Бізнес
Ринки та компанії
Спрос на мелодрамы увеличивается с каждым сезоном – украинский продюсер
Украинский телерынок сегодня, без сомнения, это рынок возможностей для продакшнов. Но только для тех, кто сумеет ответить на главный вызов – производить качественный востребованный телепродукт по приемлемой для телеканалов цене. А это очень непросто, учитывая, что и телеканалы, и их аудитория привыкли к стандартам производства, установленным благодаря объединению ресурсов двух рынков — России и Украины. Виталий Сиренко, генеральный продюсер «ЭйБиСи Фильм Украина» рассказал «Контрактам», как его компания адаптируется к новой теледействительности.
Ваша компания является частью международного холдинга, который снимает сериалы для нескольких рынков. Расскажите о своей деятельности подробнее.
- Чтобы ответить как можно полнее на этот вопрос, нужно углубиться в историю нашей компании, которая началась в середине «нулевых». Изначально мы, как и остальные игроки украинского рынка, ориентировались при производстве телевизионного контента, прежде всего, на российский рынок. Не думаю, что открою большой секрет, если скажу, что до сих пор украинский рынок не в состоянии окупить затраты на производство того или иного фильма или сериала… Но об этом позже. Так вот, производство контента для ТВ, начиная со средины нулевых, было достаточно прибыльным занятием для украинских продакшн-компаний. И мы, естественно, даже не думали ни о каких финансовых кризисах, войне между двумя странами и т.д. Думаю, что любой украинец, если бы ему сказали лет пять назад о том, что ожидает страну в 2014-м году, как минимум, недоуменно посмотрел на того, кто произнес подобное пророчество.
Но случилось то, что случилось. И начиная с 2014-го года мы крепко задумались как жить дальше. Учитывая тот факт, что взаимоотношения между Россией и Украиной осложнились, а также падение в целом рынка в Украине, мы начали искать новые варианты развития для компании, чтобы, как минимум, сохранить ее в живом виде. Так родилась идея попробовать заняться производством в соседней Польше. Были какие-то небольшие, чуть ли не родственные связи, благодаря которым мы зарегистрировали там компанию ABC film z.o.o. в том же 2014-м году. Но забегая наперед, скажу честно – только спустя два года нам удалось более-менее понять, как существует польский кинорынок, нюансы налогообложения, а также другие производственные моменты. И только теперь мы фактически начинаем набирать обороты в Польше, о чем, в ближайшее время, все узнают. Но пока что это секрет.
Наверное, международный холдинг – слишком громко звучит. Есть несколько компаний в Украине и пока что одна в Польше, которые только сейчас начинают потихоньку объединяться, производя общие проекты. Кстати, как раз недавно мы для себя сформулировали, что неплохо было бы всех их объединить в некий условный холдинг. Но это пока только мысли.
Виталий Сиренко:Очень хотим попробовать поработать сообща с Госкино Украины.
Сколько и что снимаете? На каком жанре специализируетесь и почему?
- По поводу деятельности наших компаний – все очень просто: мы снимаем телепродукцию, условно говоря, для домохозяек, так как они, на наш взгляд, являются сейчас основной аудиторией праймового телесмотрения в Украине и за ее пределами, хотим мы этого или нет. Конечно же, у нас есть амбиции снимать большое кино для кинотеатров, а также для фестивалей. И мы обязательно в самое ближайшее время попробуем свои силы на новом поприще. Но это требует отдельных усилий плюс недюжинной подготовки. Так что пока готовим «телееду» для самых широких слоев населения.
На данный момент, за почти прошедший 2016 год, мы вышли на следующую цифру производства – 10-12 телесериалов в год. Какие-то из них закончены и вышли в эфир, какие-то находятся на стадии пост-продакшна, а какие-то еще в процессе съемок. Например, именно сейчас мы снимаем на Кипре 16-серийный телесериал по заказу канала «Украина» с рабочим названием «Капитанша». Вся съемочная группа и группа пост-продакшна – украинская. Подавляющее большинство актеров – украинцы. И «право первой ночи» получит телеканал «Украина». Но, естественно, мы хотим попытаться продать его дальше, в другие страны, чтобы попытаться заработать. Так как, повторюсь, украинский рынок сейчас крайне слаб.
Как учитываете специфику зрителей из разных стран? Есть ли особенности в смотрении? Может ли один и тот же сериал на одном рынке пройти с высокими рейтингами, а на другом провалиться? Были ли такие случаи?
- Мы пытаемся нащупать некие базовые ценности нашей потенциальной аудитории. Ведь они достаточно универсальны. Женщины, независимо от возраста и опыта, продолжают верить в любовь. Мы, как бы это грубо не звучало, потакаем им – то есть рассказываем истории, которые заставляют волновать их сердца. Вокруг достаточно бытовых проблем, безденежья и нестабильности, но хорошо скроенная история способна отвлечь и заставить на какое-то время забыть об этих проблемах. Потому что хуже всего – это когда вокруг ничего не происходит. Так вот, простите за пафос, мы возрождаем надежду и веру в любовь нашими, может быть, для кого-то незамысловатыми сюжетами. Но если они работают, значит, мы попадаем в точку!
