Бізнес
Економіка
Экономика Украины: все нормально - падаем
Первые ласточки весны-2013 принесли на своих крыльях разочаровывающие цифры о состоянии отечественной экономики. Вероятно, цепочка слабых статданных постепенно начинает возвращать наше правительство на грешную землю и, по крайней мере, не бросаться громкими словами о том, как у нас все замечательно. Ведь на самом деле все не так хорошо, как хотелось бы…
ВВП и инфляция
Ситуация в экономике Украины оставляет желать лучшего: в первом квартале 2013 года падение ВВП составило 1,3%. Напомним, в прошлом году в первом квартале был зафиксирован рост ВВП на 2,2%, во втором - 3%. Однако начиная с третьего квартала, украинская экономика начала падать: сначала на 1,3%, а потом на все 2,5%. В целом, за прошлый год был зафиксирован рост экономики на 0,2%.
Судя по далеко не радужным оценкам экспертов, негативная динамика рискует проявить себя и в текущем году. Не удивительно, что международные организации не замедлили пересмотреть свои прогнозы по ВВП Украины. Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк (ВБ) теперь прогнозируют рост экономики страны в 2013 году на 0% и 1% соответственно.
МВФ утверждает, что такое развитие событий может воплотиться в жизнь в том случае, если политика страны останется неизменной, при этом представитель Фонда Макс Альер уже заявлял, что макроэкономическая ситуация в Украине остается такой же, как и в 2012 году. Однако рост ВВП Украины в 2014 году, по прогнозам МВФ, может составить 2,8%. Что касается Всемирного банка, то в данном случае прогноз был понижен с 3,5%, а на 2014 год снижен с 4% до 3%.
Да что нам МВФ с ВБ! Наше правительство (официально!) продолжает утверждать, что рост ВВП Украины по итогам 2013 года составит 2,5-3,4%, а в 2014 году – 3-4%. И ниже эту планку им опускать никак нельзя, ведь именно такие цифры заложены Кабинетом министров в «Программе активизации развития экономики на 2013-2014 гг», которая призвана спасти Отечество от экономического краха. Другой вопрос, что на реализацию этой 2-летней программы необходимо 460 млрд 974,19 млн грн, из них 254 млрд грн в этом году. Но самое интересное то, что до сих пор неизвестно, какими же будут источники финансирования этой программы.
Немаловажный момент – инфляция или…. дефляция. Выбирайте по желанию. В первом случае – реальное положение дел, особенно если учесть, что за последние 12 месяцев в нашей стране только на основные овощи, включая картофель, цены выросли более, чем на 60%. А во втором случае – иллюзия, которую наше правительство периодически пытается внушить народу. Может именно поэтому официальный прогноз по инфляции на 2013 год у Кабмина довольно скромный – всего 4,8-6,1%.
Ах, эти дефициты!
Без новых внешних заимствований страна не сможет рассчитаться со старыми долгами
Все тот же Международный валютный фонд, у которого ненасытная Украина выпрашивает $15 млрд, продолжает настаивать на том, чтобы предпринимались решительные шаги по сокращению дефицитов: организация пересмотрела с повышением свою оценку дефицита текущего счета страны в 2013 году и не ожидает каких-либо улучшений в этом направлении в будущем году. Таким образом, прогноз дефицита текущего счета был повышен до 7,9% ВВП с 6,6% в октябре минувшего года. На грядущий год основной кредитор Украины ждет дефицит в размере 7,8% ВВП. Напомним, что в прошлом году дефицит текущего счета Украины вырос до $14,407 млрд, или 8,2% ВВП с $10,245 млрд, или 6,2% ВВП в 2011 году.
Государственный бюджет также продолжает болтаться в минусе: за январь-март 2013 года дефицит бюджета составил 4,523 млрд грн, в то время как профицит госбюджета за первый квартал 2012 года составлял 978,5 млн грн.
Стоит отметить, что согласно Закону «О Государственном бюджете Украины на 2013 год», бюджет принят с дефицитом на уровне 50,43 млрд грн (3,2% ВВП), доходами – 361,5 млрд грн, расходами – 411,9 млрд грн, предельным уровнем госдолга на 31 декабря 2013 года – 483 млрд грн, возможностью предоставления государственных гарантий на 50 млрд грн.
