Кабінет директора
Вечірня горілка
От друзей секретов нет, или Цена непосадки
Дружба – великая вещь и, что бы там ни говорили, весьма редкая. Из вежливости часто дружбой называют хорошие приятельские отношения. Но дружба – это не только когда вместе хорошо. Из-за дружбы бывает очень плохо, особенно когда один из верных друзей работает на самой политической вершине.
Пока мир ждет, затаив дыхание, не удастся ли в последний момент Дональду Трампу проскочить в президентское кресло, отложив тем самым историческое событие – появление первой женщины-президента в Белом доме, первая женщина-президент в Голубом доме, именно так называют резиденцию главы государства в Южной Корее, кажется, до конца своего срока не досидит. А все из-за дружбы.
Пак Кын Хе осталось до конца полномочий всего ничего – уже в феврале 2018 года состоятся выборы нового президента. Конституция запрещает занимать этот пост два срока, у Южной Кореи не очень хорошие воспоминания о своем прошлом, где власть узурпировали диктаторы. И за примерами ходить далеко не надо, Пак Кын Хе сама является дочерью такого диктатора - Пак Чон Хи возглавлял страну долгих 16 лет. Правда, он при этом считается отцом «корейского чуда», что помогло в политической карьере его дочери.
В прошлом нынешней главы Голубого дома кроются и корни нынешнего грандиозного скандала. Пак Кын Хе рано потеряла родителей: мать погибла во время одного из покушений на отца, а спустя несколько лет погиб и президент Пак Чон Хи. Замуж Пак Кын Хе так и ни вышла, и большую роль в ее жизни занимала дружба с дочерью одного из отцовских соратников. Дружба с сорокалетним стажем – не каждый может таким похвастаться. Пак Кын Хе уже и рада бы не хвастаться, да поздно.
Как в руках у журналистов оказался планшет, когда-то принадлежавший Чхве Сун Силь, той самой президентской подруге, большая загадка. Они твердят, что нашли на помойке, и правильно, в общем, делают, не раскрывая источники. Так вот, на этом планшете обнаружены секретные документы, которые, оказывается, подавались президентским аппаратом на ознакомление и одобрение подружки. Стоит ли говорить, что ее статус и близко не предполагал допуск к государственной тайне. Дальше больше. Выяснилось, что Чхве Сун Силь присутствовала на важных встречах в узком круге, где принимались государственные решения, и ее голос играл ключевую роль. Например, в том, чтобы передать восьмимиллиардный контракт на покупку истребителей от «Боинга» «Локхид Мартин».
Не обошлось, конечно, и без коррупции: в созданные ею два общественных фонда частные компании перекачивали деньги, в общей сумме 70 миллионов долларов. Кто мог отказать президентской подруге? Ну, а то, что траты на обучение и спортивные увлечения дочери Чхве Сун Силь взяла на себя одна из корейских корпораций с мировым именем – это уже просто мелочь на этом фоне.
Сейчас по стране бушуют демонстрации, корейцы приняли случившееся близко к сердцу: еще бы, выбрали одну, а правит, оказывается, другая. Правда, все может оказаться еще интереснее: появляется информация, что настоящим «серым кардиналом» была не Чхве Сун Силь, а ее старшая сестра, которая редко появляется на публике. Несмотря на извинения президента Пак Кын Хе (на снимке), общественность требует расследования и отставки главы государства. Ее подруга Чхве Сун Силь взята под стражу. Даже правящая партия «Сэнури» не рискует защищать своего президента: там резонно опасаются, что скандал и их утащит за собой.
Петра Алексеевича трудно даже заподозрить в том, что кто-то за него может принимать решения. Скорей, наоборот, он норовит собой подменить как можно больше ответственных людей и уполномоченных органов. Но и у него есть, как известно, друзья. Когда в июне 2014 года в Верховной Раде рассматривался вопрос о назначении Виталия Яремы генеральным прокурором, Петр Порошенко озвучил свою любимую, по его словам, цитату сингапурского реформатора Ли Кван Ю: «Как начать борьбу с коррупцией? Начните с того, что посадите трех своих друзей. Вы точно знаете, за что, они знают, за что, и народ вам поверит». Никто из друзей любителя цитат не был посажен, не говоря о друзьях давно забытого генпрокурора. Отсюда, собственно, и мера доверия народа, который тоже знает, за что.
А выпьем давайте за дружбу.
Налил немедленно выпил – Леонид Швец