Кабінет директора
Вечірня горілка
Счет за Сочи, или В чем русское счастье
В России новая радость – все их СМИ разгоняют новость о том, что парламент Бельгии сразу после каникул рассмотрит резолюцию об отмене антироссийских санкций, введенных ЕС. Еще немного – и все, Европа сдастся, как бы ободряет граждан начальство и его верная медийная обслуга. Никто, разумеется, не говорит о том, что проект резолюции подал единственный депутат от Народной партии в бельгийском парламенте, а эта партия славна тем, что ее руководство считает, будто Россия имеет историческое право на Крым, - местные юродивые.
Насколько в России таким малозначительным вещам умеют радоваться, настолько у нас им пугаются, подозревая вселенское предательство и ожидая, что нас вот-вот оставят один на один с супостатом. Подобная история повторяется регулярно, регулярно опасения не подтверждаются, но Европе веры нет. Даже странно, что мы туда так рвемся, к этим лживым трусам в компанию.
Между тем происходят вещи куда более показательные, по которым можно судить об истинном отношении Запада и всего остального мира к России. Нынешний допинговый скандал, с запретом на проведение соревнований в России и унизительным публичным обсуждением, пускать или нет вообще представителей этой страны на Игры, не имеет каких-то масштабных военно-политических или макроэкономических последствий. Колебания цены на нефть вроде бы важнее. Но нет. Потому что цены могут уйти в любую сторону, а сложившиеся убеждения надолго формируют подход к стране и ее представителям.
Уже много говорилось и писалось, что зимние Олимпийские игры в Сочи оказались чрезвычайно, рекордно дорогими. Но обычно речь идет о пресловутых 52 миллиардах «зелени», освоенных путинскими друзьями. Хотя на сочинский счет, по сей видимости, нужно отнести и аннексию Крыма, решение о которой было принято в олимпийской экзальтации, и последующее вторжение на Донбасс, и полученные за это санкции, об отмене которых в ближайшие полгода точно ничто не свидетельствует. Но и это не все, как мы видим. Расплата за желание широко и красиво погулять в Сочи, под медальный звон, продолжается, ни конца, ни края ей не видно. И главное тут вовсе не официальные ограничительные меры.
Тотальная вовлеченность государства в фальсификации проб и, соответственно, спортивных результатов, шумно и наглядно подтвердила, что национальная идея нынешней России описывается одним словом: нае…ть. И нет, синоним «обмануть» тут вообще кажется не подходящим из-за своей пресности и неточности. Главная доблесть, предмет гордости и источник доходов российского человека, это когда удается кого-то нае…ть. В этом секрет популярности Путина. Во-первых, он нае…л Ельцина и Березовского, посчитавших его удачным преемником. Нае…л Запад, какое-то время видевшего в нем партнера, а местами и союзника. Вот и Олимпиада оказалась грандиозной нае…кой, за которой последовали нае…ки с Крымом и Донбассом: «Нас там нет». А как вам нае…ка с Ролдугиным, который смычком напилил два миллиарда? Гордость всей России!
Можно ли после этого представителям цивилизованного мира иметь дело с Россией и россиянами? Да чего ж, можно. Но на свой страх и риск, потому что теперь, в случае чего, пенять только на себя: знали же, какие ценности исповедуют «партнеры».
Но путинская Россия цементирует у других представление о себе не только как о лживой и коварной силе. Недавно совершенно неожиданно при просмотре записи спектакля лондонского театра «Алмейда» «Ричард III» я услышал со сцены русскую речь – единственный раз за все представление. По-русски отдавались команды при расстреле одной из многочисленных жертв Ричарда Глостера, рвущегося любой ценой к власти. Я нигде не нашел, что сподвигло режиссера Руперта Гулда прибегнуть к этому приему. Однако британскому зрителю смысловая связка «русские – террор – палачи» не кажется случайной. И такие вещи говорят о восприятии России больше, чем заявления политиков и дипломатов. Чтобы изменить такое отношение, должны пройти десятки лет, и обратный отсчет еще даже не начинался.
Наше большое счастье, что Украина перестает восприниматься как часть России, хотя дается нам это и ценой большого несчастья. А выпьем давайте за то, чтобы представления об Украине как стране вечно теряемых возможностей развеялись как можно скорее.
Налил и немедленно выпил – Леонид Швец