НОВИНИ ДНЯ: Інавгурація Трампа: Коли і як вона відбудеться  "Довгі Нептуни" та 30 тисяч дальнобійних дронів: Зеленський розповів про українську зброю  Похолодання в Україні: синоптик розказав, де температура впаде до "мінусів"  У четвер Україні прогнозують погіршення погоди: дощ, сніг та ожеледицю  В Україні 20 листопада буде вітряно, на заході - похолодання та дощ із мокрим снігом  Потепління до +14, але ненадовго: синоптикиня озвучила прогноз погоди в Україні на 19 листопада  Зима близько: де в Україні чекати на сніг в понеділоквсі новини дня
13.06.2015 1328

Про МАФию: Как чемоданы с баблом определяют градостротельную политику

Когда-то очень давно, еще в 90-х годах, у нас власть озаботилась благоустройством города. Начала она даже не с МАФов, а с упорядочивания парковки. По тем временам сама идея, что за парковку нужно будет платить каким-то «важным людям», еще совсем не казалась самоочевидной. И потому КГГА пыталась ее обосновать. В частности, необходимостью создания гламурных и цивилизованных паркомест, на что и предполагалось направить вырученные деньги.

 

Деньги даже направили, причем с размахом. А именно – перекопали весь Крещатик, и сказали, что там теперь будет огромная подземная парковка. Ага, во имя цивилизации. В результате там появился "Метроград", в котором непонятно кто непонятно кому сдает торговые площади за большие деньги. За настолько большие деньги, что особой популярностью у покупателей те торговые площади не пользуются. Потом была вторая серия в виде "Глобуса", и третья тоже, но это уже потом. Говоря об истоках движения, мы получили два прямых следствия: места для парковки по-прежнему нет, но общество уже приняло мысль о том, что за парковку следует платить каким-то «важным людям». И мегаследствие – "Киевпарксервис" (которые вроде как главные «важные люди») понял, что капиталовложения в эвакуаторы это гораздо лучше, чем капиталовложения в подземные паркинги. Город хоть одну парковку построил за последние 10 лет? Ну, хоть одну? А зачем?! Так, по сути, определились магистральные пути благоустройства города на долгие десятилетия вперед.

Бабло всегда побеждает

Опыт был признан удачным, и в дальнейшем – город неоднократно занимался "благоустройством" тех или иных объектов. При этом очень мало появилось, например, общественных сортиров , если не считать ароматных синих пластиковых кабинок. Так и не появилось никакой "типовой" застройки МАФами, никаких проектов, схем и ясности в вопросе. Ни разу. За 20 с гаком лет. Зато происходили периодические сносы всего и вся, которое снова потом отстраивали, за уже следующие деньги. Появилось, правда, еще огромное множество крупных ТРЦ, которые по состоянию на сегодня стоят полупустые. Вследствие дороговизны. И если не завтра, то послезавтра - эти объекты перестанут себя окупать даже с точки зрения эксплуатации, не говоря о капитальных вложениях. И нужно вспомнить, что строительство почти каждого подобного объекта сопровождалось скандалом, в том числе в плане земли и благоустройства. А где скандал - там деньги. Власть у нас живет по экономическим законам скорее скандальной журналистики, чем солидного гаранта и арбитра. Скандал приносит деньги. Приносит, приносил и будет приносить.

У меня вот вопрос, например, к жителям Оболони, а им "Дримтаун" совсем ни разу не мешает? Вот та квадратная коробка, что перекрыла все виды и перспективу проспектов? И мимо которой невозможно проехать, ибо основаная транспортная артерия превратилась, по сути, в парковку? Совсем не мешает? Парк возле метро им больше мешает? Хроническая транспортная непроходимость Шулявского моста сильно усугубилась после того как из завода "Большевик" устроили еще один ТРЦ. Никому не мешает? Совсем? Застроенный со всех сторон круг с трамваем на Борщаговке тоже никому не мешает? Все это было примерами мудрых и продуманных градостроительных решений? Или все-таки результатом чемоданов с баблом?

