Життя та Стиль
Особисті фінанси
Томаш Фиала (Dragon Capital) знает, откуда ждать приток «новых» денег на фондовый рынок Украины
Томаш Фиала, управляющий директор Dragon Capital, уверен, что фондовый рынок прошел свое «дно». Г-н Фиала рассказал, в какие ценные бумаги выгоднее вкладывать деньги, а также откуда ждать приток «новых» денег на фондовый рынок Украины.
— На мировых
биржах, кажется, воцарилось спокойствие и уверенность, что кризис пройден,
дальше — только рост. Наши ценные бумаги тоже будут расти?
— Самые тяжелые моменты, похоже, действительно пройдены. За последние 9 месяцев у инвесторов накопилось много свободных денег, которые лежали «мертвым грузом» в ожидании стабилизации. И если в конце прошлого года на рынке в основном присутствовали государственные деньги, то сейчас происходит большой приток частного капитала. Инвесторы чувствуют, что рынок очень близок к дну или даже готов идти вверх. Конечно, мы не скоро вернемся на уровень 2006–2007 гг. и вряд ли увидим такой стремительный рост. Но и резкого падения, как в прошлом году, тоже не будет.
Интеграция украинского рынка в мировую экономику намного больше, чем в кризисном 1998 году. И сегодня мы повторяем все процессы, происходящие на рынках более развитых стран. Но поскольку Украина в 2007 году росла быстрее других стран, то в 2008-ом она сильнее всех упала. Зато сейчас в процентном отношении мы снова многих опережаем.
Многие из тех,
кто раньше инвестировал в акции, теперь вкладывают в еврооблигации, зарабатывая
на рисках государства, западных банков, а также таких крупных эмитентов как
«Азовсталь», «Мироновский хлебопродукт»
Под влиянием происходящих событий и новостей о крупнейших игроках мирового финансового рынка, инвесторы стали возвращаться и на украинский рынок. Тон в этом процессе всегда задавали США, на них ориентируются европейские рынки, с небольшим опозданием реагируют рынки группы BRIC (Бразилия, Россия, Индия, Китай), и с 2-3-недельной задержкой общий тренд повторяет Украина.
— Но многие аналитики уверяют, что рост рынка в марте-апреле — это всего лишь отскок, который снова сменится нисходящим трендом.
— Думаю, что коррекция обязательно будет. Рост на западных рынках, скорее всего, немного приостановится, что со временем скажется и на Украине. Но тех минимальных котировок, которые были два месяца назад, уже не будет. И вряд ли индекс ПФТС опустится до 200 п.п.
— Как может отразиться на украинском фондовом рынке укрепление гривны, сможет ли повышение курса до 7,7 грн./$ способствовать росту?
— Падение гривны негативно влияет как на доходность инвесторов, так и на рынок в целом. Это один из самых весомых факторов, способствующих падению рынка. Ведь на состояние валюты ориентируется и население, и все компании, и инвесторы. Катастрофические прогнозы в духе 15 грн./$, думаю, уже в прошлом. Курс около отметки 8 грн./$ я считаю сбалансированным в нынешней экономической ситуации.
Девальвация гривны с 5 до 8 грн./$ помогла снизить импорт и поддержала экспорт, смягчив негативные последствия мирового кризиса. Если бы политическая ситуация в стране была стабильной, то вполне вероятно, что не было бы таких резких скачков валютного курса, и не исключено, что девальвация остановилась бы на отметке 7 грн./$.
Укрепление гривны, конечно, увеличивает доходность инвесторов, измеряющих свою доходность в долларах. Например, индекс KP-Dragon растет, если гривна укрепляется, и падает, если она ослабевает. Поэтому ревальвация с 8 до 7 грн./$ позитивно отразится на доходности инвесторов.
— Как президентские выборы повлияют на фондовый рынок?
— С одной стороны, инвесторы уже привыкли к разобщенности политических сил в Украине, что усложняет принятие многих важных для экономики решений. С другой, они заинтересованы в прогнозируемости. Если подготовка к выборам будет идти прозрачно, сроки их проведения будут понятны, то ситуация на фондовом рынке будет зависеть только от внешних новостей и от результатов деятельности компаний.
