Бізнес
Економіка
Игорь Беда: IT-компании приходят в Украину за талантами
В эксклюзивном интервью Контрактам управляющий директор в Украине международной IT-компании GlobalLogic Игорь Беда рассказал о том, почему в мире славятся украинские программисты, а также о перспективах развития отечественной IT-отрасли.
К: Игорь, GlobalLogic — международная компания. Как вам работается в Украине? Что можете сказать об инвестиционном климате в стране?
Игорь Беда: Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим, зачем вообще в нашу страну пришли многие международные IT-компании. Основное — это таланты. Еще со времен Советского Союза, Украина и Киев в частности стали местами сосредоточения лучшей школы инженерного образования. Когда железный занавес рухнул, инженеры начали активно эмигрировать. После переезда многие нашли себя в области IT. И таким образом слава об украинских и русских специалистах широко распространилась по всему миру. А в силу того, что средний уровень жизни в Украине ниже, чем в Европе или США, международным компаниям стало выгодно размещать заказы непосредственно в Украине. Благодаря достаточно благоприятному экономическому климату последние 15 лет IT-индустрия в Украине активно росла. Причем последние 6 лет — со скоростью до 35% в год! В прошлом году IT опередила химическую отрасль и сегодня, по некоторым оценкам, занимает третье место по вкладу в ВВП после сельского хозяйства и металлургии.
Безусловно, сейчас бизнес-климат в силу геополитических рисков ухудшился. Это вредит развитию отрасли в целом. Ведь западные компании приходят в Украину за долгосрочным сотрудничеством, а последних два года, к сожалению, планировать работу на длительную перспективу очень тяжело.
К: И как решается этот вопрос?
Игорь Беда: Есть вещи, на которые мы можем повлиять, а есть вещи, которые вне нашего влияния. Например, бизнес не может изменить отношения Украины и России. Но компании работают над диверсификацией рисков при помощи так называемого «планирования бизнеса в условиях нестабильности». Это может означать перераспределение ресурсов между разными офисами как внутри страны, так и в регионе в целом. Например, год назад компания GlobalLogic открыла офис в Словакии и совсем недавно — в Польше. Это дает дополнительное преимущество нашим клиентам, ведь украинские инженеры могут предоставлять им услуги, находясь в офисах компании и вовсе за пределами Украины. Такой подход позволяет привлекать новых клиентов, готовых к долгосрочному сотрудничеству в течение 3-7 лет.
К: То есть наши украинские инженеры будут переезжать в Словакию и Польшу?
Игорь Беда: Не обязательно. Мы готовы привлекать к сотрудничеству и местных специалистов. Когда мы искали места под новые офисы, мы выбирали их по трем критериям. Во-первых, это должен быть город, легко досягаемый, с точки зрения логистики, из разных стран мира. Во-вторых, в этом городе должен быть активно развивающийся IT-рынок, присутствовать широкий спектр технологий. И, в-третьих, это место должно быть привлекательным для наших украинских инженеров с точки зрения потенциального переезда.
К: Вы сказали, что международные IT-компании приезжают в Украину за талантами. Как Вы сейчас оцениваете украинскую школу программистов?
Игорь Беда: Она, к сожалению, не развивается так же быстро, как развивается рынок. В результате уровень знаний, который дается в вузах, значительно ниже того, который нужен на IT-рынке. И этот разрыв увеличивается.
Надо сказать, что у учебных заведений есть желание и потенциал соответствовать требованиям бизнеса. Но возможности финансирования очень ограничены. Поэтому и наша компания, и наши конкуренты активно поддерживаем развитие различных обучающих программ, способных за короткое время превратить толкового студента в востребованного на рынке специалиста. Я наслышан о грядущих реформах в системе образования Украины и знаю, что есть желание на уровне правительства что-то менять. Мы активно участвуем в этом процессе и готовы этому способствовать. Мы могли бы помочь реформировать систему образования таким образом, чтобы Украина выпускала востребованных специалистов не только для украинского рынка, но чтобы их квалификация соответствовала международному уровню.
К: Вы работаете с украинскими вузами напрямую?
Игорь Беда: У нас есть ряд совместных проектов с ведущими техническими вузами страны. В частности, мы поддерживаем подготовительные IT-курсы, которые проходят на территории университетов по дополнительной (не университетской) программе. Мы готовим преподавателей вузов, знакомя их с новейшими технологиями и практиками в сфере коммерческой разработки программного обеспечения. Также активно проводим сами и поддерживаем мероприятия, призванные повышать профессиональный уровень не только студентов, но и уже состоявшихся специалистов.
К: Какой мировой опыт можно применить в Украине?
Игорь Беда: В первую очередь, нужно смотреть на опыт стран, прошедших похожий путь развития IT-индустрии, например на Индию. IT-отрасль успешно развивается там последние 40 лет, сейчас в нее вовлечено более 3,5 млн местных специалистов. Во многом причина успеха кроется в достаточно хорошем IT-образовании.
Игорь Беда: Зачем вообще в нашу страну пришли многие международные IT-компании? Основное — это таланты.
Надо сказать, что GlobalLogic имеет в Индии несколько больших центров разработки. И наш опыт говорит о том, что на протяжении нескольких лет Украина повторяет путь Индии. Но сейчас нашей отрасли нужно дать толчок, чтобы вывести ее на странообразующий уровень, а также оставаться конкурентоспособными по сравнению другим странам — лидерам IT-рынка.
