НОВИНИ ДНЯ: Зниження мобілізаційного віку в Україні: Зеленський зробив заяву  "Довгі Нептуни" та 30 тисяч дальнобійних дронів: Зеленський розповів про українську зброю  Чи будуть в Україні вибори під час війни: Зеленський зробив заяву  Як посмажити рибу, щоб не підгорало борошно: про це майже ніхто не знає  Зеленський відповів, чи поступиться Україна територією  Дощі перейдуть у сніг, буде ожеледиця: синоптикиня попередила про погіршення погоди в Україні  Як Росія намагається відновити контроль над Курщиною: Павлюк розкрив подробиці тактики армії РФвсі новини дня
06.04.2015 13036

Мир в ожидании Ирана: как изменится энергетическая карта

Изменится ли мировая экономика и политика после достижения договоренностей с Ираном? Этот вопрос стал одним из главных после того, как «шестерка» постоянных членов Собвбеза ООН и Германии завершила первый, наиболее важный этап переговоров с Ираном относительно отказа последнего от ядерной программы, способной привести к появлению ядерного оружия. Цены на нефть после сообщения об успехе упали моментально – но не очень надолго. И в падении, и в восстановлении мирового рынка есть свои резоны.

Дело в том, что даже при самом благополучном исходе переговоров с Тегераном реальный экономический эффект от соглашения появится не ранее, чем через год. Именно столько времени необходимо для проработки всех деталей соглашения и для того, чтобы иранское руководство доказало, что способно его придерживаться. Отмена санкций будет постепенной – и постепенным будет восстановление позиций Ирана на нефтяном и газовом рынке. Несомненно одно: весь период ожидания возвращения Ирана будет периодом низких цен на сырье. Его продавцы будут стараться сбыть как можно больше, рассчитывая, что после возвращения Ирана цены упадут еще сильнее – и очень быстро. Все дело в том, что Иран накопил огромное количество сырой нефти в танкерах. После снятия санкций ему необходимо будет избавиться от накопленного за рекордно короткий срок – чтобы освободить место для нового сырья и начать активно участвовать в процессе реализации нефти. А это означает, что недолгий период нефть вообще может продаваться по «бросовой» цене – и, готовясь к моменту нашествия иранских танкеров, нынешние продавцы нефти будут наращивать добычу и содействовать дальнейшему снижению цены.

Необходимо учесть, что за период западных санкций Иран серьезно отстал от других стран с технологической точки зрения. И после их снятия инвестиции в его нефтедобывающую промышленность могут привести к значительному удешевлению и увеличению добычи буквально за несколько лет. Так что можно с уверенностью предположить, что до снятия санкций с Ирана нефть будет дешеветь в логике ожидания прихода на рынок крупного игрока, а после его возвращения будет дешеветь благодаря появлению нового сильного игрока с низкой себестоимостью продажи нефти. Таким образом, вновь будет продемонстрировано «правило Саудовской Аравии» – на нефти будут зарабатывать только страны с низкой себестоимостью продаж, а страны с высокой себестоимостью вынуждены будут покинуть рынок. Для таких сырьевых режимов, как российский или венесуэльский это звучит почти приговором. Вполне возможно, впрочем,  что к моменту возвращения Ирана на рынок политическая ситуация в России и Венесуэле изменится до неузнаваемости.

Еще одно важное последствие снятия санкций с Ирана – это возвращение страны на газовый рынок. Иран может сыграть важную роль в процессе дивесификации газовых поставок в Европу и помочь окончательному избавлению континента от диктата «Газпрома» и российского энергетического сумасшествия. Даже если российский газ не уйдет с рынка полностью, «Газпром» окончательно лишится возможности шантажировать цивилизованный мир, а российские власти перестанут использовать газ в качестве дополнительного политического оружия. Возможно, именно тогда удастся заставить Россию провести необходимые реформы в энергетике и вообще ликвидировать «Газпром», разделив его на несколько независимых компаний.

portnikov

Виталий
Портников

украинский и российский журналист, публицист, обозреватель, политолог.

Лауреат премии Союза Журналистов Украины «Золотое перо» (1989), номинировался также в категории «Журналист года» в ежегодном конкурсе «Человек года», проходящем в Украине.

При этом не стоит считать, что после возвращения Ирана на рынок нефти и газа наступит стабильность в политическом смысле. Не наступит. Иранская теократия никуда не денется. Более того, Исламская Республика получит новые средства для модернизации армии и участия в региональных конфликтах. Антагонизм между шиитским миром и суннитами на фоне событий в Йемене обозначился достаточно ясно – и напряженность будет только нарастать. И нужно сказать, что это куда более серьезный антагонизм, чем между арабскими странами и Израилем, потому что сейчас мы наблюдаем настоящее цивилизационно-теологическое противоречие.

Это противоречие приведет к новым войнам на Ближнем Востоке, переформатированию союзов и появлению новых вызовов. Как это ни парадоксально, фундаментом для этих новых войн и вызовов, для долгосрочной конфронтации по линии суннитско-шиитской конкуренции в мире станет именно дешевая нефть.

Оценка материала:

4.00 / 4
Мир в ожидании Ирана: как изменится энергетическая карта 4.00 5 4
06.04.2015 13036
comments powered by Disqus
Еще колонки: Виталий Портников