— Как вы считаете, когда нерезиденты начнут активно покупать украинские ценные бумаги? Будут ли это спекулятивные инвестиции, подобные тем, что были до конца 2007 г.?
— Давайте посмотрим на происходящее в Украине за последние полтора месяца: мы были свидетелями восстановления цен акций, которые с минимума поднялись в некоторых случаях на 60% (индекс ПФТС с начала апреля вырос на 50%), благодаря существенному притоку «новых» денег. Однако большая часть денег пришла от местных инвесторов. Доля иностранцев не превышала 45% капитала. Но в последние две недели ситуация изменилась в пользу нерезидентов. Иностранцы хотят воспользоваться дешевизной украинских бумаг. В итоге мы вернулись к стандартному соотношению инвесторов, которое было до кризиса — деньги инвесторов-нерезидентов составляют больше половины капитала на рынке. Думаю, что на протяжении 2-ого квартала до 60% денег будет приходить из-за границы и 40% — от местных инвесторов.
Сейчас в основном инвестируют те фонды, у которых есть деньги для вложений в Украину; которые знают местные компании, экономику и неплохо заработали на инвестициях, сделанных 10 лет назад. Некоторые из них заработали до 500% и больше к уровням 2000-2004 гг. И хорошо, что опытные иностранные инвесторы верят в завершение резкого, глубокого падения местного рынка к концу этого года.
Обычно фондовый рынок опережает изменение макроэкономических показателей на 6-9 месяцев. Сейчас у нас, казалось бы, ни одного позитивного момента: падение экономики составляет 20%, прогнозы на этот год удручающие. ВВП Украины может упасть, по нашим прогнозам, на 12%. Но инвесторы не смотрят в зеркало заднего вида, а наоборот, стараются не терять из виду точку горизонта и надеются, что уже через полгода рынок может вернуться к росту, и уровень ПФТС в 500 п.п. к концу года вполне достижим. И тогда будет поздно заходить на рынок в расчете на максимальную прибыль. Момент будет упущен.
— По вашим прогнозам, какого уровня достигнет индекс ПФТС в 2012 году?
|
|
— Думаю, что он может вернуться к отметке 1 000-1 200 п.п. и выйти на докризисный уровень. Это очень оптимистичный прогноз. Индексу ПФТС будет легче добраться до докризисной отметки, поскольку он исчисляется в гривне, в отличие от индекса KP-Dragon. Если валютный курс к 2012 году останется на уровне 8 грн./$, то, измеряя свою доходность по индексу KP-Dragon, вы все равно будете оставаться еще в минусе на 40% из-за девальвации гривны. Тем, кто вложил доллар в 2007 году на самом пике рынка, будет очень непросто вернуть его к показателям того времени.
— Сейчас, надо полагать, идеальное время и для инвестиций в ПИФы? Но о доверии граждан приходится лишь мечтать. Что выгоднее для частных лиц покупать сейчас: сертификаты фондов или непосредственно ценные бумаги?
— Выбор зависит от желания инвестора разбираться в фондовом рынке. К нам приходили частные инвесторы, сначала инвестировавшие в акции, но со временем уходившие в ПИФы. Об их причинах остается только догадываться: то ли им надоело ежедневно отслеживать состояние своих инвестиций, возможно у них не было времени разбираться, а возможно, кто-то просто потерпел неудачу. Хотя были и такие, кто поступал наоборот, выходил из ПИФа, чтобы купить акции: таким инвесторам интересно каждый день читать биржевые новости, видимо, это добавляет им адреналина.
Но в ПИФы люди пока не спешат заходить, предпочитают инвестировать в акции напрямую через своих брокеров. За последний месяц мы наблюдаем значительное оживление со стороны физлиц. В прошлом году более половины украинских инвесторов вкладывались в ПИФы, немного меньше заходили в рынок напрямую. Но кризис сильно подорвал доверие как к банковской системе, так и к институтам совместного инвестирования. Сейчас те немногие, кто возвращается на рынок, хотят инвестировать напрямую в акции или облигации. Они предпочитают покупать известные «голубые фишки». При этом большинство инвесторов глубоко не вникают, у какой бумаги наибольший потенциал роста — у «Укрнафты» или «Райффайзен Банк Аваль». Зато такие инвесторы очень хорошо понимают, что ценные бумаги сейчас дешевы, как никогда, и хотят воспользоваться моментом.
