Бізнес
Економіка
Как постсоветские страны борются с кризисом: антикризисные шаги Казахстана, России, Грузии, Беларуси, стран Балтии
Внешние корпоративные долги, проблемы банков, обвалы рынков недвижимости и фондов, падение доходов экспортеров, девальвация национальных валют — общие проблемы большинства постсоветских стран. В Казахстане, Беларуси, России, Грузии и странах Балтии в той или иной форме приняты собственные антикризисные программы, которые хоть и не принесли пока впечатляющих результатов, но позволяют не только задуматься о глубине падения, но и приготовиться к реанимационным мерам.
В Украине все еще нет официальной программы противостояния кризису. Вместо этого — заявления премьер-министра о том, что меморандум о сотрудничестве с Международным валютным фондом и есть антикризисная программа правительства. В отличие от украинского Кабмина бывшие соседи не возлагают надежды на одних лишь иностранных кредиторов.
Наличие госпрограммы не гарантирует победу в антикризисном
ралли. Все по-прежнему зависит от профессионализма гонщика и технического
состояния авто
Казахстан:
национализация с прокурором
Казахстан одним из первых на постсоветском пространстве столкнулся с кризисом и пострадал от него больше, чем другие государства Центральной Азии. Внешние долги казахстанских банков сегодня превышают $40 млрд. Как и в Украине, приток дешевых денег с мировых финансовых рынков создал мыльный пузырь на рынке недвижимости и значительно увеличил корпоративный внешний долг. «Банковская система и строительная отрасль обеспечивали около 50% роста экономики страны, — рассказал Контрактам директор Risks Assessment Group (Kazakhstan) Досым Сатпаев. — Завершение периода дешевых денег для казахстанских банков замедлило экономический рост, снизило внутреннее кредитование отраслей экономики при параллельном росте инфляции. В результате сокращается количество субъектов малого и среднего бизнеса и растет безработица. По данным Торгово-промышленной палаты Казахстана, сегодня в республике 70% предприятий малого и среднего бизнеса подошли к банкротству. При этом снижение цен на нефть и другое сырье грозит увеличить дефицит бюджета».
В конце ноября 2008-го правительство Казахстана обнародовало план действий по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009–2010 годы, под который из средств Национального фонда выделяется $10 млрд. Из них: на стабилизацию финансового сектора — $4 млрд, на развитие жилищного сектора — $3 млрд, на поддержку малого и среднего бизнеса, развитие АПК, а также на реализацию инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов — по $1 млрд.
Количество источников поступления дополнительных средств в бюджет страны правительство пытается расширить за счет добывающих компаний. Для этого в Казахстане, в частности, введен налог на добычу полезных ископаемых вместо рентного налога. Размер НДПИ на текущий год устанавливается в диапазоне 5–18% в зависимости от объемов добычи, в то время как большинство ставок роялти находилось в пределах 2–8%.
По словам Досыма Сатпаева, в программе казахстанского правительства сделан акцент на финансовой поддержке системообразующих банков в обмен на акции. Кроме того, предполагается уменьшение в течение нескольких лет корпоративного подоходного налога (КПН) и НДС. В 2009-м КПН снижен до 20% с прежних 30%, НДС — с 13% до 12%. Третий аспект — ставка на стимулирование потребительского спроса: через сохранение рабочих мест путем государственного финансирования крупных инфраструктурных проектов.
Сегодня в Казахстане полным ходом идет процесс огосударствления экономики. В первую очередь государство интересуют энергетическая сфера, горнорудная промышленность, финансовый сектор. Национализированы четыре системообразующих банка: БТА Банк, Альянс Банк, Народный банк и Казкоммерцбанк. Экс-глава БТА Банка Мухтар Аблязов, по словам помощника генпрокурора Казахстана Сакена Ихсангалиева, бежал из страны, а генеральная прокуратура завела на него уголовное дело, обвинив в отмывании денег и хищениях.