Параллельно с жесткой нехваткой средств в казне, Украина продолжает наращивать долги за рубежом. Общая сумма государственного и гарантированного государством долга Украины с начала 2013 года увеличилась на 4,5% - до $67,416 млрд, в то время как в 2012 году этот показатель вырос на 8,9% и на 31 декабря 2012 года составлял 515,51 млрд грн (или $64,495 млрд).
Золотишко НБУ
Несколько поправив клиническую картину профицитом платежного баланса (в январе-марте 2013 года составил $1,82 млрд, тогда как за аналогичный период прошлого года зафиксировано отрицательное сальдо в размере $569 млн), Украина не теряет надежд докричаться до международных кредиторов и в очередной раз вымолить для себя очередные кредиты на решение своих проблем. Без крупных займов нереально будет профинансировать дефицит госбюджета, что приведет к жесткому сокращению бюджетных расходов (а коснется это нас с вами в первую очередь) и не только. Поддерживать курс гривни также становится все сложнее, что может привести к обострению девальвационных настроений в массах. И если гривня таки сдаст позиции, это еще больше усугубит проблему кредитов, которые были взяты в иностранной валюте.
По мнению президента Ассоциации украинских банкиров Александра Сугоняко, правительство сможет искусственно избегать дефолта до осени текущего года. Однако если не удастся получить нового кредита от МВФ, то страну ждет все тот же дефолт, поскольку к тому времени наши внешние и внутренние долги еще больше прибавят в весе. По официальным данным министерства финансов внешний долг составляет $14 млрд, при этом только в прошлом году показатель вырос на $2 млрд. Не стоит также забывать, что в этом году предстоит сделать крупные выплаты по долгам, которые были на счету Украины еще до кризиса. А денег в казне просто нет.
Промпроизводство
Правительство сможет искусственно избегать дефолта до осени текущего года
Говоря о состоянии украинской экономики, мы не можем обойти стороной одну из ключевых ее отраслей – промышленность, которая по итогам первого квартала 2013 года показала падение на 5%. Только в марте потери отрасли оцениваются в 5,2% к марту 2012 года. Продолжают стоять на коленях наши металлурги (падение на 7%). Помимо экономических бед в странах-потребителях нашей продукции, пострадавших от финансового кризиса, проблемой наших металлургов остается низкое качество отечественной стали и чрезмерно высокая себестоимость.
Негативная динамика в отрасли, по мнению экспертов, как минимум будет наблюдаться до конца первого полугодия. И это самые оптимистичные оценки! Ряд экономистов пересмотрели свои прогнозы и теперь ожидают, что спад промышленного производства по итогам 2013 года составит порядка 0,7%, при условии, что во втором полугодии мы все же увидим некоторый рост.
МВФ
Но… все опять упирается в МВФ. Как ни крути, а без этого небожителя нам никуда… Чиновники, конечно же, утверждают, что сотрудничество Украины с фондом продолжается, однако денег нам пока никто еще не дал. Известно почему.
Украина в 2013 году должна выплатить МВФ $6 млрд долга из общей суммы долгов по внешним заимствованиям в $9 млрд. Необходимо сказать, что первые платежи в этом году были осуществлены в феврале, когда министерство финансов Украины выплатило МВФ SDR413,75 млн ($634 млн, или 5,069 млрд грн) в счет погашения и уплаты процентов по кредиту stand by, которые был получен еще в 2008-2009 годах. Срок следующих платежей наступает в мае.
Стоит отметить, что крупным плательщиком в этом году является правительство, так как особенностью программы stand by 2008-2009 годов было выделение значительной части средств непосредственно правительству, а не Национальному банку, как обычно. Понятно, что без новых внешних заимствований страна не сможет рассчитаться со старыми долгами, которые продолжают нарастать как снежный ком – экономический тупик налицо.
Некоторые эксперты осмеливаются предположить, что первые деньги от Международного валютного фонда Украина получит уже в июне, хотя, вероятно, фонд подождет второго полугодия 2013 года, когда в распоряжении будут макроэкономические показатели за первые 6 месяцев. Судя по всему, в случае предоставления очередного кредита, МВФ выдвинет «старые» условия, которые ранее не раз определялись: повышение внутренних тарифов на газ, фискальная консолидация и более гибкий режим обменного курса. Однако какое бы решение не было принято (если принято будет!), оно также может оказаться трудным для воплощения в жизнь.