НОВИНИ ДНЯ: Чому Зеленський бачить у Трампі шанс на завершення війни: The Telegraph дізнався деталі  "Довгі Нептуни" та 30 тисяч дальнобійних дронів: Зеленський розповів про українську зброю  Похолодання в Україні: синоптик розказав, де температура впаде до "мінусів"  У четвер Україні прогнозують погіршення погоди: дощ, сніг та ожеледицю  В Україні 20 листопада буде вітряно, на заході - похолодання та дощ із мокрим снігом  Потепління до +14, але ненадовго: синоптикиня озвучила прогноз погоди в Україні на 19 листопада  Зима близько: де в Україні чекати на сніг в понеділоквсі новини дня
Бізнес
Економіка
19.05.2009 36384

Вторая родина. Почему украинским властям невыгодно бороться с офшорами

Борьба с офшорами не ликвидирует налоговые гавани, а подтолкнет бизнес к созданию более длинных и дорогих цепочек. Массированное наступление на офшоры не затронет украинский бизнес. Развивающиеся страны, ежегодно недополучающие более $120 млрд налогов, не включились в активную борьбу с низконалоговыми юрисдикциями.

Елена СТРУК, КОНТРАКТЫ

Офшорам — кнут, резидентам — пряник

Citigroup — абсолютный рекордсмен среди ста крупнейших публичных компаний Штатов по количеству структур, открытых в офшорных юрисдикциях. По оценке подкомитета Конгресса США (Government Accountability Оffice), инвестбанк открыл в налоговых гаванях 427 фирм. Такие же «дочки» есть у 83-х из ста крупнейших публичных компаний США. Американцы прячут от налоговых служб в офшорах ежегодно $40–70 млрд, а корпорации — до $30 млрд. Такая игра в прятки обходится бюджету США в $100 млрд в год.

Всего, по оценке Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в офшорных зонах скрыто $5–7 трлн. Борьба с налоговыми укрывателями — одна из топ-тем апрельского антикризисного саммита Большой двадцатки. Камнем преткновения стала банковская тайна в офшорах. В первых рядах борцов с ней — президент США Барак Обама, премьер-министр Великобритании Гордон Браун, канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Николя Саркози. Они опасаются, что из-за рецессии предприятия, а также граждане, оптимизируя расходы, начнут массово выводить средства в налоговые гавани. Только за первые два-три месяца 2009 года количество фирм, зарегистрированных на одном из самых популярных офшоров — Британских Виргинских островах, увеличилось на 50 тыс.

Чтобы предотвратить дальнейший отток капитала, Франция, Германия, Великобритания и США добиваются от стран — укрывателей предоставления налоговой информации о клиентах местных финансовых учреждений. Низконалоговым юрисдикциям пригрозили санкциями: вводом или повышением налогов на репатриацию капитала и перевод  денежных средств в офшоры. Под давлением  Николя Саркози черный список государств, отказавшихся сотрудничать с ОЭСР в рамках обмена данными о налогоплательщиках, был обновлен. Штрафников разделили на две категории: в первую попали государства, которые объявили о принятии стандартов ОЭСР, но не в достаточной мере придерживались их (всего 39 юрисдикций). Ко второй категории были отнесены Уругвай, Коста-Рика, Филиппины и Малайзия, отказавшиеся сотрудничать с ОЭСР. Впрочем, эта четверка самых строптивых под угрозой санкций со стороны крупнейших экономик уже обязалась обмениваться налоговыми данными.

Структура холдинга с использованием офшоров
офшоры

Тем временем правительства развитых стран пытаются создать стимулы к прекращению утечки капиталов в офшоры. Власти Великобритании в этом году вновь планируют налоговую амнистию, подобную той, что была проведена два года назад. В течение 2006–2007 годов британцы могли предоставить информацию о наличии у них незадекларированных счетов за рубежом. Добровольцам снизили штраф за сокрытие до 10% от суммы дохода вместо обычных 100% штрафа. Тогда британской казне удалось собрать GBP400 млн налогов.

