Бізнес
Податки та право
Когда, с кем и как будет бороться Антикоррупционное бюро
В конце апреля назначили руководство Национального антикоррупционного бюро (НАБ). Впрочем, бюро будет полностью сформировано и сможет заработать не ранее осени. До момента, когда можно будет говорить о его эффективности пройдет еще несколько месяцев. Пока же стоит рассмотреть, что же из себя должен представлять этот орган и как он будет функционировать.
7 апреля конкурсная комиссия провела окончательный отбор и предложила президенту две кандидатуры руководителя бюро. А 16 апреля президент выбрал на эту должность 35-летнего бывшего работника прокуратуры Артема Сытника. 27 апреля назначен первый зам директора НАБ – Гизо Углава. Ранее он работал заместителем главного прокурора Грузии, а теперь будет руководить работой детективов, оперативных подразделений и аналитического отдела НАБ Украины.
Закон «О Национальном антикоррупционном бюро Украины» (от 14.10.2014 № 1698-VII) вступил в силу 4 апреля. НАБ должно бороться с коррупцией в высших эшелонах власти, а потому на него возлагаются большие надежды и самой властью, и общественностью.
Потенциальные клиенты бюро
Прежде всего, НАБ будет расследовать преступления, совершенные наивысшими должностными лицами государства, перечень которых определен в законе. Здесь указаны президент, премьер, министры и их замы, глава НБУ вместе с замами, госслужащие первой и второй категорий и приравненные к ним лица. Под юрисдикцию НАБ попали депутаты облсоветов, судьи, прокуроры и следователи ГПУ, облпрокуратур, руководство МВД, налоговой, таможни, погранслужбы и др. Примечательно, что бюро будет расследовать и преступления руководства больших предприятий, 50%+1 акция которых принадлежит государству. Кроме того, в компетенции бюро отнесено расследование преступлений других, кроме упомянутых, чиновников, если размер причиненного ущерба более чем в 500 раз превышает минимальную зарплату (609 тыс грн). А еще, прокурор, который осуществляет надзор над следствием, может отнести уголовное производство к подследственности НАБ, если преступлением было нанесено тяжкие последствия. Таковыми значится вред жизненно важным интересам общества и государства, в частности суверенитету, территориальной целостности Украины, реализации конституционных прав и свобод трех и более лиц.
Однако бюро будет расследовать не все преступления, совершенные упомянутыми лицами, а лишь некоторые преступления против собственности и служебные преступления. В частности, подследственными НАБ будут ст. 364 «Злоупотребление властью…», ст. 368 «Принятие… неправомерной выгоды служебным лицом» (получение взятки), ст. 368-2 «Незаконное обогащение», ст. 369 «Предложение… неправомерной выгоды служебному лицу» (предложение взятки) и ст. 369-2 «Злоупотребление влиянием…». Также в компетенции бюро преступления, совершенные руководителями госпредприятий, подпадающие под такие статьи, как ст. 191 УК «Присвоение, растрата имущества или завладение ним путем злоупотребления служебным положением», 206 «Противодействие хозяйственной деятельности», 209 «Легализация доходов, полученных преступным путем», 210 «Нецелевое использование бюджетных средств…», 211 «Выдача НПА, которые уменьшают поступления в бюджет…».
Очевидно, с началом работы НАБ могут возникать проблемы с тем, какому именно органу подследственны те или иные уголовные дела. Кроме того, в законе содержатся нормы, сложно реализуемые на практике. По словам управляющего партнера ЮФ «Кушнир, Якимяк и партнеры» Олега Якимяка, законом предусмотрено, что НАБ может по согласованию прокурора истребовать у других следственных органов дела, которые ему не подследственные, но могут быть использованы для выявления и расследования подследственных бюро дел. «Интересно как это правило будет использоваться, так как чтобы что-то истребовать, надо знать о существовании оного», - говорит юрист.
По силам ли высота
Очевидно, работы у НАБ будет - хоть отбавляй. С одной стороны, учитывая широкий круг лиц, преступления которых подпадают под его юрисдикцию. С другой – не секрет, что преступления, определенные вышеперечисленными статьями УК, сегодня носят массовый характер. Но максимальный штат бюро ограничен законом – не более 700 человек, из них не более 200 человек руководящего состава. Впрочем, в условиях сокращения расходов бюджета страны целесообразно сосредоточится не на количестве, а на качестве. Олег Якимяк считает такое количество сотрудников оптимальным. «Раздувать штат нецелесообразно. Меньшее же количество сотрудников бюро не обеспечит выполнения целей и задач бюро, даже учитывая возможность внештатного сотрудничества бюро с разными специалистами на договорных условиях», - говорит он.
Нестандартный подход выбран и относительно формирования региональных управлений НАБ. Так, согласно закону, предусмотрено создание не более семи территориальных управлений, юрисдикция которых охватывает определенные области. Однако, добавляет Олег Якимяк, в случаи обоснованной необходимости директор бюро может своим решением создавать дополнительные внутриобластные или в границах АРК территориальные управления. В структуру бюро войдут подразделения детективов, которые будут заниматься следствием и оперативно-розыскной деятельностью, информационно-аналитические, оперативно-технические подразделения, подразделения, занимающиеся выявлением имущества, подлежащего конфискации. Также будут подразделения быстрого реагирования и физзащиты.