Россия:
больше активов в хорошие руки
Самым удивительным в тексте антикризисной программы правительства России стало официальное признание перекосов, существующих в экономике страны. «Основная проблема — очень высокая зависимость от экспорта природных ресурсов. В результате кризиса практически на все товары российского сырьевого экспорта снизились не только цены, но и спрос. Вторая проблема — недостаточная конкурентоспособность несырьевых секторов экономики», — говорится в тексте документа российского правительства.
Борьба с кризисом выражена в семи тезисах:
1. Выполнение обязательств государства перед населением в полном объеме.
2. Отказ правительства от траты денег налогоплательщиков на сохранение неэффективных производств.
3. Восстановление и последующий рост внутреннего спроса как основы восстановления экономики.
4. Переход от нефтяного роста к инновационной модели.
5. Снижение административных барьеров для бизнеса.
6. Поддержка финансовой системы.
7. Ответственная макроэкономическая политика правительства и центрального банка.
Для всех российских предприятий в текущем году снижена налоговая нагрузка. Так, налог на прибыль с 24% уменьшен до 20%. Полностью освобождены от налогов средства, направляемые предприятиями на обучение своих сотрудников. Освобождены от уплаты НДС операции по ввозу технологического оборудования, не производимого в России, что должно уменьшить расходы предприятий на модернизацию производства.
Решено субсидировать процентные ставки в размере 100% ставки рефинансирования Банка России по кредитам для мясного и молочного животноводства. На эти цели выделено 7 млрд руб. Еще 10 млрд руб. обещаны на возмещение 80% ставки рефинансирования Банка России по кредитам, полученным в российских кредитных организациях остальными предприятиями АПК.
Спрос на продукцию автопрома будет стимулироваться супсидированием 2/3 ставки рефинансирования по трехлетним потребительским кредитам на покупку легковых автомобилей, произведенных на территории страны.
С 1 июля вступит в силу федеральный закон, которым закреплен принцип уведомительного начала предпринимательской деятельности для большинства субъектов малого и среднего бизнеса (для начала бизнеса достаточно написать уведомительное заявление о соответствии будущей деятельности требованиям законодательства). Проверки небольших компаний теперь должны осуществляться не чаще одного раза в три года, а внеплановая проверка — только с санкции прокурора. Расходы федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого предпринимательства в текущем году составят 10,5 млрд руб. — на 6,2 млрд больше, чем планировалось выделить ранее.
Для обеспечения целевого финансирования реального сектора экономики российское правительство направит 200 млрд руб. ВТБ, 130 млрд руб. — Внешэкономбанку, 225 млрд руб. — коммерческим финструктурам.
В то же время в программе российского правительства открыто говорится о возрастающей роли государства в экономической жизни страны. Правда, сделана оговорка: «По мере посткризисного восстановления роль государства будет постепенно снижаться». Специалисты Института современного развития, председателем попечительского совета которого является президент РФ Дмитрий Медведев, отмечают, что если раньше государство сконцентрировало в своих руках не менее 40–45% акций российских компаний, то в ходе выполнения антикризисной программы эта доля может возрасти еще на 9–10%. Напомним, что премьер-министр России Владимир Путин неоднократно заявлял о том, что если компании не смогут рассчитываться по долгам государству, то им придется попрощаться со своими активами.
«Очень значимое участие государства в экономике, более сильное, чем сейчас, когда оно становится собственником основных активов или, во всяком случае, распоряжается ими напрямую, — это неэффективный сценарий. Вся мировая история показала, что государство не может быть эффективным собственником. В этом смысле Россия может просто отстать от мира», — предупреждает член правления Института современного развития Евгений Гонтмахер.
