Бізнес
Економіка
Службы доставки могут стать вне закона
Чем грозит борьба «Укрпочты» и частных операторов за рынок международной доставки рядовым украинцам
Министерство инфраструктуры хочет отдать все полномочия по доставке международных посылок «Укрпочте» - соответствующие изменения в Таможенный кодекс ведомство уже выставило на общественное обсуждение. Частные службы утверждают, что дело закончится монополизацией рынка, что приведет к увеличению сроков доставки и ухудшению сервиса. В итоге недорогие покупки в интернет-магазинах, к которым в последнее время пристрастились украинцы, могут оказаться под вопросом.
Груз преткновения
На рынке набирает обороты очередной скандал между «Укрпочтой» и частными операторами, специализирующимися на доставке грузов и корреспонденции. На этот раз конкуренты схлестнулись из-за законопроекта, подготовленного куратором «Укрпочты» - Министерством инфраструктуры. Последнее, по мнению частников, открыто лоббирует интересы национального почтового оператора и оттесняет их от весьма денежного сегмента международной доставки. Документ, в частности, предусматривает внесение изменений в Таможенный кодекс Украины, согласно которым доставка посылок из-за границы в нашу страну должна осуществляться только через места международного почтового обмена (ММПО) назначенного государством оператора, то есть «Укрпочты». В пояснительной записке к законопроекту чиновники аргументируют свою идею необходимостью привести отечественное законодательство в соответствие с европейскими нормами. Согласно рекомендациям Всемирного почтового союза, членом которого является Украина, пользоваться упрощенной схемой обработки международной корреспонденции может лишь назначенный государством оператор, а остальные осуществляют свою деятельность, не используя инфраструктуру ВПС. Но есть и другие причины. Мининфраструктуры заявляет, что в последнее время увеличилось количество заявок от частных компаний, которые просят определить им ММПО. Целая армия доставщиков чревата серьезными проблемами, уверены чиновники. По их мнению, не всегда можно четко отследить, какой именно оператор осуществляет доставку, расплачивается ли он за услуги международных партнеров, проводит ли таможенное оформление грузов. И главное, Мининфраструктуры заявляет, что принятие этого законопроекта позволит пресечь схемы, по которым частные операторы растамаживают посторонние грузы под видом почтовой корреспонденции. То есть фактически чиновники открыто обвиняют частников в организации контрабандного коридора.
Ответ оппонентов не заставил себя долго ждать. Украинская ассоциация директ-маркетинга, объединяющая крупнейших операторов почтовой доставки («Новая почта», «Мист-экспресс», «Курьер» и пр.) и фирмы, специализирующиеся на торговле по каталогам («Отто - Украина», «Книжный клуб», «Телемедиа» и др.), заявила, что фактически авторство законопроекта принадлежит самой «Укрпочте», юристы которой якобы готовили этот документ. Соответственно, и выписан он исключительно под государственного оператора. «Если эти изменения будут приняты, негосударственные компании должны будут уйти с рынка международных почтовых отправлений. В итоге проиграют и операторы интернет торговли, и потребители. Монополизация доставки наверняка приведет к повышению тарифов, снижению качества услуг, закрытию многих международных e-commerce проектов. Уже сейчас сроки доставки у «Укрпочты» в два раза больше, чем у частных операторов, а доля потерь и неоправданных возвратов выше почти втрое», - утверждает президент УАДМ Валентин Калашник. Учредитель курьерской почты «Укркурьер» Александр Чумак подсчитал, что если «Укрпочте» удастся монополизировать международные пересылки, сроки доставки вырастут с сегодняшних 5-6 дней до месяца, а время возврата денег отправителю - с 2-3 недель до полугода. Понятно, что заказывать товары на таких условиях согласятся далеко не все украинцы. Генеральный директор компании дистанционной торговли lamoda Катерина Минула не исключает, что если они будут не в состоянии обеспечить клиентам приемлемые сроки доставки и хорошее качество услуг, то рискуют попросту уйти с рынка.
