НОВИНИ ДНЯ: Погода матиме одну особливість. Синоптик дала прогноз на 22 листопада в Україні  Інавгурація Трампа: Коли і як вона відбудеться  "Довгі Нептуни" та 30 тисяч дальнобійних дронів: Зеленський розповів про українську зброю  Похолодання в Україні: синоптик розказав, де температура впаде до "мінусів"  У четвер Україні прогнозують погіршення погоди: дощ, сніг та ожеледицю  В Україні 20 листопада буде вітряно, на заході - похолодання та дощ із мокрим снігом  Потепління до +14, але ненадовго: синоптикиня озвучила прогноз погоди в Україні на 19 листопадавсі новини дня
08.12.2014 4071

Как украинцам научиться европейской бережливости

Первые платежки с новыми тарифами на коммунальные услуги украинцы уже получили и пока пребывают в состоянии легкого шока. Да, нас предупреждали, что иначе в Европу мы не попадем, и теперь надо привыкнуть жить по новым правилам. Однако в Европе не только повышали тарифы, но и системно внедряли программы энергоэффективности – вплоть до каждого домохозяйства.

В 2014 году впервые за историю независимости Украины тарифы на коммунальные услуги выросли в среднем более чем на 40%. Причиной этого повышения, как весной заявляло правительство и эксперты, стало длительное сдерживание тарифной политики для населения, а также необходимость получения внешней финансовой помощи от МВФ. Как мы помним, МВФ несколько лет безуспешно пыталось обязать Украину выполнить ее обязательства по снижению бюджетного дефицита, для чего в том числе пересмотреть свою тарифную политику по отношению к населению.

2014 год стал знаковым в этом отношении: тарифы на газ для населения выросли на 60%, в среднем на 40% выросли тарифы на тепловую энергию, которая идет для подогрева воды и отопления, тарифы на электроэнергию также выросли в зависимости от объема потребления на 10-40%.

tarif

При этом, если рост тарифов на газ и электроэнергию не сильно ударил по кошельку среднестатистического городского жителя страны, то тарифы на горячую воду и отопление в некоторых населенных пунктах выросли довольно внушительно.

Одной из причин роста тарифов на отопление стало изменение методологии их расчета – если раньше за отопление мы оплачивали в течение года, то теперь только в отопительный период. Таким образом, только из-за изменения методологии расчетов, тариф вырос в два раза. Другой причиной роста тарифов на отопление и горячую воду стало полное возмещение в них газовой составляющей.

Все это, в принципе, должно было привести к снижению дефицита НАК «Нефтегаз Украины» для осуществления им расчетов за импортный газ и в идеале к снижению нашей газовой зависимости.

 

tarif1

tarif3

Киеву в этом отношении можно сказать, что повезло, тарифы, установленные НКРЭКУ для КИЕВЭНЕРГО и Евро-Реконструкция, основных поставщиков тепловой энергии для потребителей столицы, остались ниже средневзвешенных тарифов по Украине - 407,38 грн/Гкал или 10,89 грн/кв.м. Тариф на горячую воду, установленный комиссией в столице, тоже не выше среднего 26,32 грн/куб. м с НДС.

tarif4

Как населению адаптироваться к новым тарифам на энергоносители

Но что остается делать тем украинцам, зарплата которых не изменилась на фоне такого роста тарифов? Мы все или практически все патриоты своей страны и прекрасно понимаем ситуацию, которую переживает наше государство, но что же нам делать?

Мы попытались изучить опыт наших соседей, которые в 90-х тоже пережили опыт повышения тарифов, правда, повышение там происходило по-разному. В одних странах (например, Польша, страны Прибалтики) имела место "шоковая терапия", которую сейчас переживает и наше государство. Другие страны (например, Венгрия и Словакия) долгое время не решались отойти от практики субсидирования цен на энергоносители для населения, и поэтому рост цен там был весьма умеренным, но после 2005-2006 года все же усилился.

tarif5

tarif6

Вывод, к которому мы пришли довольно простой. Для экономии средств на оплату коммунальных услуг необходимо снижать потребление. А для этого необходимо применять энергосберегающие технологии и энергоэффективные программы и здесь без помощи государства нам не обойтись.

Согласно статистике, в тех странах, где государство не отстранилось от проблем потребителей и смогло предложить населению целевые кредитные программы, начали снижать расход энергии, переходя на новые технологии и экономя за счет использования новых решений.

