Колонки
Колонки / Блоги
Олигархи и бюджетники-иждивенцы голосуют за социальное государство
Проблема бизнеса в Украине в том, что предприниматели, изначально готовые к творческому, рисковому труду, наряду с людьми, готовыми работать за зарплату, принуждаются к работе на условиях, существенно худших, чем в соседних странах.
Поэтому преобразовательные усилия, экономические и политические, этих трудящихся имеют верхний предел.
Он - энергетический: когда усилия по преобразованию страны превышают усилия, которые нужны для трудоустройства и создания бизнеса в другой стране с нормальными условиями.
Этот порог разный для разных социальных групп. Он ниже для молодёжи и для людей, владеющих иностранными языками и международной квалификацией. Эти группы движутся в сторону наименьшего энергетического сопротивления - заграницу.
Поэтому существует проблема скорости политических и экономических реформ. Реформы такой страны не могут быть сколь угодно длительными.Темпы модернизации страны соревнуются с темпами экономической эмиграции из страны. Из движения за реформы вымывается основной, и до того дефицитный, человеческий ресурс. Когда та или иная реформа - налоговая, судебная - передвигается на год, ставки делаются на само существование страны.
Правящая верхушка страны не заинтересована в реформах, потому что стабильность власти опирается на совершенно другую часть населения - зависимое от государства электоральное большинство иждивенцев и бюджетников.
С 1991 года в Украине сохраняется естественный идеологический преемник совка - социальное государство. В котором смена формации с социалистической на капиталистическую не отменила симбиоз политической верхушки (раньше партийно-советский аппарат, теперь его династические преемники - крупный капитал) и большинства электората (тот самый класс "бюджетники+иждивенцы").
Оказалось возможным стабильно, демократическим путём удерживать власть крупных экономических рантье.
По сути, единственным новым - и недовольным - классом стал класс новых работающих: т.н. средний и малый бизнес - предприниматели вместе с занятыми у них на производстве. Без политического влияния и внятного политического будущего.
Реформы в стране, проводимые сверху существующей властью, ограничены условием сохранения прежнего социального государства и обеспечивающих его функционирование старых институций, целиком основанных на коррупции.
В социальном государстве, т.е. государстве распределительном, коррупция является как институтом "разрешительным", "попускающим", компенсирующим излишнее давление государства, так и альтернативным способом реализации общественного интереса. Иными словами, коррупция - неотъемлемая составляющая социального государства, его второй позвоночник.
Я оставляю за скобками обсуждение развития богатых социальных государств с производительностью труда, достаточной для формирования значительных социальных фондов.
Но ожидать от нищего социального государства справедливой судебной системы или справедливой налоговой системы нельзя по определению, потому что несправедливость - единственный ресурс такого государства.
Других ресурсов для сохранения социального государства в Украине сейчас нет.
Главный выбор реформаторов сегодня - попытаются ли они так или иначе сохранять социальное государство в Украине или попытаются преодолеть его. Успеют или нет.
Автор: Сергей Иванов-Малявин