Кабінет директора
Ранкова кава
Мария Кравчук: В Харькове скоро будет украинская Силиконовая долина
«Контракты» уже более двадцати лет пишут об украинских бизнесменах и пытаются понять, кто и почему добивается успеха, а кто – сходит с дистанции. Однозначно можем сказать, что бизнес – это, прежде всего, проверка на прочность. Только те, кто не сдается и, несмотря ни на что, движется вперед к своей цели, попадают в итоге в Топ-100. В конкурсе «Предпринимательский талант Украины-2014» мы учредили и вручили приз «Оптимизм и вера в себя» Марии Кравчук, создательнице компании Upsale. Нашим читателям Мария рассказала, как создала компанию и, следуя каким принципам, развивает бизнес.
К: Мария, расскажите, как вы создавали свой бизнес.
Мария Кравчук: Компанию мы создали в 2010 году – до нынешнего кризиса, так что нам, наверное, было легче, чем тем, кто сейчас пробует свои силы в бизнесе. Тогда все же был определенный экономический подъем и как раз налаживались партнерские отношения между украинским и российским бизнесом. История компании UpSale началась с решительного шага: я вместе с еще одной молодой девушкой уехала в Москву для поиска первых партнеров компании. У нас было только два варианта развития событий: или мы станем успешными, или вернемся неудачницами. Вот тогда все и закрутилось — переговоры, бессонные ночи, много неопределенности и даже слезы. Первый офис компании находился в подвале, а первый сайт напоминал результат экспериментов юного студента-программиста. С тех пор у меня появилась шутка, что любая работа в Москве начинается со строительной: ведь первое, что нам пришлось сделать — не печатать визитки, а положить ламинат в офисе, чтобы у нас был хотя бы пол. Но уже через несколько месяцев мы прошли точку безубыточности и поняли, что обречены на успех — благодаря огромному стремлению и работе в режиме 24 на 7.
К: Но почему в качестве основного направления выбрали именно интернет-маркетинг? И почему молодые предпринимательницы из Харькова поехали за заказами в Москву?
Мария Кравчук: Мы выбрали зарождающуюся отрасль, на которую еще не обращали особого внимания крупные компании, – с высокими показателями роста и не очень сильной конкуренцией. Я считаю, что это правильный подход для начинающих – найти новую нишу и развивать в ней бизнес. У нас была идея и базовые знания в этой сфере. В Харькове мы собирались сделать основной офис, потому что именно здесь много талантливой технической молодежи, а в Москве – получать заказы. Мы однозначно могли предложить лучшие цены за то же, если не выше качество услуг, учитывая разницу в размере московских и харьковских зарплат.
К: У вас был стартовый капитал? На какие средства вы начинали бизнес?
Мария Кравчук: Наш стартовый капитал составил 10 тыс долларов, которые мы через два месяца уже вернули. И дальше развивались за счет оборотных средств. Я считаю, что бизнес должен быть окупаемым с самого начала. Долго ждать, когда же, наконец, он начнет приносить прибыль, смысла нет. И развиваться нужно, прежде всего, за счет собственных средств, а не кредитов. Первые два года все заработанные деньги мы реинвестировали в бизнес, и только на третий год начали что-то оставлять себе. Но, тем не менее, продолжаем большую часть денег вкладывать в развитие. В результате мы выросли до компании, в которой работает порядка 150 человек. Мы сконцентрировали свой бизнес на двух направлениях: интернет-реклама и услуги контакт-центра, который работает на аутсорсинг. UpSale работает на рынке, который растет примерно на 30% в год. Это означает, что компания должна расти как минимум такими же темпами, чтобы, по крайней мере, не отставать. До недавнего времени мы росли в среднем на 50% в год. Последние кризисные события в экономике нас, конечно, затормозили, но не остановили. Сейчас, например, готовимся переехать в новый более просторный и комфортный офис. Благо, цены на аренду позволяют это сделать – в Харькове цены на аренду и раньше были ниже, чем в Киеве, а сейчас разница вообще драматическая.
Мой бизнес - пример того, как в Украине можно построить конкурентную компанию, которая смогла бы работать на различных рынках. Я считаю одним из наибольших моих достижений - формирование бизнеса, который способен существовать без банковских или иных кредитов и грантов, при этом приносить значительную прибыль
К: Не сложно ли найти квалифицированный персонал? По крайней мере, в Киеве довольно часто люди, претендующие на работу в сфере интернет-маркетинга, запрашивают зарплаты выше средних по рынку.
Мария Кравчук: Мы предпочитаем брать на работу новичков и самостоятельно их обучаем. В компании уже сформирован кадровый резерв. 90% руководителей направлений – это наши же сотрудники, которые начинали работать младшими менеджерами. Только один руководитель департамента пришел к нам сразу на эту должность. То есть я предпочитаю принимать на работу людей, которые, прежде всего, подходят нам по ценностям и отношению к работе, а багаж знаний мы поможем получить.
К: Какой средний возраст сотрудников компании?