Эксперты отмечают: наличие фактора государства в деле внедрения энергоэффективности является ключевым. Статистика свидетельствует, что даже реальный рост доходов населения не смог компенсировать рост затрат на энергоносители при условии, что население не сокращает потребление.

В результате в одних странах, где такие программы были эффективно воплощены в жизнь (например, Польша, Чехия, страны Прибалтики), население смогло сократить потребление энергии весьма существенно, тогда как другие страны (Словакия, Венгрия) даже после роста цен в середине 2000-х продемонстрировали низкие темпы сокращения энергопотребления в секторе домохозяйств.

Как происходила модернизация в Германии и Польше

Существует так называемая аксиома энергоэффективности в жилом секторе: инвестиции в модернизацию системы центрального теплоснабжения и повышение энергоэффективности жилых домов должны происходить одновременно. Если отступить от этого правила, то достичь результата – сокращения потребления энергетических ресурсов – значительно сложнее.

Например, если заменить оборудование и сети только в системе центрального теплоснабжения, а жилые дома оставить как есть, то желаемого сокращения потребления газа не произойдет. Ведь на уровень потребления энергоресурсов больше всего влияет именно конечный потребитель.

Иными словами, если поставить в котельной даже сверхсовременное оборудование, а потребность в тепле в домах не изменится, то такие инвестиции не принесут желаемого эффекта и будут иметь очень длительный срок окупаемости.

Если же одновременно с модернизацией теплосетей утеплить дома и установить приборы регулирования потребления тепловой энергии, то экономные владельцы смогут сократить потребление тепла. Это не только сэкономит средства, но и уменьшит потребление газа для производства тепловой энергии.

Успешным примером региона, где придерживались этого правила, является Восточная Германия. Но здесь есть нюанс – осуществить одновременную модернизацию жилого сектора и системы централизованного теплоснабжения удалось потому, что в стране не было массовой приватизации квартир.

Зато в Польше, а также в других странах Центральной Европы ситуация в начале пути к энергоэффективности кардинально отличалась. Доля приватизированных квартир, как и в Украине, достигала 95%, но программы инвестиций были реализованы лишь в части модернизации сетей централизованного теплоснабжения.

Как правило, такие инвестиционные программы компании по централизованному теплоснабжению включали компоненты по повышению тарифа до уровня полного возмещения затрат (для образования стабильного денежного потока для погашения кредита) и полную ориентацию на клиента (чтобы предотвратить массовое отключение от сетей централизованного теплоснабжения).

Три проверенных принципа модернизации

Поскольку подобные инвестиционные программы были отделены от программ модернизации жилищного сектора, то расчеты и инвестиционные маркеры для теплосетей базировались на статистике потребления тепла за прошлые периоды. Считалось, что определенный уровень экономии будет достигнут за счет повышения тарифов.

Однако это не снижало риска чрезмерного теплоснабжения в случае проведения модернизации жилых домов и резкого сокращения потребления тепла конечными потребителями.

Поэтому было найдено несколько способов предотвратить такие риски:

1) для начала проводилась модернизация только одного котла в котельной, исходя из предположения, что уровень потребления тепла в районе обслуживания данной котельной несколько упадет. Другие котлы подлежали модернизации при необходимости, исходя из фактического уровня потребления тепла;

2) создавали замкнутую цепь взаимосвязанных котельных. Идея заключалась в том, что в будущем некоторые котельные будут выведены из эксплуатации, когда потребность в них отпадет. Кроме того, создание таких замкнутых цепей увеличивало надежность системы центрального теплоснабжения, потому что каждый дом, который обслуживается такой цепью, может получать тепло из любого звена в случае аварии;

3) подключение новых клиентов к только что модернизированной части сети. Такое решение было оправданным, поскольку диаметр трубопроводов во многих случаях был великоват, а замена их на трубы меньшего диаметра значительно увеличивала расходную часть инвестиционных программ.

После модернизации систем централизованного теплоснабжения и вследствие значительного повышения тарифов на тепловую энергию собственники квартир в многоквартирных домах начали совместно реализовывать мероприятия по модернизации и утеплению своих домов. Это в свою очередь обусловило значительное сокращение потребления тепла, число котельных постепенно уменьшалось, но качество услуг уже кардинально изменилось.

Сегодня Украина находится в таких условиях, когда обращать внимание на подобные преобразования нужно было еще вчера.

Сергей Татарченко, эксперт по энергоэффективности

Оценка материала:

5.00 / 3
Как украинцам научиться европейской бережливости 5.00 5 3
Бізнес / Ринки та компанії
08.12.2014 4071
Еще материалы раздела « Ринки та компанії»