Бізнес
Ринки та компанії
Это не заливная рыба. Аквариумистика как бизнес
Аквариумные рыбки могут вырастить акулу бизнеса, если вложить в дело 30 тыс. грн.
Ловись, рыбка
Штефан Дрейлер и Райнер Кепплер, авторы известного справочника по аквариумистике, утверждают, что в 2004 году в Германии насчитывалось не менее 2 млн аквариумистов, содержавших как минимум 80 млн декоративных рыб.
Едва ли украинские любители живой природы прокормят такое количество рыбешек, но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что отечественная профессиональная аквариумистика развивается по европейскому сценарию. Об этом можно судить по нескольким признакам. Один из них — новая тенденция в проектировании загородных коттеджей. Сергей Перевознюк, руководитель строительной бригады, рассказал о том, что в последние два года некоторые заказчики требуют соорудить в центре стройплощадки бетонную основу для будущего аквариума, а вокруг нее выстроить коттедж.
Второй признак — сугубо рыночный. Все опрошенные Контрактами производители аквариумов отмечают заметное увеличение заказов на изготовление аквариумов и количества профильных компаний. Например, компания «Украина СБ» (ТМ «Аквамир») ежегодно увеличивает производство аквариумов на 15-20%. При этом большинство мастерских не справляется с наплывом клиентов, поскольку в среднем по величине цехе физически невозможно изготавливать более 3-4 аквариумов в месяц.
Андрей Зеленский, инсталлятор аквариумов, по-своему объясняет повышение спроса: «Предприниматели сегодня все чаще предпочитают аквариумы — искусственные водоемы стали не только атрибутом интерьера, но и предметом роскоши».
Таким образом современная аквариумистика переросла из хобби юннатов в интересный бизнес, причем весьма прибыльный. К примеру, пресноводный аквариум на 350 л без особых излишеств, изготовленный из стекла среднего качества, стоит порядка 23-25 тыс. грн. Таких же объемов морской аквариум потянет в среднем на 115-125 тыс. грн. Учитывая 25-50% рентабельность и количество заказов, можно предположить, что ежемесячная прибыль небольшого предприятия по изготовлению аквариумов составляет порядка 20-30 тыс. грн.
Основными корпоративными клиентами производителей аквариумов становятся кафе и рестораны, а банки и гостиницы чаще заказывают конструкции, требующие меньшего ухода, — мини-фонтаны и водопады.
Соотношение заказов от физических и юридических лиц в портфеле большинства производителей — примерно 50 х 50.
Ниша в нише
Опрошенные предприниматели уверены в том, что окупить первоначальные вложения в организацию предприятия можно менее чем за год, особенно если ориентировать производство на изготовление и обслуживание морских аквариумов, стоимость которых в пять раз превышает цену пресноводных и измеряется сотнями тысяч гривен. Так, компания Studio Del Mar начала приносить прибыль через 7-8 месяцев после образования. По словам Алены Тырсовой, директора фирмы ANNODOMINI, ее компании удалось окупить первоначальные вложения в бизнес на 10-11 месяце существования.
Составляя бизнес-план предприятия по производству аквариумов, стоит учитывать сезонные колебания спроса: в январе-феврале и мае-июне заказы практически не поступают. Зато остальное время года бездельничать не приходится. «Обычно, начиная с августа и до конца года, наше производство настолько перегружено, что мы вынуждены отказываться от приема новых заказов», — рассказал генеральный директор компании «Украина СБ» Станислав Берестецкий. По его мнению, в этом сегменте рынка еще есть место для новых игроков.
Кроме того, производя аквариумы, не стоит забывать и о том, что после выполнения заказа фирма-производитель может рассчитывать на дополнительный доход — от 200 до 600 грн ежемесячно за регулярную чистку и поддержание оптимальной среды обитания для рыб. Поскольку аквариум — не просто часть интерьера, а некая экосистема, требующая почти такого же внимания, как и живой организм, за ним нужен регулярный уход. Для поддержки экологического равновесия в аквариуме необходимо каждую неделю менять в нем часть воды, чистить стекла, грунт, а также поддерживать PH-баланс. Клиент при желании может и сам научиться этому, но неправильный уход чреват потемнением растений, налетом на стеклах и даже гибелью рыб. Профессиональная чистка пресноводного аквариума длится в среднем 30 мин, а морского — около часа. Стоимость услуги зависит от литража водоема. К примеру, обслуживание среднего 350-400-литрового пресноводного аквариума обходится клиенту в 100 грн в неделю, а морского — 150 грн.
