НОВИНИ ДНЯ: Брехня Трампа: політик розповів вигадану історію про "запис" свого дзвінка до Зеленського  Британія радить Україні зосередитися на ударах по Криму та відкласти контрнаступ - Sunday Times  Як приготувати мигдальне молоко в домашніх умовах: рецепт  Переговори з Росією: чому насправді США та Німеччина бояться поразки Путіна у війні  Жителів Київської області попередили про дощ та сніг: Гідрометцентр розповів про погоду на початку тижня  Дощі, тумани і температурні гойдалки: прогноз синоптика на новий тиждень  Законні цілі. Чи можуть удари по НПЗ "знекровити" Росію та допомогти Україні на фронтівсі новини дня
Життя та Стиль
Особисті фінанси
29.05.2019 7132

Спецпроект: Собери себе пенсию за три президентских каденции

Скоро уходить на пенсию можно будет не только по возрасту, но и по желанию. Контракти.uа помогают разобраться как самостоятельно накопить себе на пенсию.

Самая горячая тема обсуждений, что в парламенте и в кулуарах Верховной Рады, что в любом дворе на лавочке и в очередях супермаркетов, вовсе не выборы, и не коммунальные тарифы, а обеспечение на пенсии и кому как до нее дожить. В который раз отложен запуск накопительного уровня пенсионного обеспечения, и который год поднимают возрастной ценз, определяющий социальный статус «пенсионер»!

Что к чему в медленных, но таки уверенных шагах пенсионной реформы, kontrakty.ua расскажут в серии материалов данного спецпроекта. Рекомендации экспертов будут актуальны и тем, кому давно за 40, и тем, кто еще совсем недавно получал стипендию студента университета.

Борьба перед престолом

Уже с начала этого года пенсии могли бы насчитываться и накапливаться иначе, если бы в девятнадцатый раз не был перенесен ввод второго уровня пенсионной реформы.

Чтобы начать отчисления для запуска второго уровня реформы, по мнению Андрея Золотухина, управляющего директора компании «Озон Капитал», необходимо сократить отчисления в солидарную часть, что, в свою очередь, приведет к еще большему увеличению дефицита пенсионного фонда, как то комментируют чиновники. Хотя на самом деле, в госбюджете есть расходы, которые потенциально можно перенаправить на пенсионную реформу, не ущемляя в зарплатах бюджетников, учителей, медиков, не отменяя финансирования дефицита пенсионного фонда. Есть еще иные расходы, на которых и кормятся депутаты и чиновники всех мастей, и конечно, трудно «отдать ломоть пирога» в пенсионный фонд.

В конце прошлого года Кабмин заверил Верховную Раду, что уж с 1 января 2020 года должно в бюджете хватить денег на запуск Накопительного пенсионного фонда и организацию его работы. «Пора бы уже понять, что у нас нет и уже никогда и не будет отдельного сбалансированного бюджета пенсионного фонда, да он и не нужен, - комментирует Андрей Золотухин. -  Пора признать, что у нас есть солидарная система пенсионного обеспечения, которая финансируется государством просто из бюджета, без привязки к каким-то собираемым налогам, как это, например, происходит с субсидиями. И как это происходит в большинстве развитых стран. И чем раньше запустят второй уровень, тем быстрее будет сформирован внушительный объём средств для внутренних инвестиций, который существенно простимулирует нашу экономику и даст хороший толчок её развитию».

Остается подождать немного – и каждый налогоплательщик сможет рассчитывать на то, что часть отчислений из заработанного им будет накапливаться к его же пенсии. То есть, кроме сегодняшнего ЕСВ, из заработной платы будет отчисляться (подобно налогу) сумма на персональный пенсионный счет.

А пока дело дойдет до старта второго уровня реформы, предстоит еще и определиться, каким образом он будет работать. В Верховной Раде представлен к рассмотрению законопроект от депутатов, хотя ответственность за ведение второго уровня реформы лежит на Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦПФР). Свой проект НКЦПФР представила как раз в пик предвыборной кампании.

Принципиальным отличием от законопроекта депутатов в проекте НКЦПФР есть создание централизованного Накопительного пенсионного фонда, который создаст правительство. Фонд сможет заключать договора с компаниями управляющими активами наиболее эффективно, и, возможно, часть средств будет отчисляться в авторизованные негосударственные пенсионные фонды (хотя они еще не определены). Депутаты же решили сохранение средств доверить просто негосударственным пенсионным фондам. Существенно отличаются и требования к формированию и управлению инвестиционным портфелем – НКЦПФР более принципиально прописывает их.

В том, как накапливать средства на счетах будущих пенсионеров, тоже есть отличия в предлагаемых проектах.