Мария Кравчук: 25 лет. У нас очень молодая команда. Собственно нашей отрасли в Украине тоже еще совсем мало лет. Так получилось, что те, кому сегодня 35 лет, стали профессионалами до того, как интернет-маркетинг появился. И нам бы пришлось их переучивать. Но со временем, конечно, средний возраст в отрасли будет повышаться.
К: Я знаю еще несколько сильных компаний в интернет-бизнесе родом из Харькова. Почему именно Харьков?
Мария Кравчук: Силиконовая долина ведь тоже появилась не в столице, а там, где были первые компании, где были кадры для этих компаний. То же самое и с Харьковом – здесь стартовали первые компании, которые развивали интернет-бизнес, они воспитывали кадры, которые потом создавали новые компании. Так что были все условия для развития и масштабирования бизнеса. Кроме того, Харьков уникален своей молодежью. Студентов, особенно технических вузов, здесь больше, чем в Киеве. А это замечательный кадровый резерв для интернет-бизнеса. И что немаловажно для молодых компаний – разница в зарплатах с Киевом тоже значительная.
К: Мария, ваш бизнес тесно связан с Россией. Отразилось ли на нем охлаждение в отношениях между нашими странами? И как может отразиться экономический кризис в России и девальвация рубля?
Мария Кравчук: Да, наш контакт-центр обслуживает и российские компании, и были случаи, когда некоторые клиенты отказывались от услуг именно потому, что мы украинская компания. Но пока это были единичные случаи. Кризис в России стремительно развивается, но до последнего времени он замалчивался. Думаю, что после Нового года кризисные явления только усугубятся. Мы, естественно, проанализировали и подготовились к самым разным вариантам развития: у нас есть и план А, и план В, и С, и D. Но уже однозначно, что в следующем году мы будем дифференцировать рынки, с которыми работаем. Мы запускаем новый бренд, который специально создается для работы на американском и европейском рынках. Мы и до этого работали с заказами с этих рынков, но не масштабно. Теперь же создаем под эти рынки сайт и будем системно работать.
Мария Кравчук: мы запускаем новый бренд, который специально создается для работы на американском и европейском рынках.
К: А готовы ли вы к радикальным антикризисным мерам – таким, как сокращение персонала или отдельных убыточных направлений, к примеру?
Мария Кравчук: Мы уже проходили через эти процессы: на рубеже 2013-14 годов нам пришлось сократить порядка 50 человек. Мы закрыли целое направление – создание сайтов. Мы не могли претендовать на реализацию дорогих заказов, поскольку еще не обладаем необходимым авторитетом, а в низком ценовом сегменте нам приходилось конкурировать с одиночками-фрилансерами, которые зачастую могут предложить более выгодные условия, пусть и с потерей качества. Было трудно принять это решение, и мы постарались провести сокращения как ответственные работодатели: обзвонили все компании и почти всех наших сотрудников трудоустроили.
Так что мы уже достаточно оптимизировали нашу деятельность, но и всегда готовы при необходимости к дальнейшим решениям, потому что если ты жалеешь уволить 10 человек сегодня, скорее всего, тебе придется через полгода вообще закрыть бизнес. Мы это наблюдаем на примере других компаний довольно часто.
К: А какой у вас прогноз на следующий год для рынка интернет-маркетинга?
Мария Кравчук: Пессимистический. Рынок интернет-рекламы уже замедляет темпы роста. Объемы меньше, чем в прошлом году. Но в то же время кризис заставит все компании пересмотреть свои маркетинговые планы и перераспределить бюджеты в пользу более дешевых и измеряемых инструментов. И здесь у интернет-рекламы безусловное преимущество.
Кстати, что интересно, несмотря на кризис, предложений на рынке труда больше не стало – во всяком случае, нам довольно непросто закрывать открытые вакансии. Возможно, люди просто в растерянности и ждут, что после Нового года ситуация стабилизируется и прояснится.
К: Мария, вы уже во второй раз участвуете в конкурсе «Предпринимательский талант Украины», организованный компанией «Эмвей Украина». Вы любите соревноваться? К бизнесу тоже относитесь как к соревнованию?
Мария Кравчук: В конкурсе для меня, прежде всего, важна внешняя оценка. Хорошая – приятно, но плохая – еще ценнее. Значит, есть куда стремиться. Кстати, первый раз на конкурс заявку за меня подали мои сотрудники (улыбается). Что касается отношения к бизнесу, то для меня важен результат – прибыльная деятельность и динамичное развитие компании, а в личном плане – это возможность меняться, совершенствоваться, учиться новому. На момент основания компании UpSale у меня было только юридическое образование и небольшой опыт работы параллельно с учебой. А бизнес предстояло строить в интернет-рекламе — самой быстрорастущей отрасли, где знания и инновации являются главным преимуществом и условием успеха. Первые знания в этой сфере я получала примерно 2-3 недели экспресс-курса с 8.00 утра до 3.00 утра следующего дня. Этот интенсивный курс от будущих коллег заложил фундамент постоянного профессионального роста. С тех пор я убеждена: образование в вузе — это только начало, дальше человек учится и развивается сам, причем всю оставшуюся жизнь.