Бізнес
Ринки та компанії
Рынку легковых автомобилей в Украине пророчат обвал
Продажи новых легковых автомобилей в Украине в 2013 году могут сократиться на 10-13% по сравнению с 2012 годом – до 190-195 тыс. ед, прогнозирует директор информационно-аналитической группы «Автоконсалтинг» Олег Омельницкий.
«Продажи по году сейчас во многом будут зависеть от того, как быстро разрешится ситуация с регистрацией автомобилей, ведь сейчас многие МРЭО автомобили не регистрируют вообще (в связи с отсутствием справок об уплате вступившего в силу 1 сентября утилизационного сбора, форма которой пока только разрабатывается – ред..). Рыночный спрос по году 190-195 тыс. автомобилей, но по цифрам регистраций сентябрь станет провальным», - сообщил он.
Как сообщалось, в июле и августе продажи автомобилей в связи с ожиданием введения утилизационного сбора выросли на 20-30% к предыдущим месяцам, и многие покупатели спешили зарегистрировать авто до 1 сентября. В сентябре же возникла проблема с регистрациями авто в МРЭО, поскольку по закону покупатель должен предоставить справку об уплате сбора импортером или украинским производителем (либо об освобождении от его уплаты для производителей).
Однако форму справки, которая является документом строгой отчетности, Мнндоходов обнародовало только на прошлой неделе. Кроме того, было не ясно, кто должен выдавать такие справки.
В то же время, украинские автопроизводители на пресс-конференции в рамках Столичного Автошоу, организатором которого является корпорация «УкрАВТО», сообщили, что на следующей неделе ожидают постановление правительства, которое позволит производителю до момента появления таких справок выдавать собственный бланк об освобождении от уплаты сбора.
Импортерам же такая временная справка, по информации генерального директора ВААИД Олега Нaзаренко, будет выдаваться на таможне.
По мнению вице-президента корпорации «УкрАВТО» по продажам Вахтанга Васадзе, цифра продаж 190-195 тыс. автомобилей в этом году не является критической в связи с тяжелой ситуацией в экономике в целом. «Если бы у нас ВВП прирос на 6%, и при этом рынок авто сократился до 195-200 тыс. штук – это был бы катаклизм. А сейчас точный прогноз дать сложно, но то, что рынок не очень изменился в сложной экономической ситуации, действует обнадеживающе, и можно констатировать, что обвала рынка, или значительного падения, нет», - отметил он.
По мнению Васадзе, это должно стать сигналом, прежде всего, для финансовых учреждений для увеличения кредитования покупки автомобилей. «Пока мы не видим таких изменений – за 8 месяцев 2012 года доля кредитных продаж составляла 23%, а в этом году – 21-22%. Финансовые институты должны повернуться лицом к рынку», - считает он.
В то же время, он опроверг заявления о том, что с введением пошлин или утилизационного сбора значительно выросли или вырастут цены на автомобили. «Рост цен в этом году – 4-6% (в предыдущие годы почти такой же), а говорили, что будет 15-30%! На самом деле, все зависит от того, кто как работает. Я говорю (от «УкрАВТО» – ред..), как крупнейший импортер – мы свою долю будем увеличивать и сделаем все, чтобы цены не изменились. А те, кто планирует пока не завозить машины, только проиграют, потому что такие решения в конечном итоге влияют потом на узнаваемость бренда и продажи», - отметил Васадзе.
Омельницкий также, отвечая на вопрос о возможных переменах на рынке после подписания соглашения об ассоциации с ЕС (т.е. автоматической отмене введенной в апреле спецпошлины), отметил, что в этом случае изменения коснутся только структуры импорта – если после введения спецпошлин операторы сделали ставки на дизельные двигатели и на авто с двигателем 1,5 л, то после отмены пошлин вернутся к прежней ситуации.
Как сообщалось, в 2012 году рынок легковых автомобилей в Украине сократился на 1,4% к 2011 году – до 217,58 тыс. ед., а в текущем году с учетом введения в апреле специальной пошлины на импорт наиболее массовых авто, и утилизационного сбора с 1 сентября текущего года предположили, в частности, сокращение рынка на 10-15%.
По материалам Интерфакс-Украина