Депутаты предлагают лицам, старше 35 лет, самостоятельно определять размер накоплений, ну а тем, кто пока еще молод, отчислять первый год 2% от заработка, а в последующие пять лет прибавляя по одному проценту, довести до 7% отчислений. А на пенсии можно будет рассчитывать на 10,2% от последней зарплаты мужчинам и на 7,3% - женщинам, отчислявшим по 7% ежемесячно; на 14,6% мужчинам и 10% женщинам при взносе в 10%, а при взносе 15% - на 21,7% мужчинам и 15,4% женщинам.

НЦКПФР же предлагает размер отчислений в 2% установить на первый год запуска накопительной системы, а после - ежегодно увеличивать их на 1% до 10%. Причем увеличивать отчисления предлагается только в случае роста средней заработной платы на 5%. Таким образом отчисления из зарплат будут аккумулироваться на персональных счетах граждан. А выйдя на пенсию, из этих средств можно будет получать «вторую» пенсию (вдобавок к государственной, которая начисляется по солидарной системе, работающей сегодня).

Средства персонального счета в Накопительном пенсионном фонде можно будет унаследовать (в этом НКЦПФР и депутаты единодушны).

Первичной стоимостной единицей накопительных пенсионных активов для каждого гражданина будет 1 гривна – таковы пенсионные активы Накопительного фонда, так сказать, «на низком старте».

Кроме того, в законопроекте, предлагаемом депутатами, предусмотрено, что те, кому до пенсии остается менее 10 лет, т.е. кому сегодня 50+, имеют право отказаться от выплат в накопительную систему, если у них уже имеется полис накопительного пенсионного страхования.

Введение второго уровня пенсионной реформы обещает сохранить все нормы накопительного страхования, работающего до сих пор. А вот порядок получения выхода на пенсию и обеспечение по солидарной системе, которая будет работать и после запуска второго уровня реформы, изменился уже для тех, кому 45 и больше лет. И даже двадцатилетним, которым вряд ли приходит на ум задаваться вопросом, на что жить в старости, уготованы изменения в солидарной пенсионной системе.

resize_1200_630_true_crop_2048_1365_0_0_99162_762360c22a_25.05.19_1

Когда придет пенсия

Наконец, можно утверждать, что до пенсии можно-таки будет дожить – пенсионный возраст поднимать не будут. С этого года мытарства предпенсионного возраста, можно сказать, заканчиваются. Пенсия в 55 лет женщинам и в 60 лет мужчинам – уже история. Через десять лет, как подсчитали в Минсоцполитики, только каждый второй украинец сможет рассчитывать на пенсию, а самих пенсионеров без достойного обеспечения будет становиться больше.

Хотя законом предусмотрены социальные выплаты каждому без ограничения, все же пенсию смогут получить не все. Поднятие возрастного ценза отнюдь не главный критерий. Пенсию нужно заработать – таков главный принцип.

Выйти на пенсию не в 60 лет, а в 63 года, начиная с этого года, может тот, кто имеет 16-25 лет трудового стажа, за время которого уплачивались взносы в Пенсионный фонд. Если же стаж меньший, то отправиться на «заслуженный отдых» можно не ранее 65 лет. А если к этому возрасту (65 лет) не наберется стажа хотя бы 16 лет, государство сможет предложить разве что временную социальную помощь – 30% от минимальной пенсии.

«Заслуженный отдых» предоставляется только тем, кто имеет достаточный стаж. В прошлом году это было 25 лет, в этом – 26. Ежегодно приплюсовывается еще один год, и уже с 2028 года только тот, кто будет иметь 35 лет стажа, сможет рассчитывать на пенсионное обеспечение от государства. Стаж обязательного государственного пенсионного страхования «накопляется» отчислениями в государственный пенсионный фонд. Конечно, это при условии, что работа официальная, налоги в аккурат уплачены и зарплата «белая». Тогда по очень непростой формуле, основываясь на суммах официального дохода, рассчитывается ежемесячный размер пенсионных выплат из Государственного пенсионного фонда. Социалку же - хотя бы минимум на старости лет – рассчитают намного проще: прожиточный минимум  минус фактический доход.

В особую категорию пенсионеров попадут лишь некоторые: военнослужащие, артисты, работники вредных производств. Правом выйти на пенсию раньше смогут воспользоваться родители пятерых детей и те, кто воспитывал ребенка-инвалида. В 50 лет смогут уйти на пенсию женщина, имея обязательно 15 лет стажа, а мужчины – в 55 лет при условии стажа не менее 20 лет.

Так что сегодняшним выпускникам университетов, выходящим на старт своего трудового пути, стоит быть предусмотрительными. Ну а тем, кому 40 +/- пару лет, следует переоценить, чему отдать приоритет – «свободно конвертируемой зарплате» сегодня или хоть мало-мальски обеспеченным будням на старости лет.