В США пришли к выводу, что многие механизмы вывода средств в офшоры легальны и их оспаривание потребует слишком больших расходов от федерального правительства. По законодательству американцы обязаны платить налоги с заработанного за рубежом. Но если активы вывести за границу и поместить в фонд, контроль над которым передать третьему лицу, то можно избавиться от этой необходимости. В Сенат уже поступил законопроект, упрощающий применение санкций за отмывание денег в делах, связанных с уклонением от налогов.

Массированное наступление на офшоры не затронет украинский бизнес. Развивающиеся страны, ежегодно недополучающие более $120 млрд налогов, не включились в активную борьбу с низконалоговыми юрисдикциями.

Кипр. Остров везения

Компания «Украинский автомобильный холдинг», входящая в структуру корпорации «Богдан» и подконтрольная бизнесмену Петру Порошенко, весной 2009 года сообщила о переходе в собственность кипрской Autoreal Holding Limited. Это позволило не только сократить количество владельцев, а следовательно, сделать структуру холдинга более прозрачной, но и оптимизировать расходы.

Четыре виргинские компании сконцентрировали 72,9% акций НПК «Галичина», совладельцами которого ранее выступали структуры родом из Украины. Данные о смене акционеров предприятие озвучило в апреле. По словам начальника международно-правового отдела компании Aurora Consulting Дмитрия Самойлова, экономический спад будет подталкивать в офшоры и другие отечественные компании.

По оценкам Виктора Пинзеника, еще в 2006-м через офшоры проходило до 40% украинского экспорта. В схемах задействованы как классические офшоры (предлагающие нулевую ставку налога на прибыль и не требующие ведения финансовой отчетности), так и низконалоговые юрисдикции. Последние не только предоставляют налоговые льготы фирмам, но и обладают широкой сетью договоров об избежании двойного налогообложения. Значительный удельный вес во внешней торговле страны занимают Великобритания, Швейцария, Нидерланды, Австрия, Люксембург, где украинские бизнесмены регистрируют холдинговые структуры и «фасадные» компании, за которыми прячутся безналоговые офшоры на Британских Виргинских островах, в Белизе, Панаме, на Сейшелах, Багамах, Гибралтаре и др.

Схема налоговой оптимизации с участием фасадных и офшорных компаний
офшоры

Но первое место в рейтинге привлекательности у отечественных бизнесменов по-прежнему занимает Кипр. На любовь к этому острову не повлиял ни кризис, ни саммит Большой двадцатки — остров входит в белые списки ОЭСР как страна, которая придерживается стандартов по обмену налоговой информацией.

Кипр — самый крупный инвестор в украинскую экономику. По данным Госкомстата, на 1 января 2009 года островное государство вложило в Украину более $7,6 млрд — 21,5% от общей суммы прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в страну. Для сравнения: поступления из Голландии составили $3,2 млрд, из Австрии — $2,4 млрд, а Британских Виргинских островов — $1,3 млрд. Понятно, что не киприоты инвестируют в Украину, а мы имеем дело с репатриацией капиталов украинских бизнесменов. ПИИ из Украины на Кипр, по данным Госкомстата, на начало года достигли $5,8 млрд — 94% от общей суммы инвестиций.

Ради вступления в ЕС острову пришлось пожертвовать статусом классической офшорной зоны с нулевым уровнем налогов, зато удалось отвоевать самую низкую ставку налога на прибыль в Европе — 10%. К тому же государство удержало нулевую ставку налога на любые пассивные доходы — дивиденды, роялти, проценты по кредитам. Налогом на прибыль не облагаются операции с ценными бумагами.

Всеми этими преимуществами украинские бизнесмены могут пользоваться благодаря лояльному соглашению об избежании двойного налогообложения, подписанному Кипром и Советским Союзом. Этим документом до сих пор пользуется Украина. Все платежи, идущие из Украины на Кипр (дивиденды, роялти, проценты), не облагаются налогом на репатриацию, который в Украине составляет 15%, и могут беспрепятственно выводится в другие юрисдикции. Аналогичные договоры подписаны Кипром еще с несколькими десятками стран. По словам менеджера налогово-юридического департамента PricewaterhouseCoopers Вадима Белика, остров остается самой приемлемой транзитной зоной для перевода украинского капитала в традиционные безналоговые офшорные юрисдикции (Британские Виргинские острова, Белиз, Панама и др.).

