Бізнес
Ринки та компанії
Стоянка беспредела: рейдерский захват автостоянок происходит под покровительством прокуратуры
«У нас хотят отобрать бизнес – автостоянки», – заявляет предприниматель Дарницкого района столицы Андрей Воробьев. Он и его коллеги обратились к журналистам за помощью, в надежде отстоять свое законное право вести бизнес в столице.
Началось все в конце прошлого года, когда прогремели выстрелы и был применен слезоточивый газ на киевской автостоянке по улице Ревуцкого, 1. «Так компания «Аллан-плюс», которую тогда возглавлял некий Виктор Водолазский, захватывала земельный участок на ул. Ревуцкого, 1 в Дарницком районе Киева, где располагалась огромная автостоянка, построенная еще при Советском Союзе. Брали стоянку с кровью. В интернете полно видео инцидента. Это война», – констатирует г-н Воробьев. По словам предпринимателя, с нового года руководитель «Аллан-плюс» перешел на работу в коммунальное предприятие «Киевтранспарксервис» на должность заместителя начальника договорного отдела. По странному стечению обстоятельств, именно с этого времени у большинства компаний – операторов столичных автостоянок начались проблемы в работе. «Все КП «Киевтранспарксервис» знает, что Водолазский – это человек из офиса Артема Пшонки, сына Генпрокурора. Более того, он сам об этом говорит, в контексте того, что лучше не суйтесь, здоровее будете», – заявляет Андрей Воробьев.
Прокуратура в помощь
По словам предпринимателей, в новой рейдерской схеме захвата автостоянок активное участие принимают органы прокуратуры столицы. Главная ее задача – расторгнуть заключенные хозяйственные договоры между КП «Киевтранспарксервис» и предпринимателями столицы на эксплуатацию площадок под автостоянки. Сделать это они намереваются в судебном порядке. В распоряжении Контрактов имеется копия искового заявления прокуратуры города Киева, поданного в Хозяйственный суд столицы, о расторжении договора компании «АБС-Гарант Сервис» с «Киевтранспарксервисом» на эксплуатацию парковочной площадки по адресу ул. Драгоманова, 23б. Одной из причин для расторжения договора, указанной в этом документе, является грубое нарушение ответчиком договорных обязательств. Заключаются они в незаконной организации и эксплуатации на отведенной площадке существенно большего количества парковочных мест, чем предусмотрено условиями договора. «Киевтранспарксервис» якобы организовал проверку автостоянок и выявил, что на них запарковано больше машин, чем указано в договоре. Проверку проводили сотрудники отдела милиции по борьбе с экономическими преступлениями. Они массово писали рапорты о том, что, например, в эксплуатации на конкретной площадке находится 111 машиномест, а фактически на площадке находится 130 автомобилей», – рассказывает Андрей Воробьев. На основании этого Госфининспекция столицы составляет справку «О проверке полноты поступлений платежей за паркование и соблюдении бюджетного законодательства при использовании средств на выполнение работ и закупку товаров КП «Киевтранспарксервис». В ней финансовая инспекция перечисляет адреса большинства автостоянок столицы и указывает для каждой из них количество машиномест по договору и фактическое. Согласно этому документу предприниматели обкрадывают городской бюджет, предоставляя парковочные места большему количеству машин, при этом налоги с полученной от автовладельцев прибыли не платят.
«Ни одной подписи ни одного должностного лица под актами проверок нет. Как нет и ни одной подписи ни одного предпринимателя. Потому что фактически проверок не было! А выглядело все так: к забору автостоянки подходил милиционер, фотографировал ее, потом заходил на площадку – фотографировал. На вопрос охранника «Кто такой и что надо?» отвечал «Ничего» и уходил. Затем появлялись фотографии с припиской милиционера, что охранники парковки от объяснений отказались, ссылаясь на 63 статью Конституции», – рассказывает Андрей Воробьев.
