Бізнес
Ринки та компанії
На рынке минеральных вод правят бал отечественные производители
Несмотря на то, что потребление безалкогольных напитков в Украине падает, сегмент минеральных вод продолжает расти. На рынке минеральных вод наблюдается тенденция к снижению потребления сильногазированных вод и рост потребления слабо- и негазированных вод.
Как отмечают аналитики компании Pro-Consulting, в 2012-2013 годах доля потребления сильногазированных минеральных вод сократилась на 5-7% по сравнению с 2011 годом. Потребление негазированное воды растет за счет того, что потребители стали чаще покупать воду на разлив, а также воду в больших бутылях на дом и в офис.
По данным 2010 года объем производства минеральной воды составил 134,7 млн дал. Однако уже в 2011 году объем выпуска продукции сократился до 124,4 млн. дал, при этом отрицательный темп прироста равнялся -7,6%. Основными причинами сложившейся ситуации, является насыщение рынка минеральной воды, а также увеличение конкурентной борьбы с другими сегментами безалкогольных напитков. Стоит отметить, что для данного рынка длительный период времени актуальной тенденцией является усиление влияния ведущих игроков, а также уход с рынка небольших операторов. По итогам 2013 года было произведено 125,2 млн. дал минеральной воды, что меньше показателей 2012 года на 1%.
Экспорт минеральных вод незначителен и в 4 раза меньше импорта. За последние три года наблюдается тенденция снижения объемов экспорта. 80% всей экспортированной продукции поставляет на зарубежные рынки компания IDS Group. Основными импортерами украинских минеральных вод являются Россия, Молдавия, США и другие страны.
Импорт с каждым годом растет. Так в 2010 г. объемы импорта увеличились почти на 60%, а в 2011 г. увеличились на 21%. Основным поставщиком минеральной воды в Украину является Грузия. Другими поставщиками являются Россия, Франция, Италия, Польша, Канада, Швейцария и другие страны.
На рынке безалкогольных напитков достаточно много участников с множеством торговых марок и брендов. Однако у украинцев уже сложились традиционные предпочтения и поэтому мелкие или новые бренды уходят с рынка, вытесняясь более крупными брендами. Так почти 50% всего рынка газированной воды и почти 70% рынка негазированной воды принадлежат 10 крупным производителям. Оставшиеся доли принадлежат небольшим местным торговым маркам и производителям. Вход новых операторов на рынок достаточно трудный, поскольку украинский рынок минеральных вод достаточно консолидирован, и действующие операторы крепко удерживают свои позиции, расширяя свое производство.
Отметим, что в 2013 году на долю производства газированной воды в Украине пришлось 68%, что меньше показателей 2012 года на 5,2%. При этом доля выпуска негазированной воды увеличилась до 32%.
Несмотря на то, что крупные компании являются зарубежными, а не украинскими, их портфель брендов состоит в основном из отечественных торговых марок. Это связано с тем, что украинцы более лояльны к украинским торговым марками и с тем, что минеральная вода украинских брендов дешевле, чем международных.
На долю IDS Group Ukraine в 2012 года приходилось 28% рынка, на втором месте находилась «Кока-Кола Бевериджиз Украина» (15%). На продукцию компании «Оболонь» в указанный период пришлось 7%.