Я уже молчу про жилищное строительство, где "золотые" квадратные метры давно похоронили под собой все возможности инфраструктуры, начиная с дорог и заканчивая канализацией. Вы когда-нибудь пытались проехать, например, по ул. Голосеевской? Ну, даже не с утра, ну пусть даже днем. Попробуйте, вам понравится. Какой мыслитель додумался там настроить кучу 23-х этажных корпусов с единственной мимо проходящей четырех-полоской, которая парковкой превращена в двух-полоску с препятствиями, и грудой надземных переходов (с лежачими полицаями)? И ведь никого не интересует, как фамилия того мыслителя, что все это придумал, и того, кто разрешил. И даже то, что просто выехать по вызову ментам из РОВД (или ГАИ) Голосеевского района,  занимает на 10 минут дольше. Это если повезет, то на 10 минут. Менты тупо будут стоять в пробке, пока кто-то будет грабить старушку-процентщицу или педофил будет насилвать усыновленного гей-парой ребенка с особыми потребностями. Зато "все по закону", правда?

Бизнес на сносе и разрешениях

По закону с размахом и помпой строили развязку на автовокзале, с перспективой станции метро и.т.д. И там же, кстати, груду подземных переходов. Трудно было догадаться, что там будут ларьки? Нетрудно было догадаться. И даже заложить в проект. И даже местами заложили, но в тех местах, где никто не ходит. И потому они там  никому не нужны. Потому что проектанты были, очевидно, глубокими мыслителями. А там где ходят – там они "сами появились", на моей памяти их сносили четыре раза (в самом переходе) и четыре раза отстраивали обратно, причем централизованно. Каждый раз с мантрами – "теперь все будет по проекту и закону".

Результат какой? А результат простой: все как было, так и осталось. А все окрестности того автовокзала таки застроены МАФовским шанхаем. И это тоже факт. И с ним, наверное, будет борьба, но борьба будет снова безрезультатна, ибо оно там, наверное-таки, нужно, если рентабельно. А построить это по единому проекту (и на этом, кстати, заработать) город упорно не желает. Потому что выгоднее сносить, потом снова разрешать, потом опять сносить и.т.д. А кто за все это платит? Потребитель. Тот самый буратино, борьбой за интересы которого это все и объясняется.

Разрешалы vs спекулянты

МАФы как явление – это издержки 90-х годов, когда "разрешалы" так и не смогли позволить "спекулянтам" иметь нормальную коммерческую недвижимость. Они могут иметь право на жизнь там, где в скором времени будет перестройка, и нет смысла делать значительные капиталовложения. Но в наших условиях они давно переросли все свои предпосылки и превратились в совсем отдельное явление. Рынка "нормальной" коммерческой недвижимости нет и не предвидится, а то, что имеется, впечатляет запредельными ценами. Потому оно стоит полупустое в лучшем случае. А если и используется, то явно "не по профилю", не для товаров повседневного спроса, а салонов всяких разных, что могут оправдать подобные затраты. Или это и вовсе первые жилые этажи банальных хрущевок (и тому подобного), что точно не вписываются ни в какие нормы для, например, торговли, не говоря об общепите.

Всякие "ТРЦ" это неплохо, если есть машина (хотя там проблемы с пробками и дорогой), но большей части населения это и вовсе не касается и не будет. Это американская модель, причем "глубинки" – там, где машина у каждого с 14 лет. И какой идиот решил, что это будет работать в Киеве?! Проблемы у нас с рынком "торговой" недвижимости, серьезные проблемы. А МАФы – это лишь последствия. Но проблемы с рынком - это вина того самого КГГА и прочих "отцов города", и никого иного. Это их зона ответственности. И бульдозером эта проблема не решается.

99% всех имеющихся у нас проблем – это именно что криворукость регуляторов. И зона их ответственности. Тех самых, чьи полномочия (и, кстати, гонорары) нам предлагают непрестанно крепить. И они вооруженные новыми полномочиями (но отнюдь не излечившись от глубокомыслия) будут создавать нам все новые проблемы, все больше и больше проблем. А мы за это будем платить, и ждать очередного регулятора, который "перерегулирует" все по своему, и тем нас обязательно спасет. Такая у нас национальная игра – «зарегулируй и перерегулируй».

 Автор: Станислав Кукарека, блогер

Оценка материала:

4.43 / 7
Про МАФию: Как чемоданы с баблом определяют градостротельную политику 4.43 5 7
13.06.2015 1328
comments powered by Disqus
Еще колонки: Колонки / Блоги