НОВИНИ ДНЯ: Чи мобілізують випускників перед вступом на магістратуру чи аспірантуру: відповідь Зеленського  Путін видав чергову хвору маячню: що сказав цього разу  Коли ховатимуть героїв на Військовому меморіальному кладовищі: у Мінветеранів назвали терміни  У частині України оголосили штормове попередження: де очікувати негоду  У Міноборони роз'яснили оновлений процес мобілізації згідно з новим законопроєктом  Нові акцизні ставки на сигарети в євро є важливою євроінтеграційною вимогою, - експерт  Україну знову накриє дощ і сильний вітер: прогноз погоди на 29 березнявсі новини дня
24.03.2011 8338

Далеко не уедут: почему до конца марта средняя цена бензина А-95 не превысит 10 грн/л

12 марта средняя стоимость 95-го бензина на украинских АЗС составляла 9,51 грн/л, 14-го — выросла до 9,61 грн, но уже 16 числа откатилась до 9,6 грн/л. Одновременно прекратился рост цен в среднем и крупном опте. По данным UPECO, за период с 12 по 16 марта стоимость светлых нефтепродуктов практически не изменилась, а отдельные сорта дизельного топлива подешевели на 1–2%.

 

В правительстве поспешили объявить стабилизацию собственной заслугой. По данным Минтопэнерго, после того как 11 марта экспертно-аналитической группой при Кабмине для АЗС была установлена максимальная планка цен в 9,5 грн за литр 95го и 9 грн — для ДТ, до рекомендованного уровня снизили стоимость нефтепродуктов сразу два крупных оператора — ЛУКОЙЛ и ТНК-BP. «Кроме того, ЛИНИК (Лисичанский НПЗ) и Укртатнафта (Кременчугский НПЗ) снизили отпускные цены на 300 грн за тонну», — заявил 14 марта директор департамента нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Министерства топлива и энергетики Константин Бородин.
Автовладельцы особой выгоды от действий правительства пока не ощутили. Результатом угроз, шумихи и ценового регулирования стало снижение стоимости (на несколько коп./л) бензина и дизтоплива украинского производства, в большинстве своем не дотягивающего по качеству до норм Euro 4. При этом украинский бензин и ДТ — даже после снижения цен — все равно стоят дороже российских или белорусских нефтепродуктов, качество которых зачастую выше, чем у продукции отечественных НПЗ. Зато на дорогой бензин марки А-95, произведенный в странах ЕС и соответствующий нормам Euro 5, действия правительства никакого влияния не оказали. Его цена так и осталась на уровне 9,7–9,9 грн/л.
Тот факт, что бензин, стоивший менее $1 за литр осенью прошлого года, вплотную подобрался к черте в EUR1, крайне раздражает правительственных чиновников вообще и премьера в частности. Рост цен на бензин может поставить крест на планах Кабинета министров сдержать инфляцию-2011 в рамках плановых 8,9%. Но реальных рычагов влияния на ценовую ситуацию у правительства нет.
В начале 2011-го главными виновниками подорожания были объявлены импортеры. «Отмена пошлин на импорт нефтепродуктов в прошлые годы привела к монополизации рынка со стороны импортеров: их доля на рынке достигла 60%. Это позволило им ввести ценовой диктат, что увеличило стоимость топлива практически до европейского уровня», — утверждал в феврале Николай Азаров. Тогда же в правительстве обсуждалось возможное введение импортных пошлин: в размере 130 EUR/т для бензина и 80 EUR/т для дизтоплива.
Подобный сценарий устроил бы и украинские НПЗ. Правда, совсем по другой причине. Дело в том, что дорогой бензин из ЕС, по данным компании Rompetrol Ukraine, к началу нынешнего года занимал менее 12% в общем объеме украинского рынка. При этом почти 30% потребления приходилось на долю белорусских и российских нефтепродуктов, произведенных из дешевой российской нефти — без экспортных пошлин. Именно это категорически не устраивало отечественных переработчиков, для которых российская нефть марки Urals обходилась дороже почти на $350 за тонну. В итоге, по подсчетам переработчиков, себестоимость тонны произведенного в Украине бензина или ДТ была на $130–140 выше, чем у российских или белорусских аналогов (без учета транспортировки).
Но к началу весны идея налогообложения импорта тихо умерла: 12 марта министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко сообщил, что в ближайшее время вводить пошлины на импорт нефтепродуктов правительство не будет. Похоже, экспертам нефтерынка удалось убедить премьера в том, что, помимо подорожания моторного топлива на 0,61,2 грн/л, введение пошлин при сохранении госрегулирования чревато дефицитом нефтепродуктов и повторением всех прелестей топливного кризиса образца 2004 года.
Вместо этого в правительстве решили создать запас нефтепродуктов для ценовых интервенций — 15 марта стало известно о планах НАК «Нафтогаз України» переработать на мощностях Лисичанского НПЗ (ТНК-ВР) до 1 млн т нефти Urals. Создание стратегического запаса на уровне примерно десятой части годового потребления нефтепродуктов в краткосрочной перспективе позволит сгладить резкие ценовые скачки (подобные зимнему подорожанию 2010–2011 гг.) за счет интервенций. Но в долгосрочной перспективе никак не изменит стоимости нефтепродуктов — украинские цены будут расти вслед за мировыми.

Владимир Хомяков, «Контракты»
Фото УНИАН

Оценка материала:

4.33 / 6
Далеко не уедут: почему до конца марта средняя цена бензина А-95 не превысит 10 грн/л 4.33 5 6
Бізнес / Ринки та компанії
24.03.2011 8338
Еще материалы раздела « Ринки та компанії»