Отдельно стоит обратить внимание, что в центральном аппарате НАБ создадут подразделение внутреннего контроля. Его цель – предупреждение, выявление и расследование правонарушений в деятельности сотрудников самого бюро. По решению директора НАБ такие подразделения могут создаваться и в территориальных управлениях. Все эти подразделения подчиняются непосредственно директору бюро (не заместителям). Одной из функций данного подразделения является мониторинг способа жизни сотрудников с целью установления соответствия уровня их жизни задекларированным имуществу и доходам. Кроме того, если подразделение внутреннего контроля выявит коррупционное преступление, совершенное сотрудником НАБ, это же подразделение, а не какой-либо другой орган, будет его и расследовать.
Кто будет трудиться в бюро
Законодатель постарался оградить новую структуру от старых кадров. Так, на службу в НАБ не могут быть приняты те, кто последние пять лет работали в подразделениях по борьбе с коррупцией в органах прокуратуры, милиции, налоговой милиции, СБУ, таможни. Для остальных желающих предусмотрен конкурсный отбор. Комиссии по отбору определяет директор бюро. Он же утверждает положения о комиссиях и регламент их работы. При этом в конкурсную комиссию входят до трех представителей, определенных общественным советом при НАБ. Этот совет должен состоять из 15 членов, которые определяются на основе открытого конкурса. А вот положение об общественном совете при НАБ и порядок его формирования утверждается президентом.
Претенденты на должности в НАБ должны сдать квалификационный экзамен (тестирование) и пройти собеседование. Попробовать свои силы сможет любой, кто будет соответствовать квалификационным требованиям, утвержденным Директором бюро. Насколько такие конкурсы будут формальными – покажет практика. Однако, учитывая объем работы, повышенные требования к работе бюро и ожидания общества, очевидно руководство НАБ заинтересовано отобрать лучшие кадры. Если кандидат прошел конкурс, но не имеет опыта работы, связанного с оперативно-розыскной деятельностью, проведением досудебного расследования, ему предстоит стажировка сроком до одного года. Кроме того, сотрудники бюро не реже чем раз в два года должны проходить обязательное повышение квалификации.
Директор НАБ также назначает руководителей региональных управлений. То есть, ему предоставлены широкие возможности для формирования штата возглавляемого органа. Сам же директор бюро назначается сроком на семь лет президентом, но из числа кандидатов, определенных специально созданной для такого отбора комиссией. Должность директора НАБ нельзя занимать два раза подряд.
Корда же оно заработает
Пока назначены лишь директор НАБ и его первый заместитель. Всего предполагается, что у руководителя бюро будет до четырех замов. По словам Артема Сытника, в настоящее время рассматриваются кандидатуры на должность замглавы бюро, который будет курировать силовой блок. «Это единственный заместитель, который будет в погонах, и он должен быть примером для 50-ти сотрудников подразделений быстрого реагирования», - сообщил он, добавив, что, скорее всего, эту должность получит украинец. Для отбора остальных сотрудников необходимо создать соответствующие комиссии. А чтобы сформировать последние нужен общественный совет при НАБ. Ожидается, что президентский указ об утверждении совета будет опубликован в ближайшее время. После этого объявят конкурс на участие в общественном совете. В нем смогут принять участие представители всех профильных общественных организаций.
Согласно закону, открытый конкурс на занятие должностей в центральном управлении НАБ проводится в четырехмесячный срок со дня вступления в силу закона, то есть, до начала августа. Артем Сытник говорит, что штат начнут набирать уже в начале лета, и основная его часть будет сформирована к середине лета. По его словам, первыми проведут конкурсы на должности IT-специалистов. Ведь по закону уже до конца июня МВД, СБУ и прокуратура должны передать НАБ все информационные базы, закрепленные за соответствующими подразделениями. Ожидается, что сложным будет конкурс отбора и назначения кандидатов в детективы. При этом глава бюро надеется, что первые детективы заработают уже через 100 дней. Пока же, в понедельник, НАБ запустило в тестовом режиме официальный сайт, на котором разместило 15 вакансий руководителей отделов бюро. Желающие поучаствовать в конкурсе должны направить необходимые документы на протяжении 10 дней с момента опубликования информации об объявлении конкурса.
По мнению Олега Якимяка, целесообразность для общества существования НАБ можно будет оценить со временем. И это в первую очередь зависит от политической воли власти (Кабмин, ВР, Президент, Суд) отказаться от намерений как-то влиять на работу бюро. «В случае достижения табу на такие попытки и авторитетного признания бюро как врачевателя антибиотика, шансы на излечение от болезни коррупции есть, – говорит юрист. - Но кроме контроля нужно создавать общественные условия, при которых коррупционное поведение было бы чуждым».
Автор: Вилен Веремко