Бізнес
Економіка
Эмиссия выполнима. Как правительство пополняет бюджет
Кабинету министров удается наполнять казну эмиссионными деньгами, сохраняя стабильность гривни. Апрель стал третьим месяцем бесперебойного пополнения казны. Надолго ли хватит такой тактики? Запланированная правительством рекапитализация банков может подстегнуть спрос на доллары.
В апреле Кабмину вновь удалось наполнить бюджет. По данным Госказначейства, за месяц в общий фонд госбюджета поступило 14,258 млрд грн — на 5,7% больше запланированного. Наполнение специального фонда также превзошло все ожидания: было собрано 3,913 млрд грн, или на 33,7% выше ожидаемого уровня.
Апрель стал третьим месяцем бесперебойного пополнения казны. Более того, в минувшем месяце, как и в марте, правительство смогло не просто выполнить план, но и перевыполнить показатель прошлого года по сбору налогов в общий фонд. В частности, налоговая «мобилизовала» 6,8 млрд грн (в марте 2009-го — 5,1 млрд грн, в апреле 2008-го — всего 3,8 млрд грн). Достижения налоговой выглядят удивительными — хотя стремительное падение экономики остановилось в феврале–марте, признаков существенного оживления деловой активности пока нет. В металлургии, ключевой отрасли украинской промышленности, второй месяц подряд продолжается сокращение производства: в марте среднесуточный выпуск стали уменьшился на 7,3% по сравнению с предыдущим месяцем, в апреле — еще на 7% — до 71,4 тыс. тонн (за этот же период минувшего года объем производства составлял 122,8 тыс. тонн в день).
Разгадка налогового чуда проста: наполнять казну правительству помогает Национальный банк. Кабмин выпускает государственные облигации (ОВГЗ), затем их выкупает НБУ, а деньги, уплаченные им за эти бумаги, направляются в бюджет. С 6 апреля по 5 мая портфель ОВГЗ в собственности Нацбанка увеличился на 5,584 млрд грн (в марте — на 7,086 млрд грн, в феврале — 2,673 млрд грн, в январе — 0 грн). Часть этих средств попадает в казну через налоги: НБУ выкупает ОВГЗ у госбанков, кредитующих крупные государственные компании, прежде всего НАК «Нафтогаз України», а последние возвращают бюджету фискальные долги.
Косвенно это предположение подтверждает структура собранных налогов. В частности, план по перечислению рентной платы за газ и газовый конденсат в апреле был перевыполнен на 32,8%. Без денег от госбанков Нафтогаз не мог бы спонсировать казну — компания находится в тисках неплатежей. К примеру, на 5 мая тепловые котельные оплатили НАКу только 39% купленного в этом году топлива, а их долг за газ с начала года вырос на 1,9 млрд грн.
Эмиссия не оказывает влияния на курс гривни, поскольку, предоставляя деньги правительству, НБУ сдерживает общее увеличение денежной массы. В январе– марте регулятор изымал гривню из обращения, продавая валюту на межбанковском рынке, а также ограничивал рефинансирование финучреждений.
В то же время риск вытекания эмиссионных денег на валютный рынок растет. Кабмин готовит программу рекапитализации проблемных банков, согласно которой семь финучреждений могут получить около 20 млрд грн. Если значительная часть этих денег будет сразу же выплачена вкладчикам-физлицам, спрос на доллары увеличится. Кроме того, в II полугодии правительству потребуется больше средств, чтобы финансировать государственные расходы. По данным Госказначейства, в январе–апреле в общий и специальный фонды госбюджета было собрано 62 млрд грн (без учета собственных поступлений бюджетных организаций). А по итогам года общий объем поступлений должен составить 238,9 млрд грн. Это значит, что в мае–декабре среднемесячный сбор налогов и других платежей в бюджет должен увеличиться до 22,1 млрд грн. Эта сумма на 22% больше апрельского уровня.
Правительство пытается закрыть бюджетные дыры с помощью
займов. В частности, МВФ может предоставить на покрытие дефицита $1,5 млрд.
Кроме того, Кабмин пытается получить отсрочку по оплате российского газа,
проведя взаимозачет. Однако наращивание долгов лишь отложит проблему
финансирования государственных расходов.