Кроме того, сам процесс инвестирования значительно упростился после появления Интернет-трейдинга. Частным инвесторам стало проще наблюдать за состоянием своих активов, они могут в любой момент войти в Интернет и посмотреть через удаленный клиентский терминал, что сейчас на бирже; также просто они могут купить или продать бумаги.
Выбирая ПИФ, у инвесторов возникает множество вопросов: а насколько надежна компания, которая им управляет; правильно или неправильно оценен портфель; сможет ли Комиссия по ценным бумагам предупредить злоупотребления. Пока еще впереди процесс отсеивания сомнительных компаний с рынка. Но сильные КУА, лидеры рынка, почувствуют приток денег в самое ближайшее время. Уверен, что теперь украинские инвесторы будут более внимательны и требовательны при выборе управляющих компаний.
За последний год-два на рынке появилось много управляющих компаний без истории, без опыта управления активами, которые привлекали деньги только путем агрессивной рекламы и сетевого маркетинга. Я бы не советовал доверять деньги таким компаниям. Если инвестор дальновидный, хочет вкладывать на долгосрочную перспективу, то он смело может выбирать закрытый фонд с периодом порядка трех лет, находящийся под управлением компании с 5-10-летним опытом работы на рынке. В этом случае инвестору не нужно каждый день наблюдать за колебаниями котировок и тратить свое время.
— Станет ли Интернет-трейдинг палочкой-выручалочкой для украинского фондового рынка?
— Интернет-трейдинг очень удобен для частных инвесторов, вкладывающих личные средства. Ведь все операции можно проводить из офиса или дома.
Запуск Интернет-трейдинга позволил снизить затраты на работу с ценными бумагами за счет введения электронного документооборота, автоматизации всех процессов и снижения некоторых фиксированных затрат. Со временем это может привести к активизации торговли и увеличению количества заключаемых сделок в течение одного дня. А чем больше ликвидность, тем меньше резких скачков цен, и тем более плавное развитие рынка. Кроме того, механизм рынка заявок гарантирует безопасность торговли на бирже для всех инвесторов, без чего невозможно было бы в короткое время вернуть доверие к рынку. Благодаря обязательному 100%-ому депонированию средств и ценных бумаг, а также применению многоуровневой системы защиты, инвесторам гарантирована максимальная безопасность сделок. Клиент не сможет продать то, чего у него нет, и не сможет купить бумаг на большую сумму, нежели задепонировано на бирже на его счету.
— Какие ценные бумаги сейчас выгодно покупать?
— Начинать стоит с ликвидных бумаг: это, прежде всего, акции 1 и 2 уровня листинга и облигации. Прогнозируемые доходности по некоторым суверенным и корпоративным бумагам такие, которых мы не видели даже во время кризиса 1998 года. С такой доходностью торгуются только облигации Эквадора, уже неоднократно объявлявшего дефолт по своим обязательствам, или Аргентины, где на протяжении восьми лет идет реструктуризация долга. В такие оценки украинских еврооблигаций инвесторы закладывали в существенной степени политические риски.
Когда по суверенным облигациям, срок погашения которых наступает только 5 августа, доходность уже в феврале достигла 100% годовых, иностранные инвесторы обратили на них внимание. И многие из тех, кто раньше инвестировал в акции, теперь вкладывают в еврооблигации, зарабатывая на рисках государства, западных банков, а также таких крупных эмитентов как «Азовсталь», «Мироновский хлебопродукт». Еврооблигации сегодня торгуются по таким низким ценам, что даже в случае дефолта можно будет гарантированно заработать на реструктуризации.
С начала этого года в общем объеме торгов нашей компании евро-облигации занимали порядка две трети. За последние полтора месяца и суверенные, и корпоративные евро-облигации частично восстановились и выросли где-то на 30%. Самые короткие государственные облигации торговались в 70% от номинала, сейчас они поднялись в цене до 90% от номинала.
— Украинские акции сильно недооценены. Какие бумаги сейчас, на ваш взгляд, наиболее интересны?
