Бізнес
Ринки та компанії
Инвестируйте — и получите!
Как решить кадровую проблему в аграрном секторе Украины? Станет ли эта отрасль «кадровым пылесосом» уже в ближайшее время?
Руководитель наблюдательного совета группы компаний АМАКО Виталий Скоцик рассказал Контрактам о том, что через несколько лет в Украине появятся частные аграрные университеты, профессионалы аграрного сектора в Украине зарабатывают больше, чем на Западе.
Агросектор Украины — одна из немногих отраслей отечественной экономики, которая имеет хороший потенциал и развивается. В связи с этим возникает логичная проблема — дефицит кадров. С чем это связано, ведь в Украине есть немало учебных заведений, готовящих специалистов соответствующего профиля?
Виталий Скоцик: Качество преподавания в украинских университетах сегодня осталось на достаточно высоком уровне. Это классическая высшая школа Советского Союза. Остались хорошие учебные программы, появилось много новых замечательных учебников, но существенно отстала материальная база. Мы видим, что производство быстрыми шагами пошло вперед, произошло переоснащение отрасли, появились новые технологии. В то же время аграрные вузы имеют старые образцы и технологии. Пока в Украине нет учебных заведений аграрного профиля, которые являются собственно бизнес-проектами. Все образование — на государственном обеспечении. Государство ведь не может обеспечить финансирование на таком уровне, чтобы образование было конкурентоспособным.
Готовы ли крупные компании самостоятельно готовить специалистов? Возможно, такая практика уже есть?
Виталий Скоцик: Думаю, пройдет не так много лет, и в Украине появятся частные вузы аграрного направления, которые не будут выпускать тысячи студентов, а, возможно, лишь сотню-две, но качественных специалистов. Специалистов, которые пройдут хорошую школу, опираясь на современные технологии, и смогут сразу вливаться в современное аграрное производство. На промежуточном этапе многие компании пытаются решить проблему дефицита кадров, вводя общие учебные программы с университетами или бизнес-школами. Сегодня таких проектов в стране достаточно. Например, в Национальном университете биоресурсов и природопользования Украины такие MBA-программы, специализированные на аграрном бизнесе, появились уже давно. Знаковым является то, что в этом году МВА на аграрную тематику открыла и Киево-Могилянская бизнес-школа. Очевидно, в обществе много лет формировались стереотипы, что сельскохозяйственное производство не может быть серьезным бизнесом. Только сейчас они начинают разрушаться, таким образом, видим определенные изменения в этом направлении.
Где черпает кадры АМАКО?
Виталий Скоцик: Мы выращиваем кадры у себя и для себя. Можно сказать, что компания сегодня является своего рода «частным МВА». У нас есть своя философия подготовки специалистов. Весь менеджмент компании был «выращен внутри». Эти люди прошли от невысоких до максимальных топовых позиций. Фактически это отражение того, как компании, наподобие нашей, работали в вакууме аграрного образования в Украине последние 20 лет. В то же время мы сотрудничаем и с аграрными университетами по распространению и внедрению современных агротехнологий. В частности, в этом году во время саммита «Украина и Партнеры» мы подписали масштабный проект с Национальным университетом биоресурсов и природопользования. За пять лет мы должны переоборудовать производственную базу университета по современным технологиям. Таким образом решится проблема недостаточного материального обеспечения в рамках одного университета. Как минимум 17 тысяч студентов стационара получат качественное обучение на основе современных технологий.
Что бы вы сказали о заработной плате в современном агросекторе?
Виталий Скоцик: Сегодня можно с уверенностью констатировать, что хороший специалист в украинском аграрном бизнесе, который имеет опыт работы и владеет одним или двумя иностранными языками, сейчас зарабатывает больше, чем в Западной Европе, США, Аргентине или Бразилии. Это факт. Конечно, ярких и талантливых украинских специалистов не так много, но и стоят они значительно дороже, чем на Западе.
Сколько сейчас сотрудников в компании АМАКО?
Виталий Скоцик: У нас достаточно стабильный коллектив — это 500–559 человек. В этом году открыли 59 новых вакансий. В конце декабря станет понятно, какие вакансии нужны в 2014-м. Уменьшения персонала однозначно не будет, в планах — открывать новые направления. К слову, АМАКО можно назвать компанией-патриотом. В 1998 году среди персонала было всего двое украинцев. За эти годы компания фактически полностью заменила состав иностранцев украинским персоналом. При этом эффективность бизнеса существенно возросла. Средний возраст наших сотрудников примерно 27–28 лет. Он не увеличивается, потому что компания динамично развивается, и мы постоянно выбираем молодых людей.
Есть статистика, что 40% украинских аграрных компаний имеют кадровую проблему. Так ли это?
Виталий Скоцик: Конечно, такая проблема существует. Во-первых, далеко не все компании способны выращивать персонал у себя, это нелегко. Ведь это должна быть компания, которая дает людям возможность открыться и реализоваться. Если она способна создать такие условия, то перед ней не стоит проблема кадрового голода. Из 30 тысяч молодых людей, которые ежегодно выпускаются из учебных заведений аграрного профиля, выбрать необходимое количество для того или иного предприятия — нетрудно. Вопрос в другом: эти люди, как правило, технологически не готовы к работе, хотя базовое образование имеют на хорошем уровне. Поэтому компания должна быть готова инвестировать еще 1,5–2 года времени для того, чтобы человек действительно стал полноценным и профессиональным членом коллектива. Если предприятие может это делать, тогда кадры — не проблема. Но если компания просто перекупает специалистов и считает, что может выйти на рынок и купить весь профессиональный состав, который вместе с ней будет играть в высшей лиге аграрного бизнеса, — скажу, что это не совсем реальная ситуация. В своих проектах у меня никогда не было проблем с людьми. Каждый человек требует времени и определенных усилий для того, чтобы он стал таким специалистом, в котором нуждается компания. Но найти в Украине людей, которые готовы начинать работу, — несложно.