Бізнес
Ринки та компанії
Как вы снижаете валютные риски?
На вопрос Контрактов отвечают Анатолий Кокуш ( «Фильмотехник»), Максим Кузьменко («Омакс»), Алексей Рыков («Дила») и Сергей Реминный («Иония»).
Анатолий КОКУШ,
генеральный директор компании «Фильмотехник» (производство операторской
техники)
— Раньше мы самостоятельно
закупали за рубежом дорогостоящие комплектующие, например электродвигатели и
микросхемы. Теперь же зарубежные заказчики нашего оборудования сами приобретают
для своих комплектов детали и присылают их нам для дальнейшей сборки. Иногда мы
вместо денег просим их оплатить комплектующие для нашего производства.
Максим КУЗЬМЕНКО,
генеральный директор
компании «Омакс» (производство женских
колготок)
— Около 60% себестоимости
нашей продукции составляет цена импортных ингредиентов. Однако, несмотря на то
что стоимость евро выросла на 70%, мы подняли цены на нашу продукцию только на
20–30% (в зависимости от модели колготок). Для начала пересмотрели внутренние
затраты компании. Так, если раньше предприятие работало в две смены, то сейчас
— в одну. Таким образом мы сократили транспортные расходы, поскольку раньше
работников ночной смены развозили по домам. Все энергоемкие процессы стараемся
выполнять в то время, когда действуют дешевые тарифы. Кроме того, урезали
расходы на связь.
Алексей РЫКОВ,
маркетинг-директор
медицинской лаборатории «Дила»
— В отличие от аптечных
сетей мы не можем заложить в стоимость своих услуг цену импортных реагентов
исходя из курса 15 UAH/USD. На рынке медицинских исследований ценовая
конкуренция настолько высока, что мы смогли поднять цены только на 15%. Поэтому
нам остается вести переговоры с поставщиками о том, чтобы они хотя бы не
повышали цены в долларах. Договариваемся вести расчеты по курсу, действовавшему
на момент заключения договора, а не на момент оплаты. Некоторых поставщиков
меняем. Сокращаем непрофильные затраты: на рекламу, логистику. А также
увеличиваем объем продаж, поскольку в нашем бизнесе его рост снижает
себестоимость производства.
Сергей РЕМИННЫЙ,
генеральный директор
компании «Иония» (кофейный бизнес)
— Знаете анекдот? С
соискателем проводят собеседование. «Ваше предыдущее место работы?» «Завод», —
отвечает он. «С какими трудностями вы сталкивались?» — «Было очень жарко». — «А
как вы преодолевали эту проблему?» — «Терпел». Так и мы. Что остается делать?
Ловим момент, когда стоимость доллара или евро (мы закупаем кофе в этих
дензнаках) снижается, и покупаем валюту.
Многие меняют поставщиков: ищут тех, у кого цены ниже. Но мы считаем это нецелесообразным — наши отношения выстраивались более десяти лет. Не следует забывать, что кризис рано или поздно закончится.
С представителями HoReCa и ретейлерами договорились день в день реагировать на рост стоимости валюты, хотя и заключаем с ними контракты на полгода-год. С сетями сделать это было сложнее. Например, Метро всегда выжимает минимально возможную цену. Осенью стоимость доллара выросла, а представители этой компании наотрез отказались корректировать цену кофе, заявив, что, согласно контракту, мы должны уведомить о повышении стоимости за месяц. И мы вынуждены были работать с нулевой прибылью, чтобы не выплачивать штрафы и не усложнять отношения с Метро. Только когда мы жестко поставили вопрос о целесообразности нашего дальнейшего сотрудничества, сеть пошла на компромисс.
Кроме того, сейчас мы, как и
многие другие производители, избегаем отсрочек платежей и поставляем товар
только по предоплате.