Вот такой у нас сложный бизнес – торговля эмоциями, которая объединяет самые разные аудитории. Но, конечно же, в той же Польше – немного другая ситуация, так как разный уровень жизни. Поляки не всецело заняты проблемами выживания, как например, у нас. И мы как раз изучаем спрос на тамошнем рынке, чтобы производить для него. И это очень реальная история. Самое главное как раз нащупать те самые базовые ценности.
Что касается рейтингов и разности рынков. Если сравнивать с российским рынком, то да – такие истории были: в Украине тот или иной сериал проходил с неплохими рейтингами, а в России не очень. Но это нормальная история. И мы, естественно, сложно переживаем неудачи. Поэтому стараемся тщательно подходить к выбору либо разработке сценария, пытаясь найти ту самую универсальность.
Может ли быть успешным и работать с прибылью продакшн, если снимать фильмы исключительно для зрителей Украины?
- Увы, на данный момент украинский рынок не способен вернуть деньги за картину или сериал, произведенный исключительно в Украине. Хотя это очень скользкая тема. Потому что можно, например, взять фотоаппарат и попытаться снять на него фильм или сериал. Это немного уменьшит нагрузку на бюджет. Но что делать с актерами? Профессиональные актеры знают себе цену. А брать непрофессиональных – большая роскошь. Поскольку они не высекают те искры, которые способны увлечь телезрителя, заставив его поверить в то, что происходит на экране. Запись звука также требует профессиональных усилий, так как звук – это очень важная часть процесса. Можно писать его на открытой площадке вживую, но нужны качественные и дорогие микрофоны плюс устройства для записи, а также опытные звукорежиссеры, а не студенты. Да и, опять-таки возвращаясь к технологии DSLR (фотоаппараты), с ней очень сложно работать на этапе пост-продакшна.
Мы однозначно не собираемся снижать качество картинки, а также актерской игры, и возвращаться в «нулевые», когда все это было второстепенным. Нынче другой рынок, другие запросы от телезрителя, и мы, естественно, хотим ему угодить. Поэтому пытаемся продать наш продукт за пределы страны, чтобы выйти в ноль, а если получится, то и заработать. Наши большие надежды связаны с европейским рынком. Там больше денег, но и другие правила. Мы очень медленно идем к тому, чтобы производить продукт для европейского телезрителя. И пока что, скажу честно, отбиваем затраты с помощью рынка российского. В том числе с помощью российских компаний, связи с которыми были наработаны в тех же «нулевых».
Работаете ли вы в копродукции и с кем? Что нужно сделать Украине, чтобы эта схема работала эффективно?
- Мы в начале пути создания копродакшна с Польшей, в частности этим занимается наша польская компания ABC film. Например, сейчас мы пребываем на стадии переговоров с известным польским кинопродюсером Ежи Михалеком. Это тот самый человек, без которого не был бы возможен успех фильма Ежи Гофмана «Огнем и мечем». У нас большие планы, но рассказывать подробности пока не могу.
В ваших фильмах очень хороший каст актеров. Насколько важно заполучить в проект звезду? Какой это процент успеха?
- Мы очень тщательно пытаемся отбирать актеров. И активно следим за украинским актерским рынком. Все наши украинские звезды сейчас нарасхват. Существует даже некая очередь, чего еще не было, например, 5 лет назад. Вы удивитесь, но сейчас заполучить российскую звезду намного проще. Но мы не сидим сложа руки, и пытаемся открывать в Украине новые имена, хотя это не всегда благодарная задача. Так как в итоге голосует зритель. Если тот или иной актер не будет убедителен на экране, то я, как продюсер, в этот момент терплю фиаско. Именно этим объясняется тот факт, что наша компания и многие другие, инвестируя в съемки собственные средства, естественно боится риска их не вернуть. Популярные известные актеры – это все же некая гарантия возврата инвестиций и успеха фильма у зрителя.
Тем не менее мы пытаемся работать с новыми лицами, но в разумных пределах. Уже в следующем году вы сможете убедиться, что украинцев стало значительно больше в наших сериалах. Подчеркиваю – значительно! И эта тенденция не случайна. Мы будем увеличивать их присутствие постоянно. Скажу даже больше – мы планируем снимать ближайшие несколько проектов исключительно с украинскими актерами, которые и говорить будут на украинском. Хотя я понимаю, что у нас будут сложности потом с продажей этого продукта на внешние рынки. Но мы сознательно проводим этот эксперимент.
Где снимаете обычно и почему? Чем определяется выбор локации? Ведь тот же копродакшн и система рибейтов подразумевает, что сериал для Венгрии может сниматься в Польше и наоборот?
- За последний год мы активничали именно на территории Украины. И, как я уже сказал, снимаем сейчас на Кипре. Выбор локации зависит от многих факторов. Прежде всего, от целесообразности сюжетной, а также от ее доступности, цены, удобств и т.д. Как правило, это некий компромисс между желаемым и действительным. Но творческим замыслам мы как продакшн стараемся угождать.