Есть три причины, предусмотренные Законом, для отказа в пенсии или временной ее отмены. Во-первых, отсутствие или недостаточное количество лет страхового стажа. Во-вторых, предоставление неправдивой информации, на счет доходов в том числе. В-третьих, проживание не по месту регистрации, как например, длительное пребывание за границей.

Сколько дают денег

Более 3 тыс. грн достигла средняя пенсия в Украине после очередных изменений в марте. Эту «среднюю температуру по палате» составляют некоторое число счастливчиков, чьи пенсии достигают более 20 тыс. грн, и даже более 40 тыс. грн в месяц, и еще 2 млн украинцев, получающих минимальную пенсию в 1497 грн, а вместе с ними еще порядка 8 млн пенсионеров, чье вспоможение не слишком отличается от минимального уровня. Хотя Законом уже несколько лет ограничен максимальный уровень пенсии – не более десяти прожиточных минимумов, т.е. 14,97 тыс. грн, - однако привилегии для некоторых граждан остаются.

60888411_1463598097124528_7922504817459593216_n__24.05.19

В этом году еще дважды произведут пересчет минимальной пенсии: с июля ее размер составит 1564 грн, а с 1 декабря – 1638 грн. Автоматический пересчет пенсий – пока что главное достижение на сегодня. Теперь индексация пенсий, которая призвана покрывать уровень инфляции, будет проходить ежегодно на 1 марта. Но вряд ли это станет утешением на фоне цен на продукты и товары, растущих более высокими темпами.

Кому платят больше

В Пенсионном фонде констатировали факт, что за прошлый, 2018, год стало больше на 20 тысяч граждан, получающих пенсию свыше 10 тыс. грн. Сегодня таких баловней судьбы 1,2% от общего количества пенсионеров, или в натурально выраженном числе – 140 тысяч человек.

Чтобы получить максимальную пенсию, «разрешенную» Законом в десять прожиточных минимумов, т.е. 14,7 тыс. грн, надо бы устроиться на должность с «белым окладом» почти в 60 тыс. грн и аккуратно уплачивать взносы в Государственный пенсионный фонд. А если иметь положение в обществе и «особый» социальный статус, например, стать народным депутатом, госслужащим или сделать карьеру судьи, тогда полагаясь на особое право, можно рассчитывать на обеспечение в несколько десятков тысяч ежемесячно. Правда, в Минсоцполитики надеются пенсии «по статусу» упразднить, но не сразу. На сегодня пока решили не индексировать пенсии по статусу ученым, судьям и другим привилегированным пенсионерам – авось, со временем они сами станут обращаться в Пенсионный фонд с тем, чтобы им сделали пересчет на общих основаниях (при очередной индексации).

Ну а пока, после пересчета пенсий в марте, выше всех – более 44 тыс. грн - пенсия у судей (и почему не возмущает никого тот факт, что Конституционный суд признал незаконной отмену привилегии несколько лет тому?). Несколько меньше содержание на пенсии получают прокуроры и народные депутаты. Гарантировано пожизненное обеспечение и экс-главам государства (начиная с В. Ющенко). Совсем недавно, после непопулярного шага Президента П. Порошенко по отмене привилегий некоторым «державным мужам», экс-Президент Л. Кравчук выразил недовольство, что ему «в принципе» не назначена президентская пенсия, хотя сам в свое время ушел на депутатскую пенсию, которая несколько выше. Одну из самых высоких пенсий в стране получает экс-глава Национального банка, у него их две – государственная и корпоративная. Государственная пенсия г. Стельмаху рассчитывалась из суммы 2 млн грн годовой зарплаты (как указано в его декларации за 2010 г.). Кроме того, в НБУ существует негосударственный пенсионный фонд, куда из зарплат сотрудников отчисляется 5%, и таким образом после выхода на пенсию они имеют дополнительное обеспечение.

Впрочем, возможность дополнительного накопления к пенсии уже несколько лет существует у каждого гражданина, хотя корпоративные негосударственные пенсионные фонды организовывать на предприятиях не спешат, а про открытые НПФ (негосударственные пенсионные фонды) мало кто знает. Как и мало кто слышал о добровольном пенсионном страховании. Как знать, пойдет ли этот третий уровень реформы, предусматривающий дополнительное индивидуальное и корпоративное накопление к пенсии, после принятия второго уровня?

Более подробно об инструментах добровольного дополнительного пенсионного обеспечения читайте в следующих материалах нашего спецпроекта.

Где украинцы получают пенсию от государства:

61038287_1874943802651424_3440458517096431616_n_25.05.19_1

Автор: Наталия Гамоля 

Оценка материала:

5.00 / 1
Спецпроект: Собери себе пенсию за три президентских каденции 5.00 5 1
Життя та Стиль / Особисті фінанси
29.05.2019 7132
Еще материалы раздела «Особисті фінанси»