Несмотря на то что прибыль от обслуживания аквариумов приносит немалые деньги (в среднем 30-70% от общей прибыли компании), в Киеве нет фирм, которые занимались бы исключительно аквариумным сервисом, поскольку в основном обслуживание осуществляют фирмы-производители. Не исключено, что по мере насыщения рынка появятся компании, которые будут специализироваться только на аквариумном сервисе. Например, американская компания New York Aquarium Service, Inc. занимается главным образом обслуживанием аквариумов, выпущенных другими фирмами.
Оптимальный старт
Стартовые вложения в аквариумный бизнес составят порядка 30-40 тыс. грн. За эти деньги можно приобрести самое необходимое оборудование, нанять минимальное количество сотрудников и арендовать помещение. «Для начала нужно купить элементарный ручной инструмент, изготовить монтажные столы, приспособления для транспортировки и крепления стекла. Основные затраты повлечет аренда производственных площадей и зарплата персонала, а на инструмент и оснастку уйдет не более 10-15 тыс. грн. Чтобы начать работу, инвестиции нужны не очень большие, главное, найти грамотный персонал», — считает Станислав Берестецкий.
Фирма ANNODOMINI, появившаяся на рынке год назад, начинала аквариумный бизнес не с самого дорогого оборудования. Алена Тырсова считает, что если предприятие запускается без спонсорской поддержки или кредитов, а на свои средства, оптимально начинать с оборудования не сверхвысокого качества. Этот бизнес хорош еще и тем, что в нем можно добиться успеха, не закупая массивные дорогостоящие станки и агрегаты. Станки нужны только для шлифовки и порезки стекла, но основная часть существующих фирм приобретают готовые стекла нужного размера. Таким образом, работа аквариумистов сводится к проектированию, сборке, поклейке и оформлению аквариумов.
Алена Тырсова советует начинать бизнес, сформировав минимальный штат сотрудников. «Даже 10 человек — слишком много для начала, это повлечет за собой большие расходы. Оптимально начать с пяти человек: руководитель, бухгалтер и три специалиста широкого профиля», — рекомендует она. Александр Яровой, директор компании Studio Del Mar, считает, что для поклейки аквариума понадобится не менее двух сотрудников. Если речь идет о большом аквариуме, желательно, чтобы его сборкой занимались три человека. Он также утверждает, что минимальная площадь помещений для изготовления аквариумов не должна быть меньше 30 кв. м. Со временем можно арендовать площадь побольше. По словам Алены Тырсовой, оптимальная геометрия цеха для производства — 10 х 10 м. Стоит учесть, что изготовление одного аквариума длится примерно месяц: все должно высохнуть, устояться. «В случае если заказ срочный, цена возрастает на 40%. Но меньше чем за 15-20 дней аквариум не делается», — уточняет производитель.
Матчасть
Самой дорогой частью морского аквариума считается оборудование, поддерживающее оптимальный микроклимат. Станислав Берестецкий не рекомендует в целях экономии покупать приборы низкого качества. «Можно сэкономить, взяв китайское оснащение, но этого делать не стоит, особенно если речь идет о морских аквариумах. По просьбе клиента допустимо укомплектовать оборудованием экономварианта пресноводный аквариум, однако вероятность выхода его из строя значительно повысится. В морской аквариумистике следует использовать только качественные приборы проверенных зарубежных производителей. Даже если заказчик просит поставить что-то подешевле, мы отказываемся, поскольку сбои в работе оборудования могут повредить нашей репутации», — говорит он. Впрочем, желание клиента сэкономить понятно: необходимое оборудование для жизнеобеспечения морского аквариума средних объемов может стоить $5-10 тыс.