Что касается съемок в Венгрии или Польше, а также системы рибэйтов, то важно просчитывать удобно ли нам как компании перенести съемки в ту или иную страну. Если все получится, то мы собираемся частично снимать наши сериалы именно в Польше. Это будет новым опытом для нас, и результатами этого опыта я смогу поделиться позже. Мне самому очень интересно, чем это все обернется.
Должен ли украинский сериал сниматься в Украине?
- Все зависит от замысла и ценообразования. Естественно, своя сорочка ближе к телу. Если мы рассчитываем на то, что наша история будет понятна исключительно украинскому зрителю, то отвечу «да». И, в принципе, при прочих равных условиях нам удобней снимать в Украине.
Испытываете ли проблемы с качественными сценариями?
- Конечно же, испытываем - как и все. Думаю, что вы даже в Голливуде не найдете продюсера, который скажет, что у него этих сценариев целый вагон и еще тележка. И решаем эти проблемы традиционно – ищем, ищем и, когда находим, пытаемся договориться за вменяемые деньги. А также пытаемся что-то заказывать исходя из потребностей рынка, которые мы узнаем, отслеживая рейтинги и общаясь с руководством различных телеканалов. Им как раз виднее, что «заходит», а что нет.
Если говорить о рынке сериалов как о бизнесе, что выгоднее снимать - короткие формы или длинные?
- Что за вопрос?! Конечно же, длинные! Больше резонанса, больше денег. И главное - доволен канал, у которого пропадает головная боль – закрыть как можно больше эфирного пространства той или иной историей. Но доволен и зритель, который сродняется в какой-то момент с героями того или иного телесериала. Потому что когда ты по-настоящему впускаешь телегероев в свою жизнь, то расставаться с ними сложно. Создать эту магию – наша главная задача… и головная боль.
Современный украинский сериал - есть ли у вас свое определение? В чем его отличие от продукта, который производился еще несколько лет назад?
- Сложный вопрос. Конечно же, есть какие-то истории, которые условно можно отнести к таким, которые будут более понятны украинцам. Но мы все-таки стремимся производить понятный универсальный продукт, который можно будет реализовать на разных рынках. Точно так же, как американцы пытаются объять своим кинопродуктом весь мир. По сути, все компании, производящие сериальную продукцию в Украине, пытаются «залезть» как можно дальше.
Но вот сейчас мы как раз будем пытаться что-то сделать и для родной страны. Очень хотим попробовать поработать сообща с Госкино Украины, чтобы произвести, в конце-концов, сугубо украинский продукт. Для внутреннего, так сказать, пользования, НО все-таки с надеждой, что он будет интересен и за пределами страны.
Хотелось бы, чтобы и зрители и законодатели понимали, простую логику продюсера: если бы украинский рынок возвращал хотя бы «в ноль» вложенные средства, мы, скорее всего, сконцентрировались исключительно на нем. И мы очень ждем, что это произойдет. Хотя работа «в ноль» тоже не очень интересна с точки зрения бизнесмена. Но тем не менее – мы смогли бы наращивать продакт-плейсмент и зарабатывать хотя бы за счет этого. Но пока этого не происходит.
Говорят, что падает спрос на мелодрамы. Вы это ощущаете? Как вообще меняется этот жанр?
- Кардинально не согласен. На мой взгляд, спрос на мелодрамы только увеличивается с каждым сезоном. Жанр этот, по сути, никак особо не меняется. Но если взглянуть, например, на мелодрамы десятилетней давности, то мы увидим, что они были более наивны что ли. Хотя, собственно, и современные мелодрамы, буду говорить честно, тоже подчас наивны. Но тут уж ничего не поделаешь – такова женская аудитория в Украине (да и не только женская), которая не хочет смотреть сложную «Игру престолов». Поэтому, к сожалению, наши сериалы никогда не будут продаваться на HBO)
Но если говорить серьезно, меняется фон тех или иных событий. В «нулевых», например, были популярны драматические сюжеты вокруг бизнес-вумен, шикарные антуражи, истории золушек и т.д. Сейчас больше понятны социальные истории, без вычурных побрякушек и антуражей. Впрочем, это все сезонно и относительно.
В связи с кризисом, на чем приходится экономить во время производства фильмов? Или вас это не касается? Над какими проектами работаете сейчас? Где они будут транслироваться?
- Время сложное, поэтому стараемся экономить на всем, но не в ущерб качеству продукта, о чем свидетельствуют наши рейтинги. Сейчас работаем над «Капитаншей». Так же готовимся снимать по заказу того же канала «Украина» 20-серийку «Город влюбленных». Начнем снимать ее в феврале, на территории Украины, преимущественно с украинскими актерами. Одновременно с этим разрабатываем тоже большую историю под названием «Белое – черное» - эдакая криминальная мелодрама. Кстати, это немного новый жанр для нас. Думаю, у нас все получится.
Параллельно ведем переговоры с другими украинскими телеканалами, чтобы производить для них, а также заполучить эфир для некоторых уже произведенных нами продуктов. В общем, планов много. Хватило бы времени и сил все успеть!
Использованы фото со съемок телесериала "Капитанша"
Беседовала Ярослава Наумова