НОВИНИ ДНЯ: Деякі рішення Байдена щодо України можуть допомогти Трампу, - Bloomberg  У РФ стурбовані економічними витратами на продовження війни в Україні, - ISW  Як зберегти очищену картоплю, щоб вона не потемніла  На Марсі вода могла бути ще раніше, ніж вважалося: вчені дослідили найстаріший марсіанський метеорит  В Україну йдуть дощі та мокрий сніг: де і коли буде мокро  Погода в Україні різко зміниться: готуйтеся до снігу та морозів  Сніг на сході і заході: синоптик розповіла, яку погоду в Україні очікувати 26 листопадавсі новини дня
Життя та Стиль
Суспільство
27.11.2015 2593

Цены на продукты растут ежедневно

В октябре поставщики продуктов питания начали хаотично поднимать цены на свой товар, задерживать поставки и выполнять их не в полном объеме. Контракты разбирались в ситуации.

Поставщики сегодня ежедневно меняют цены на продукты питания социальной группы. Об этом массово заявляют оптовые покупатели этих товаров, в том числе ритейл. И начался этот хаос с ценами этой осенью. «На данный момент цена на социальные продукты стремительно меняется. Единицы поставщиков могут и обеспечивают стабильную цену в течение долгого времени. Основная часть из них не гарантирует стабильные цены», - озвучивает проблему руководитель департамента закупок Гуманитарного штаба Рината Ахметова Анастасия Кладова. По ее словам, в такой ситуации планировать закупки в долгосрочной перспективе очень сложно. А ведь Штаб является оптовым покупателем продуктов питания, ежемесячно только одних консервов закупается 2 млн банок, из которых формируются «наборы выживания» для украинцев на неподконтрольной территории и переселенцев. «У поставщиков цены меняются каждый день, а на ряд товаров, таких как сахар и макароны, цена может меняться несколько раз в день», - констатирует Анастасия Кладова.

Представители украинских торговых сетей подтверждают – октябрь принес ценовую нестабильность в закупках. «Если ранее цена поставки менялась сезонно, то сейчас – минимум раз в месяц», - рассказывает Николай Кириченко, начальник отдела закупок скоропортящихся товаров торговой сети «Брусничка». Ощутили этот тренд и другие игроки рынка. «За последний месяц наблюдается тенденция роста цен на отдельные товары. А именно: молокопродукты, подсолнечное масло, крупы, яйца и кондитерскую продукцию. Задекларированный рост цен колеблется в пределах 5-10 процентов», - сообщает коммерческий директор сети супермаркетов «Наш Край» Николай Хапалов.

В оправдание своих ценовых аппетитов производители говорят, что цена на их продукцию формируется на основании производственной себестоимости. А именно, цена поставки той или иной продукции зависит от цен на сырьевом рынке, подорожания тароупаковочных материалов, увеличения стоимости энергоресурсов и бензина, а также зарплат сотрудникам. Именно так обосновывают повышение своих цен ряд поставщиков, что они, кстати, должны делать в обязательном порядке для торговых сетей-партнеров. «Цены на товары, которые поставляются, четко оговорены условиями договора. В случае изменения цены поставщик обязан сообщить об этом предварительно», - говорит Николай Хапалов. Обязаны, но делают далеко не все и зачастую в последний момент. К слову, любимый аргумент повышения цен, который до сих пор часто встречается на рынке, растущий курс доллара. «Привязку к цене доллара мы считаем несправедливой, потому что мы закупаем более 90% товаров национального производства и за национальную валюту», - заявляет Анастасия Кладова.

Придержать, чтобы заработать

Найти сегодня надежного поставщика, который полностью выполняет взятые на себя обязательства, - сложно. «Мы стараемся работать с надежными поставщиками. Поэтому в основном объемы поставок выполняются примерно на 90%, хотя и нам, и нашим партнерам приходится прилагать немалые усилия, чтобы не нарушались договоренности», - признается Николай Кириченко. И это скорее правило, нежели исключение из него. «Иногда поставщики не исполняют 100% заказа, особенно если это касается товаров топ-ассортимента. В связи с желанием оптимизировать свои затраты на логистику поставщики иногда осуществляют доставки реже, чем согласовано в графике», - констатирует Николай Хапалов. По мнению ритейлеров, одной из причин такого поведения поставщиков стала новая проблема, которая появилась на рынке за последний год, - это слабая заинтересованность поставщиков в каналах сбыта сетей. А именно, производители и дистрибьюторы из-за более мягких условий предпочитают работать с оптовыми базами, рынками, несетевыми магазинами, хотя еще год назад крупные ритейлеры постоянно получали предложения о сотрудничестве. «Также по ряду товаров спрос сегодня превышает предложение. Например, с подорожавшей рыбы часть потребителей перешла на более доступное куриное мясо, при этом объемы его производства не изменились, что приводит к дефициту и росту цен», - сообщает Николай Кириченко.

Есть и откровенно негативные «новшества». Печально, но сегодня вновь возродилась практика откровенного передерживания товара на складах. Это факт. «Некоторые поставщики, например, производители овощей и фруктов, действительно могут придерживать товар в надежде продать его дороже», - сообщает Николай Кириченко. При этом эксперт открыто говорит о том, что если у национального производителя и поставщика будет выбор между экспортом продукции за рубеж и поставкой ее на полки украинских магазинов, он с высокой степенью вероятности выберет первый вариант. Такая откровенная погоня за валютной выручкой среди украинских компаний сказывается на внутреннем рынке заметным ростом цен.

Заложники ситуации

Заложниками ситуации, как всегда, становятся простые люди. В том числе проживающие на оккупированных территориях. Например, Гуманитарный штаб Рината Ахметова в последнее время столкнулся с проблемой закупки продуктов питания для наборов выживания. «Цены на основные продукты на рынке стремительно растут, поэтому отечественные поставщики придерживают их в расчете на максимальную прибыль. А Штаб не может приостанавливать отправку и выдачу помощи сотням тысяч людей, поэтому мы ищем возможности закупить продукты заранее», - рассказывает директор Гуманитарного штаба Александр Вишняков. По его словам, поскольку Штаб – это некоммерческая организация, модель их работы с украинскими поставщиками достаточно нестандартная. «Среди наших партнеров-поставщиков очень много социально ответственных компаний, которым мы благодарны за понимание наших целей. Но если в нашем пуле поставщиков встречается такой, который ради прибыли эти договоренности нарушает, мы прекращаем с ним любое сотрудничество», - говорит Александр Вишняков.

По словам начальника отдела закупок скоропортящихся товаров торговой сети «Брусничка», они работают с Гуманитарным штабом так же, как с оптовым покупателем продуктов питания социальной группы. «Сложности работы такие же, как и в сетевой рознице. Это, в основном, операционные проблемы – недопоставки товара, неправильно оформленная документация или поставки товара ненадлежащего качества. Эти проблемы влияют на скорость отправки колонн гуманитарного рейса, поскольку прием товара и его отгрузка  проходят в очень сжатые сроки», - рассказывает Кириченко. Однако в этом сотрудничестве сбои недопустимы. Главная причина – усложненная система согласования времени прохождения груза через линию соприкосновения. «С поставщиками, повторно совершающими одни и те же ошибки в работе, мы прощаемся, так как не можем позволить себе в действующей системе отсрочить отправку груза из-за чьих-то промахов», - говорит Кириченко.

Автор: Ольга Вилик

Оценка материала:

3.00 / 2
Цены на продукты растут ежедневно 3.00 5 2
Життя та Стиль / Суспільство
27.11.2015 2593
Еще материалы раздела «Суспільство»