По словам юриста Василия Горбача, действия правоохранителей незаконны. Во-первых, рапорт милиционера не может быть основанием для составления справки Госфининспекции и тем более для обращения в суд. Максимум – это повод для проведения еще одной проверки автостоянок. «Во-вторых, с юридической точки зрения, финансовая инспекция может составлять справку только в двух случаях: на обращение прокуратуры в рамках уголовного производства – а этого нет. И если проводится встречная проверка субъекта хозяйствования в рамках какой-то другой проверки. Этого тоже нет», – объясняет букву закона Василий Горбач. По его мнению, это свидетельствует о том, что цели провести проверку столичных автостоянок и не стояло. Главное – найти официальную причину для расторжения договоров с нынешними операторами этих площадок. «Все делается для того, чтобы отобрать у нас стоянки и отдать другой компании. Даже название этого предприятия знаем – «Аллан-плюс», – констатирует Воробьев. По информации предпринимателя, прокуратура уже якобы нашла конкретные нарушения у автостоянок по 70-ти адресам. Со всеми ими будут стремиться расторгнуть договоры на работу в судебном порядке. «По нашей информации, 17 исковых заявлений уже поданы в Хозяйственный суд столицы. Остальные – готовятся к подаче. А в целом «черный список» содержит около 200 адресов столичных автостоянок. Это из 350-ти, работающих по официальным договорам с КП «Киевтранспарксервис», – рассказывает Воробьев.
Игра стоит свеч
Сейчас рентабельность легальных автостоянок крайне сомнительна. С одной стороны, предприниматели не могут самостоятельно определять тарифы на парковку. Сколько будут стоить сутки стоянки автомобиля на охраняемой территории в каждом районе столицы, установлено приказом директора КП «Киевтранспарксервис» Андрея Дудко и утверждено начальником управления ценовой политики КГГА Василием Яструбинским. Согласно этому документу весь Киев поделен на три территориальные зоны. Стоимость парковки в первой из них должна составлять 13 грн/сутки, во второй – 12 грн/сутки, а в третьей – 11 грн /сутки. Брать за свои услуги больше или меньше на автостоянках запрещено.
С другой стороны, каждый предприниматель, эксплуатирующий такие парковочные площадки, должен отдать городу, в том числе «Киевтранспарксервису», за услуги около 60 % всех собранных денег. Приблизительно 6,5 грн/сутки за каждое паркоместо на его автостоянке. «Берем усредненную площадку на 100 машиномест в третьей зоне Киева, где стоимость парковки для владельца авто составит 11 грн/сутки. При условии стопроцентного ее заполнения и полного отсутствия задолженности автомобилистов в месяц можно собрать 33 тыс. грн. Из них 20 тыс. грн сразу уходит в «Киевтранспарксервис» за услуги. На руках у предпринимателя остается 13 тыс. грн», – объясняет арифметику своего бизнеса Воробьев.
С оставшейся суммы предпринимателю еще предстоит заплатить свои налоги. Даже если он находится на упрощенной системе налогообложения, ему нужно отдать государству 5 % от общей суммы поступлений – это еще минус 1650 грн в месяц. Отдельная статья расходов – зарплата охранников, которых должно быть не менее 4 человек. А на оставшуюся сумму нужно умудриться провести текущий ремонт парковки, заплатить за электроэнергию, телефонную связь и регулярную уборку территории. «Уже есть прецеденты, когда мои коллеги просто разворачивались и уходили из этого бизнеса, потому что не видели в нем никакого смысла. Мы держимся из последних сил», – жалуется Воробьев.
Однако непривлекательный на вид бизнес в один момент может стать очень интересным, если вывести его из легального поля работы в тень. «Это делается очень просто. На автостоянку загоняются машины, при этом с ними даже не подписываются договоры. Расчет идет не учтенной нигде наличкой. А кто будет проверять? Налоговая придет считать машины на стоянке, которой управляют люди из прокуратуры? Не смешите. Там все «вчерную» будет работать», – уверен Андрей Воробьев.