— Это секрет. Наши рекомендации доступны в полном объеме только нашим клиентам. Но если их обобщить, то в целом, согласно нашим прогнозам, наибольший потенциал роста имеют бумаги предприятий таких секторов, как металлургия, машиностроение, добыча, химия, пищевая промышленность, энергетика, а также в меньшей мере финансовый сектор. Бесспорными фаворитами среди компаний, представляющих эти сектора, являются «Феррэкспо», Авдеевский КХЗ, JKX Oil&Gas, Крюковский ВСЗ, «Мироновский хлебопродукт», «Мотор Сич», «Агрохолдинг Мрия», Сумское НПО им. Фрунзе и Енакиевский МЗ.
— Не считаете ли вы, что возможность массовых банкротств банков и дефолтов по корпоративным облигациям компаний обвалят рынок уже в самом ближайшем будущем?
— Многие эмитенты сегодня пытаются реструктуризировать свой долг: продлить срок выплаты кредита, изменив условия, пересмотреть купонные ставки с целью предотвратить досрочное погашение облигаций по оферте или конвертировать долг в акции.
По нашим оценкам, около трети эмитентов уже попытались реструктуризировать свою задолженность, не имея возможности или намерений погасить её в срок. Однако большинство инвесторов пытаются представить облигации к оферте и досрочно вернуть свои средства.
Сейчас те
немногие, кто возвращается на рынок, хотят инвестaировать напрямую sв акции или
облигации
Процесс дефолтов уже длится шесть месяцев. За это время были официально объявлены три дефолта по облигациям в гривне: производитель труб UTIST и розничные компании «Инсахарпром-К» и «Руш» (сеть магазинов «Ева») не смогли произвести купонные выплаты по облигациям на 170 млн. грн. Но реально рынок насчитывает порядка 90 технических дефолтов на общую сумму 1,5 млрд. грн. Наиболее высокая вероятность дефолта существует по облигациям компаний из отраслей, зависимых от импорта и с высокой долговой нагрузкой, включая банки, розничные торговые сети и компании сектора недвижимости и строительства.
Кризис проверяет многие компании на прочность, и дефолты еще будут. Но они не обвалят рынок и не приведут к какому-то глобальному коллапсу.
Более чувствительным для рынка является состояние банковской системы. Важно, чтобы не произошло банкротств среди банков первой двадцатки. В этом плане позитивным для Украины является присутствие здесь международных банковских групп: это и «Райффайзен Банк Аваль», и «Укрсоцбанк» (UniCredit Group), и банк «Форум» (Commerzbank), и другие. Они сохраняют финансовую устойчивость, продолжают получать фондирование от материнских структур. Хотя суммы, которые на данный момент получили эти банки, не столь велики, однако они могут запросить дополнительные средства в любой момент в случае необходимости: материнские банки официально заявили о поддержке своих «дочек». Важна поддержка правительством государственных «Укрэксимбанка» и «Ощадбанка». Но есть и третья группа — украинские банки. Они находятся в наиболее сложной ситуации, некоторым придется обратиться за помощью к государству. Однако в этом нет ничего плохого, такой механизм был запущен осенью в Великобритании, потом в США и других странах.
— А во что вы лично вкладываете деньги?
— На самом деле, я напрямую инвестиций не делаю, все инвестирует Dragon Capital, а я как акционер на этом либо зарабатываю, либо теряю. Если говорить об инвестициях компании, то с конца прошлого года мы более активно работаем с суверенными еврооблигациями, облигациями некоторых качественных компаний, как например, «Азовсталь», «Мироновский хлебопродукт», банковскими облигациями «Укрсоцбанка», «УкрСиббанка», банка «Форум». Это, пожалуй, самые интересные вложения из всех. Пока мы не планируем выходить из этих инвестиций, там еще сохраняется хороший потенциал роста. Что касается акций, то самыми интересными сейчас, на мой взгляд, являются банки: «Укрсоцбанк», «Аваль», «Форум», также интересны акции компаний-экспортеров (например, «Феррэкспо» или его основного актива Полтавского ГОКа).
Оценка материала:
Томаш Фиала (Dragon Capital) знает, откуда ждать приток «новых» денег на фондовый рынок Украины26.05.2009