В качестве примера дискриминации частной собственности по сравнению с государственной аналитики приводят продажу компанией «Базовый Элемент» банка «Союз» структурам Газпрома за символическую сумму. Это финучреждение, входящее в число пятидесяти крупнейших в России, пострадало от кризиса ликвидности осенью прошлого года. Отток средств населения в октябре составил 42% от общего объема вкладов. Основным акционером банка «Союз» являлся холдинг «Финансресурс» с долей в 99,96% (конечный бенефициар — холдинг «Базовый Элемент», принадлежащий Олегу Дерипаске.) В конце декабря 2008-го было подписано соглашение о финансовом оздоровлении банка. В финотчетности группы «Газпром» сообщалось, что 75% обыкновенных акций АКБ «Союз» приобретены за 1 млн руб.
Грузия:
война все спишет
Правительство Грузии на предотвращение последствий кризиса собирается потратить 2,2 млрд лари ($1=1,675 лари). В правительстве заявляют, что половина суммы будет израсходована в 2009-м, а остальные траты растянут на 2010–2011 годы.
Около $120 млн обещаны на реабилитацию дорожной инфраструктуры, по $72 млн — на строительство домов для беженцев и осуществление муниципальных программ, $39 млн — в фонд регионов, $12 млн — на программы оказания помощи селу. Эти инвестиции, согласно заявлению правительства, должны привести к созданию 25–30 тыс. рабочих мест.
Апрельский прогноз МВФ динамики ВВП на 2009 год, %
Кризис не заставил грузинские власти отказаться от программы дешевых кредитов, по которой в бюджете на текущий год предусмотрено $12 млн. Предпринимателям, работающим в сельском хозяйстве, сфере туризма и народных промыслов будут выдаваться кредиты минимум на 7 лет с 12%-ной годовой ставкой и двухлетним льготным периодом. В 2008-м в рамках этой программы было профинансировано 116 проектов.
Экономист Гия Хухашвили считает, что объявленные грузинским правительством меры лишь формально окрестили антикризисной программой, а на самом деле ничего, связанного с новыми вызовами, в плане нет. По словам грузинского эксперта, 250 млн лари из двух с лишним миллиардов, предусмотренных на стимулирование экономики, — это средства, сэкономленные в результате налоговых послаблений (подоходный налог снижается с 25% до 20%, налог на дивиденды — с 10% до 5%). Такую реформу налогообложения Гия Хухашвили считает «непринципиальной».
Надежды грузинского руководства переждать глобальный кризис связаны с иностранной помощью, обещанной западными партнерами после прошлогодней августовской войны с Россией. «Доноры объявили, что в течение трех лет Грузия получит около $4,5 млрд грантов и кредитов. И эти деньги в страну придут. Другой вопрос, насколько целесообразно они будут распределены», — говорит эксперт.
Гия Хухашвили также отмечает, что Грузия не настолько интегрирована в глобальную экономическую систему, чтобы мировой кризис напрямую отразился на экономике страны: «Наши проблемы — в местном системном кризисе, зревшем годами. У нас экономикой заправляют монополии, в стране нет конкуренции. Нам до сих пор не удалось создать конкурентную инвестиционную среду. Нормальный, цивилизованный бизнес в Грузию идти боится. Основными инвесторами являются российские госкомпании и офшорные фирмы с сомнительной репутацией. Реального же инвестиционного капитала до сих пор нет. Это связано, во-первых, с очень высокими политическими рисками для бизнеса и экономики, а во-вторых — с августовской войной, еще больше оголившей системные проблемы Грузии».
Беларусь:
бартер возвращается
В Беларуси антикризисной программы в классическом понимании — как утвержденного правительством документа с аналогичным названием — нет. Здесь предпочитают делать вид, что нет и самого кризиса.
Между тем потери экономики, до сих пор зависевшей от дешевых российских энергоносителей и внешнего спроса на белорусские нефтепродукты, весьма существенны. «За два месяца 2009-го падение экспорта составило 45%, — заявил Контрактам руководитель Минского научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук. — Если так пойдет и дальше, то по итогам года мы недополучим около $13 млрд валютной выручки. А между тем в 2009-м белорусские предприятия и банки должны заплатить порядка $8 млрд краткосрочного долга».
