го генеральный директор предприятия Михаил Заблуда заявил о создании фактически нового завода на территории РивнеАзота: до 2017 года Group DF намерена построить 5 новых цехов (сумма инвестиций — $1 млрд).
Правда, пока бушует мировой финансовый кризис, Дмитрию Фирташу будет довольно сложно вернуть вложенные в РивнеАзот средства. Предприятие работает в основном на экспорт, производит аммиак и аммиачную селитру (азотное удобрение). По словам аналитика ИК Dragon Capital Тамары Левченко, себестоимость аммиака в среднем по украинскому рынку составляет около $350 за тонну. Мировая цена на этот продукт значительно ниже — приблизительно 230 $/т (FOB, Черное море). «Сейчас ситуация на мировом рынке азотных удобрений такова, что производить аммиак отечественным химзаводам невыгодно», — говорит начальник департамента АПК и химической промышленности Госвнешинформа Дмитрий Гордейчук. Компания «РивнеАзот» нашла выход из положения: предприятие перерабатывает часть произведенного аммиака в аммиачную селитру, производство которой прибыльно. Однако спрос на рынке аммиачной селитры органичен, а потому РивнеАзоту в этом году будет довольно сложно нарастить доход до прошлогоднего уровня. По прогнозам Гордейчука, завод начнет экспортировать аммиак не раньше IV квартала 2009 года, когда, по самым оптимистическим прогнозам, стоимость химсырья достигнет $420–450 за тонну.
От мировой конъюнктуры аммиачного рынка зависят и другие азотные активы Дмитрия Фирташа — эстонский Nitrofert и ТаджикАзот.
Тонкий расчет
Дмитрий Фирташ не скрывает своей заинтересованности в покупке Одесского припортового завода. Став владельцем предприятия, Фирташ превратится из газового в химического короля: Одесский припортовый — один из наиболее прибыльных украинских химзаводов (в 2008 году ОПЗ заработал 797 млн грн чистой прибыли). «Этот актив подсоединен к единственному отечественному аммиакопроводу Тольятти — Горловка — Одесса, который является одним из основных путей транспортировки аммиака из России к Черному морю», — говорит Тамара Левченко. Получив контроль над ОПЗ, Фирташ сможет регулировать отгрузку аммиака многих украинских и российских азотных предприятий.
Приватизации завода препятствует президент Виктор Ющенко, выступающий против продажи стратегических для экономики Украины предприятий — Турбоатома, Укртелекома и Одесского припортового завода. Если Дмитрию Фирташу удастся приобрести ОПЗ, он удержится на отечественном бизнес-олимпе. В противном случае еще вчерашний олигарх рискует превратиться в бизнесмена, владеющего парой украинских и зарубежных химических заводов.