Схема экспортной операции с участием офшора
офшоры

Несколько популярных моделей использования Кипра в общих чертах выглядят так. Первая связана с инвестированием в украинские компании. Фирма, зарегистрированная, к примеру, на Британских Виргинских островах, предоставляет кредит кипрской компании, которая в свою очередь выдает заем предприятию в Украине. При выплате процентов кредитору на Кипре с предприятия не удерживается налог на репатриацию. Кипрской фирме придется заплатить налог на прибыль в размере 10%, но поскольку в схему включена классическая офшорка, то на Кипре достаточно оставить лишь небольшую налогооблагаемую маржу, а остальные средства можно вернуть на острова, где ставка налога на прибыль равна нулю. При этом проценты относятся к расходам украинской компании и, соответственно, уменьшают ее налогооблагаемую прибыль.

По такому же принципу работают лицензионные соглашения для выведения прибыли в низконалоговые юрисдикции. Компания с пропиской в Белизе или Панаме становится правообладателем объекта интеллектуальной собственности (к примеру, торговой марки) и передает сублицензию кипрской фирме, которая в свою очередь предоставляет ее украинскому субъекту хозяйственной деятельности. Выплачивая роялти, предприятие, зарегистрированное в Украине, фактически выводит часть прибыли за рубеж и оптимизирует уровень налогообложения на родине, списывая лицензионный платеж на затраты.

В торговых операциях кипрские компании часто выступают агентом офшорной фирмы и действуют за комиссионное вознаграждение. Доход от продажи товаров поступает на счет кипрской компании, а далее, за вычетом комиссии (обычно 1–2% от суммы сделки — процент, как правило, оговаривается с кипрскими налоговыми органами), передается в офшор. Налог на прибыль взимается лишь с маржи, оставшейся на Кипре.

Работать напрямую с классическими офшорами не так выгодно из-за отсутствия соглашений об избежании двойного налогообложения, а значит, необходимо выплачивать 15% налога на репатриацию капитала. Кроме того, все платежи в офшорные зоны, попавшие в список Кабмина, проверяются Нацбанком и Госфинмониторингом. При импортной операции украинские компании, которые оплачивают контракт в пользу нерезидентов из офшора, могут относить на валовые расходы лишь 85% от стоимости товаров.

План Б

«Раскрытие информации о коммерческих условиях сделки или лицах, стоящих за ней, за которое ратует ОЭСР и Большая двадцатка, вряд ли приведет к радикальному изменению этих схем», — полагает Дмитрий Самойлов. Перестановки в офшорных моделях произойдут лишь при условии утверждения украинским правительством нового списка офшорных зон или изменения налогового режима внутри самих налоговых гаваней. А в этом не заинтересованы ни представленный в украинской власти крупный бизнес, ни правительства самих офшорных государств.

К примеру, переговоры о заключении нового соглашения об избежании двойного налогообложения между Украиной и Кипром длятся несколько лет и напоминают имитацию. Документ, подготовленный украинской стороной в 2007 году, предусматривал ставку налога в размере 10% на проценты и роялти, а также дифференцированную ставку на дивиденды (от 5% до 15% в зависимости от того, какая часть уставного фонда принадлежит получателю дивидендов). Но пока государства сохраняют статус-кво. Кипр не хочет лишиться части украинского капитала. Крупные украинские бизнесмены, построившие свой бизнес через островное государство, тоже сопротивляются переменам. Украина могла бы в одностороннем порядке выйти из соглашения. Этот вопрос был проголосован парламентом еще в 2008 году, но для его принятия не хватило трех голосов... А у правительства не поднимается рука внести Кипр в список офшорных зон своим постановлением, что автоматически сделает остров менее привлекательным для предпринимателей.

«Угроза изменения действующего соглашения об избежании двойного налогообложения с Кипром заставляет украинских предпринимателей искать другие варианты — не для немедленного перемещения, а в качестве запасного плана», — говорит специалист Ernst & Young Татьяна Миколенко. И предусмотрительные бизнесмены задумываются о других транзитных пунктах, в первую очередь в более респектабельных европейских юрисдикциях. Некоторые уже работают через Нидерланды, Австрию, Швейцарию, Люксембург. Управляющая компания братьев Клюевых Slav A.G. зарегистрирована в Австрии, голландская Metinvest B.V. является соучредителем некоторых метпредприятий СКМ, о чем сообщила группа в ходе реструктуризации.