2 января была проведена разовая девальвация белорусского рубля к доллару и евро на 20%. «Отток из рублевых депозитов в долларовые за последние несколько месяцев превысил $1,3 млрд. В начале 2008-го 65% депозитов в белорусских банках были в белорусских рублях, а остальные — в долларах и евро. Сегодня же доля белорусских рублей на депозитных счетах сократилась до 43%. Приведение курса белорусского рубля в соответствие с его реальной стоимостью необходимо, но для этого нужна прозрачная, понятная политика центробанка, а не политические решения», — считает Ярослав Романчук.
Беларусь надеется на помощь западных финансовых организаций, для них подготовлена программа по либерализации, состоящая из 52 мер. Ярослав Романчук говорит, что положения программы декларативны: «Действительно, с 1 января введена плоская шкала подоходного налога (в размере 12%. — Прим. ред.), на один пункт — с 35% до 34% — сократился налог в фонд социальной защиты и т. д. Но либерализации как таковой — снижения налоговой нагрузки, отмены штрафов и наказаний — нет. Президент на полгода приостановил проверки бизнеса, а они полным ходом идут».
В начале апреля белорусские власти объявили о сокращении расходной части бюджета на 18%. «Если мы переведем индикаторы в доллары, то расходная часть бюджета, исходя из прогноза девальвации белорусского рубля, сокращается примерно на $15 млрд — это очень много, это яркие признаки серьезной макроэкономической дестабилизации», — считает Ярослав Романчук.
Практически одновременно с урезанием бюджета премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский заявил, что прежний прогноз развития ВВП на 2009 год остается неизменным — 10–12% роста. В такой ситуации руководители белорусских предприятий оказались перед двумя взаимоисключающими задачами. С одной стороны, адаптироваться к кризису, с другой — выполнять прогнозные показатели. С 1 апреля в Беларуси разрешен бартер во внешнеторговых расчетах.
В банковском секторе страны продолжается рекапитализация — поддержка финучреждений через увеличение доли государства в их акционерном капитале (в 2008-м на эти цели потрачено около $2 млрд). Но, по мнению Ярослава Романчука, банки это не спасет: «Грядет волна невозвратов кредитов, резкое увеличение задолженности предприятий перед финучреждениями. В 2008 году она уже выросла почти на 80%».
Подпитку белорусской экономике должны обеспечить кредиты Международного валютного фонда и России, общая сумма которых составляет около $5 млрд. От МВФ уже получен первый транш в размере $800 млн, от РФ с ноября прошлого года Беларусь получила $1,5 млрд.
Балтия:
ЕС поможет
Кризис не пощадил и страны Балтии, которые уже пять лет живут под крышей Евросоюза. Самый сильный удар приняла Латвия: ВВП страны в IV квартале 2008 года рухнул на 10,5% по сравнению с аналогичным периодом 2007-го. Сегодня Рига спасается за счет международной экономической помощи: до 2011 года Еврокомиссия, МВФ, Всемирный банк, скандинавские страны и другие доноры предоставят Латвии минимум EUR7,5 млрд. Латвийское правительство затягивает пояса: в декабре 2008-го еще прежний Кабмин постановил урезать расходы всех госучреждений на 15%. А в конце апреля правительство Валдиса Домбровскиса объявило о том, что расходную часть госбюджета придется «усушить» на 40%. Политики не скрывают: это произойдет за счет масштабного урезания социальных расходов государства. Программа латвийского правительства предусматривает сокращение числа работников в госсекторе и снижение заработной платы в среднем на 20%.
С 1 января ставка налога на добавленную стоимость в Латвии повышена с 18% до 21%, а в конце марта премьер-министр страны Валдис Домбровскис заявил, что НДС может вырасти до 24%.
Литва принимает аналогичные меры: зарплаты бюджетникам урезаются на 10%. Чтобы избирателям было не так обидно, жалованье президента и депутатов парламента сокращено на 15%. Недавно Министерство финансов объявило, что бюджет еще подрежут — минимум на один, а то и на два миллиарда долларов. Ставка налога на добавленную стоимость поднята с 18% до 19%. Если до сих пор в Литве некоторые группы товаров, например, книги и лекарства, облагались льготным 5-%ным НДС, то теперь большинство льгот упразднены.