А дальше все просто: собираются те же 33 тыс. в месяц, только всех расходов – 4–5 тыс. грн в месяц на зарплату охране. План, как забить автостоянки до отказа машинами, также уже имеется. Главное – вернуть на улицы города эвакуаторы. «Возможна следующая ситуация. Полузаполненные сейчас автостоянки с 1 января передают в нужные руки и возвращают эвакуаторы, которые увозят машины на штрафплощадку за неправильную парковку. То есть приехал человек домой, припарковал возле дома свое авто, проснулся – а автомобиля нет, потому что его увез эвакуатор. Чтобы забрать машину, нужно будет заплатить 300 грн за принудительную эвакуацию. В такой ситуации люди будут набивать свои авто на парковки, как селедку в банку – в проходах будут готовы их ставить, только чтобы эвакуатор не вывез», – объясняет возможную бизнес-схему работы «захватчиков» автостоянок Василий Горбач.
Сами виноваты?
В Прокуратуре столице Контрактам подтвердили, что в июле 2013 года ими действительно были поданы в Хозяйственный суд Киева иски о расторжении договоров компаний-парковщиков с КП «Киевтранспарксервис» относительно эксплуатации парковочных площадок. «Предъявлено 17 исков о расторжении договоров, освобождения земельных участков, которые используются как площадки для паркования транспортных средств, и возмещения убытков на общую сумму 2,1 млн грн», - сообщила пресс-служба прокуратуры Киева. По ее данным, сейчас по шести делам назначены и проводятся судебные экспертизы, по другим – идет судебное разбирательство.
Главный лейтмотив позиции столичной прокуратуры «предприниматели сами виноваты – нарушали условия договоров с коммунальным предприятием». Согласно официальной информации прокуратура проверила парковщиков с привлечением контролирующих органов и обнаружила массу нарушения условий договора с КП «Киевтранспарксервис» относительно эксплуатации парковочных площадок. «На территории столицы нелегально или с нарушение законодательства действует около 60 парковочных площадок, прибыль от которых, а это практически 17 млн грн ежемесячно, оседает на счетах коммерческих структур, а не направляется на развитие инфраструктуры города», - констатирует пресс-служба столичной прокуратуры. По ее информации, предприниматели чаще всего грешат тем, что впускают на парковку больше машин, чем должны. «Например, по условиям договора заключенного между КП «Киевтранспарксервис» и ООО «Транс-парк-сервис» предусмотрено обустройство 133 мест для парковки транспортных средств. Вместе с тем ответчиком организовано 343 таких мест, в результате коммунальным предприятием за 3 месяца 2013 года недополучено денег в сумме 110 тыс. грн», - приводит пример столичная прокуратура. Дальше - больше. Правоохранители обещают организовать тотальную проверку всех парковок столицы. «По результатам обращения депутатов Киевского городского совета прокуратурой с привлечением контролирующих и правоохранительных органов организованы проверки законности размещения и эксплуатации всех без исключения парковочных площадок столицы», - резюмирует пресс-служба ведомства. А вот ответа на вопрос, какая судьба ожидает парковки, которые заберут у их нынешних управленцев, редакция так и не получила ни от столичной прокуратуры, ни от КП «Киевтранспарксервис».
Как всегда, крайним в этой «битве титанов» останется обычный автомобилист. С одной стороны, никто не может гарантировать, что на «нелегальных» автостоянках тарифы останутся прежними. По прогнозам Андрея Воробьева, они запросто могут повыситься до 15 грн/сутки. С другой стороны, оплата их услуг наличными без заключения договора с компанией-оператором делает собственников авто полностью бесправными. Например, если сейчас автомобиль клиента легальной автостоянки поцарапают, то добросовестный оператор всегда компенсирует причиненный ему ущерб согласно условиям заключенного договора. А нет договора, нет и компенсации.
Оценка материала:
Стоянка беспредела: рейдерский захват автостоянок происходит под покровительством прокуратуры Ольга Вилик 28.09.2013