Из всех материалов, необходимых для создания пресноводного аквариума, стекло считается самым дорогостоящим. Современные аквариумы делают из двух типов стекла — силикатного или акрилового (оргстекло). Силикатное стекло — твердый материал, который не боится царапин и служит долго, не теряя своей прозрачности. Оргстекло прочнее, но его прозрачность со временем может снижаться из-за царапин. Большинство фирм — производителей аквариумов отдает предпочтение силикатному стеклу. Высший класс такого стекла — «диамант» — стоит 1000 грн за кв. м, что в 2-3 раза дороже среднего по качеству. Преимущество такого стекла в его кристальной чистоте, отсутствии преломлений света и бликов. Стекло низкого качества, которое обычно применяют в строительстве, не рекомендуется для постройки аквариумов, особенно в изготовлении водоемов больших размеров, поскольку у оконных стекол сомнительная прочность. Оптимальным для этих целей является стекло среднего класса.
Отечественные материалы используются разве что для создания натуральных декораций аквариума. При этом искусственные декорации аквариумисты предпочитают импортные.
Рыбаки и рыбки
«Определяющим фактором успеха большинство предпринимателей считают наличие в компании специалистов, способных грамотно спроектировать и качественно склеить аквариум», — считает Александр Бешлега, председатель правления Всеукраинской ассоциации аквариумистов. А поскольку инженеров аквариумного дела в Украине не готовят, персонал приходится обучать самостоятельно или переманивать у коллег. На данном этапе развития отрасли в украинских компаниях нет специалистов узкого профиля. Как правило, каждый сотрудник совмещает функции специалиста по изготовлению, дизайнера и технолога.
В этом бизнесе работают люди, с юных лет увлекавшиеся аквариумными рыбками. Алена Тырсова уверена, что человек не может стать хорошим специалистом, если он с головой не увлечен аквариумистикой.
Чтобы работа приносила не только удовольствие, бывшие юннаты готовы собирать и устанавливать аквариумы не менее чем за $500 ежемесячно, плюс проценты от каждого заказа.
Тенденция «река — море»
Производством морских аквариумов украинские компании начали заниматься позже, чем пресноводными, но в последнее время «морское» направление становится популярным, несмотря на свою дороговизну. Клиенты, которые все же не могут позволить себе дорогостоящий морской аквариум, покупают водоемы в стиле «псевдоморе» (пресноводный аквариум с имитацией морского подводного пейзажа). В таком аквариуме могут обитать только пресноводные рыбы (цихлиды, радужницы, дискусы), а для декораций «под море» используются искусственные растения, а также кораллы, раковины, камни.
«Наша компания переживает пик заказов на псевдоморские аквариумы, поскольку они смотрятся гораздо ярче, чем классические пресноводные, а их стоимость не очень отличается», — говорит Алена Тырсова. За счет искусственных декораций и более дешевой комплектации оборудования они в пять раз дешевле морских. Кроме того, появилась мода приобретать смешанные аквариумы, в которых пресноводные растения сочетаются с морскими кораллами. Также становятся популярными декоративные муляжи аквариумов с растениями и декорациями, но без воды. Их все чаще используют для оживления интерьера, встраивая в пол, стены и потолки, рассказала Алена Тырсова. Цена аквариума зависит от типа, объема, материалов, из которых он изготовлен, наполнения, качества оборудования, сложности работы по изготовлению.
Большинство предприятий, занимающихся созданием аквариумов, не берется за разведение рыб, поскольку это требует немалых вложений. Выгоднее закупать заказанную клиентом живность в специализированных фирмах. Но нередко бывает и так, что компания, занимающаяся изготовлением аквариумов, со временем желает расширить спектр услуг. По мнению аквариумистов, в этом случае есть смысл запустить рыбное направление под новой торговой маркой. Алена Тырсова объясняет такой маневр тем, что обычно у клиентов определенная ТМ ассоциируется с одним видом услуг, поэтому целесообразнее не расширять уже существующую фирму, а основывать новую.