А вот у правительства Эстонии нет официальной антикризисной программы. Правда, правящая Реформистская партия обнародовала документ под названием «Семь шагов к новому экономическому росту». Шагать планируется к введению евро, строительству АЭС, сохранению низких налогов, эффективному использованию средств Евросоюза, созданию благоприятной среды ведения бизнеса и т. д. «Эстонцы намного лучше подготовились к приходу кризиса, чем латыши и литовцы, — рассказал Контрактам старший аналитик банка DnB Nord, литовский экономист Римантас Рудзкис. — Баланс эстонского бюджета несколько лет был положительным, накоплен довольно весомый стабилизационный фонд. И когда начался спад, эстонцам не надо было искать помощи со стороны, и жестко уменьшать расходы, как это приходится делать Литве и Латвии: Риге — из-за очень сильного спада, Вильнюсу — из-за прежнего излишне оптимистичного планирования».
Позитивную роль для Эстонии сыграло и то, что основные банки страны ранее были куплены крупными скандинавскими финансовыми группами. «В этом большое преимущество Таллинна перед Ригой, где местный Parex banka в итоге пришлось национализировать. Надо сказать, что банковский сектор Литвы пока удара не почувствовал. Может быть, из-за того, что наша экономика влезла в долги в гораздо меньшей степени, чем эстонская и латвийская», — говорит литовский эксперт.
Членство стран Балтии в Евросоюзе, с одной стороны, помогло им выдержать удары кризиса, а с другой — поспособствовало тому самому буму потребления, который привел к проблемам. «В 2000 году уровень покупательной способности населения Литвы составлял 38% от среднего показателя по ЕС, а в прошлом — уже 60%. Теперь, конечно, приходится делать пару шагов назад, потому что слишком был раздут пузырь кредитов и рынка недвижимости», — считает Римантас Рудзкис.
Аналитик банка DnB Nord не исключает, что в конце концов Литва также обратится к Еврокомиссии за финансовой помощью. Хотя уже сейчас литовцы пользуются деньгами из структурных фондов ЕС: «Эти средства являются серьезным подспорьем для производителей: благодаря им гораздо дешевле развивать инвестиционные проекты. В текущем году Литва планирует получить из этих фондов 4–5 млрд литов (EUR1=3,45 лита), что составляет почти 5% ВВП».
Недавно МВФ рекомендовал странам Балтии побыстрее сменить национальные валюты на евро. «Валютные риски маленьких балтийских республик довольно высоки, а Еврокомиссия не собирается смягчать правила вхождения в еврозону, — полагает Римантас Рудзкис. — Наибольшие шансы у Эстонии: у них неплохая ситуация с дефицитом бюджета, да и по уровню инфляции есть возможность достичь соответствия Маастрихтским критериям (дефицит бюджета — менее 3% ВВП, госдолг — не более 60% ВВП, инфляция, сопоставимая с тремя лучшими по этому параметру странами ЕС. — Прим. ред.). У Эстонии есть шансы вступить в еврозону уже в 2011 году. А Литве и Латвии будет намного сложнее это сделать».
Согласно последнему прогнозу банковской группы SEB, ВВП Эстонии и Латвии в этом году по сравнению с 2008-м уменьшится на 12%, Литвы — на 9%. Инфляция в Эстонии будет снижаться и в текущем году составит 0,7%. В то же время в Латвии и Литве уровень инфляции будет равен 3% и 5% соответственно. Рост безработицы, согласно прогнозу банка, ожидается во всех странах Балтии. В Эстонии он составит до 12%, в Латвии — 15%, в Литве — 11%.
Оценка материала:
Как постсоветские страны борются с кризисом: антикризисные шаги Казахстана, России, Грузии, Беларуси, стран Балтии19.05.2009