Кипру есть замена. Для создания холдинговых структур можно рассматривать, к примеру, Нидерланды, подписавшие с Украиной соглашение об избежании двойного налогообложения. При соблюдении некоторых условий — инвестиции в уставный фонд создаваемой компании — $300 тыс., при этом получатель дивидендов должен владеть не менее 50% капитала — компании освобождаются от уплаты налогов на дивиденды.

офшоры
Нажмите, чтобы увеличить

«Великобритания — еще более привлекательный вариант», — утверждает управляющий партнер юридической фирмы Amond & Smith Ltd Денис Кузнецов. Там можно создать Партнерство с ограниченной ответственностью (LLC). Если такая компания не ведет деятельности на территории Британии, то нераспределенный между партнерами доход не облагается налогами в принципе. Номинальными партнерами компании обычно выступают офшорные структуры. Стоимость регистрации LLP сопоставима с ценой создания структуры на Кипре — в первый год фирма обойдется в EUR1,8–2 тыс. Ее основной минус — несколько видов отчетности, которые в течение года нужно предоставить в местные госорганы (отчет о партнерах и сведения о финансовой деятельности).

В качестве транзитных территорий, по словам Дмитрия Самойлова, используют Швейцарию, где налог на дивиденды при репатриации из Украины составляет 5%. «Потенциал низконалоговых юрисдикций имеют Черногория с налогом на прибыль в размере 9% и налог на прирост капитала в 4,5%, а также Португалия, а именно Мадейра со специальным налоговым режимом», — рассказывает специалист. В Мадейре действуют льготные ставки налога на прибыль (3% — на 2009 год, 4% — с 2010 по 2012 год, 5% — с 2013) для предприятий, создающих рабочие месте. Так, достаточно взять на работу двух человек и тогда c прибыли до EUR2 млн уплачивается льготная ставка.

Лавры Кипра не дают покоя Молдове, которая с 2008 года перешла на нулевую ставку подоходного налога для компаний. Кроме того, подоходным налогом в стране не облагаются суммы прироста капитала, полученного в результате операций по отчуждению акций между нерезидентами. Страна заключила 36 конвенций об избежании двойного налогообложения.

Уроки борьбы

Выбор у компаний есть. Это справедливо и в отношении классических офшоров. Предположим, американцам все же удастся вынудить Британские Виргинские острова изменить свое налоговое законодательство. В таком случае компании, квартирующие там, переедут в Панаму, Белиз, на Сейшелы или в другие укромные юрисдикции. Ряды классических офшоров поредеют лишь в том случае, если уровень налогообложения в них повысится до среднемирового. Но правительства таких государств будут держаться своей налоговой политики, поскольку плата за регистрацию и поддержание резидентных структур обеспечивает им, по оценкам местных чиновников, от 30% до 80% поступлений в бюджет.

офшоры
Нажмите, чтобы увеличить

Ужесточение национального законодательства в отношении налоговых гаваней не гарантирует нужного государству результата. Как показывает практика, если налог на прибыль в стране превышает 16%, оптимизация налогообложения с участием офшорных компаний экономически оправдана. Об этом свидетельствует опыт России, где ужесточение норм работы с офшорами привело лишь к созданию более длинных и сложных схем. Правда, позволить себе содержать длинные офшорнные цепочки могут только относительно крупные бизнес-группы. Если в безналоговых юрисдикциях сопровождение одной компании обходится в $2–4 тыс. в год, то в Австрии, Дании, Швейцарии, Нидерландах, Франции — как минимум в пять раз дороже.

Пока же с налоговыми гаванями эффективнее всего справляется кризис, а не законодательные органы и правительства разных стран. На фоне общего спада содержание больших структур становится все менее и менее выгодным. Компании сворачиваются и мелеют, а значит — сокращаются и операции с участием офшоров.

Оценка материала:

3.29 / 7
Вторая родина. Почему украинским властям невыгодно бороться с офшорами 3.29 5 7
Бізнес / Економіка
19.05.2009 36384
Еще материалы раздела «Економіка»