В УАДМ заявляют, что уже обратились в Антимонопольный комитет с просьбой вмешаться в ситуацию, но ответа пока не получили. В профильной организации также предупредили, что если Мининфраструктуры попытается зарегистрировать в парламенте свой законопроект (а это может случиться уже на днях, ведь сроки его общественного обсуждения истекают 8 ноября), они подадут в ВР альтернативный документ.
Что в посылке?
В «Укрпочте» обвинения в свой адрес считают безосновательными. Начальник отдела международных связей этого предприятия Лариса Стефаненко говорит, что право перевозить корреспонденцию, используя инфраструктуру ВПС, не только дает оператору преимущества, но и накладывает на него определенную ответственность. «В частности, за предоставление универсальных почтовых услуг всем гражданам страны в любом пункте на территории страны. «Укрпочта» обслуживает все даже самые отдаленные отделения, в том числе и убыточные, чего частные компании не делают», - говорит Стефаненко. По этой же причине Всемирный почтовый союз вовсе не ратует за развитие сети частных ММПО, как утверждают в ассоциации директ-маркетинга.
«ВПС поддерживает позицию о необходимости защиты интересов назначенных государством операторов. С 2006 года приостановлена регистрация ММПО частных компаний, а в более чем 100 странах-членах почтового союза открыты пункты международного почтового обмена только для назначенных операторов», - заявляют в «Укрпочте», добавляя, что таким образом ВПС пытается помочь национальным почтовым операторам заработать на международной доставке, перекрывая убытки от других направлений, а также не допустить пересылку запрещенных или контрабандных товаров.
Профильную ассоциацию обвинения в контрабанде откровенно раздражают. «Если через ММПО частных операторов проходит контрабанда, как утверждают в Мининфраструктуры, то этим должны заниматься правоохранительные органы», - считает Валентин Калашник.
Примечательно, что это уже далеко не первый «намек» на не совсем честную игру частных операторов. В свое время в построении схемы по доставке грузов под видом почты без уплаты налогов обвиняли службу «Мист-Экспресс». Она является подразделением компании «Росан» львовского бизнесмена с канадскими корнями Ростислава Кисиля. В конце 90-х годов прошлого века он зарегистрировал в Канаде корпорацию Meest Corporation Inc., дочкой которой и является украинская служба доставки. «Мист-Экспресс» давно входит в список членов Всемирного почтового союза, что позволило ему наравне с «Укрпочтой» перевозить международные грузы по упрощенной процедуре. Злопыхатели утверждали, что компания бралась за переупаковку крупных грузов в мелкие почтовые отправления, стоимостью до 300 евро, которые в Украине пошлинами не облагались. Таким образом поставщики больших партий одежды, обуви и других товаров массового спроса имели возможность сэкономить на ввозной пошлине, достигающей 20-30%. В пакете антикризисных законов ВР в 2014 г. снизила не облагаемый налогом минимум с 300 до 150 евро, но, как поговаривают, схему ухода от пошлин это не сломало. А прикрывал ее якобы тогдашний глава «Укрпочты» и выходец из «Мист-Экспресс» Михаил Панькив.
Однако эти обвинения впоследствии так и не были подтверждены, хотя Панькива и отстранили от занимаемой должности. На самом деле войну почтовиков за рынок международной доставки подстегивают высокие темпы развития этого сегмента. По мере того, как в отечественных магазинах дорожают товары повседневного спроса, украинцы все чаще пытаются приобрести их в зарубежных интернет-магазинах, где цены зачастую ниже в несколько раз. В Украинском процессинговом центре (UPC) отчитались, что по итогам первого полугодия этого года количество операций по картам VISA и MasterCard в интернет-магазинах и на сайтах сервис-провайдеров, подключенных к системе eCommerce Connect, выросло в 2,3 раза. Общая же емкость этого рынка составляет порядка $2 млрд в год. Понятно, что армия желающих увеличить свою долю на столь денежном рынке будет только расти, а в ход пойдут любые, даже самые грязные методы оттеснения конкурентов.
Автор: Татьяна Гармаш