Для понимания, объем IT-рынка в Индии составляет 130 млрд долларов. В Украине — всего 2,5 млрд долларов, если взять исключительно разработку программных продуктов и IT-сервис. Сравнив эти величины, легко понять, что если по какой-то причине IT-рынок в Украине потеряет привлекательность, найдется множество стран, готовых разместить этот бизнес у себя. Доля IT-рынка, приходящаяся на Украину, на текущий момент крайне мала по сравнению с его мировым масштабом.
Не стоит также забывать о более близких конкурентах, таких как Польша, Румыния или Венгрия. В Румынии, например, размер подоходного налога для IT-специалистов равен нулю. Таким образом страна удерживает у себя «мозги», не давая им уезжать в Германию, Англию и США. В Польше также существуют определенные налоговые льготы для программистов. Эти страны понимают важность IT-отрасли, которая напрямую увеличивает экспорт, но при этом не истощает природные ресурсы страны, не портит экологию и т. п.
Также следует помнить, что средний доход программиста достаточно высокий. Люди из этой отрасли создают мифический в Украине средний класс. Согласно некоторым исследованиям, один европейский программист создает вокруг себя около 3-4 рабочих мест. Думаю, в Украине этот показатель будет еще выше. Человек с высоким доходом пользуется многими сервисами для себя, своей семьи и детей. Он покупает квартиры и машины, арендует офисы. Не секрет, что в последние два кризисных года рынок офисной недвижимости не обвалился во многом благодаря развитию IT-отрасли.
К: Что нужно сделать, чтобы отрасль в Украине развивалась?
Игорь Беда: Самое главное, ситуация в Украине должна выглядеть стабильнее с точки зрения геополитических рисков. Также есть три системные области, на которые нужно обратить внимание. Во-первых, образование. Нужен системный подход к реформе в сфере высшего образования. Регуляторная политика (госзаказ), выбор технических направлений, разработка стандартов по требованиям — все эти области требуют существенного пересмотра при активном привлечении бизнеса.
Вторая очень важная задача: поддерживать экономически выгодный климат в Украине. Как я уже сказал, другие страны могут поглотить этот бизнес, если украинский рынок перестанет быть таким интересным, как сейчас.
И последняя, третья, не менее важная цель — облегчение правил ведения бизнеса. Примером нужных изменений может быть таможня. Так, действующие таможенные правила ориентированы на массовый ввоз оборудования с целью дальнейшей продажи. Случаи с ввозом оборудования для разработки и тестирования программных продуктов очень усложнены и приводят к дополнительным и нелогичным затратам.
К: Я правильно вас поняла — сейчас украинские услуги по разработке ПО очень сложно продавать?
Игорь Беда: Мы продолжаем активно рекламировать украинскую IT-индустрию и страну в частности.
К: Собственными силами?
Игорь Беда: Не только. Есть ряд общественных организаций, объединяющих бизнес, которые этим тоже занимаются. Например, ЕВА. Кроме того, недавно украинский премьер-министр Арсений Яценюк ездил в Америку и рассказывал международным инвесторам, что украинский IT-рынок — одна из ключевых отраслей экономики. А мы, как бизнес, делаем такие вещи, как открытие новых центров разработки в этом регионе, потому что понимаем, что он перспективен.
Я уже говорил об открытии офисов GlobalLogic в Словакии и Польше. Многие клиенты хотят сотрудничать с украинскими инженерами. Но в некоторых американских компаниях до сих пор существует негласный запрет на путешествия в Украину. Они считают нашу страну опасной и не рекомендуют сюда приезжать. Таким образом и возникают трудности с привлечением нового бизнеса. Повторюсь, дополнительные центры разработки в Словакии и Польше способствуют решению таких проблем. А с точки зрения пиара самой Украины — она сейчас на хорошем счету в мире. Многие знают способность украинских инженеров работать над очень сложными продуктами. Но у каждой страны есть свои плюсы и минусы. Например, Украина ограничена в масштабе. Если нужно прийти и быстро найти 2 тыс. программистов, то в Индии это будет сделать намного проще и быстрее, чем в Украине, потому что там в IT-отрасли заняты миллионы инженеров.
К: Какая сегодня существует конкуренция на IT-рынке в Украине и мире?
Игорь Беда: Начнем с украинского рынка. Традиционно на украинском рынке спрос на IT всегда превышал предложение. То есть количество заказов от бизнеса, которому нужна разработка ПО, превышало количество свободных инженеров на рынке. Поэтому конкуренция в Украине в основном связана с конкуренцией за инженерные таланты. И это выгодно самим талантам. За последние 10 лет стоимость услуг инженеров в Украине догнала и обогнала стоимость услуг специалистов в Индии, и стала конкурентной к стоимости инженеров в Центральной и Восточной Европе. Этот факт красноречиво иллюстрирует спрос на украинских программистов.
Интересный факт, что наши локальные конкуренты за таланты в Украине крайне редко оказываются нашими конкурентами за клиентов в мире. Тому есть несколько причин. Первая — мы работаем в разных продуктовых сегментах. Вторая причина — мы редко пересекаемся с нашими конкурентами географически. Наши клиенты находятся в основном в США, где наши конкуренты представлены в меньшей степени. Кроме того, рост рынка сам по себе дает все более обширное поле для ведения бизнеса.
К: Какие сегодня главные риски для украинской IT-отрасли?
Игорь Беда: Главный риск заключается в том, что Украина может потерять свою инвестиционную привлекательность. Если это произойдет — бизнес просто уйдет в другие регионы. О чем речь? Сегодня средняя стоимость услуг разработчика очень выросла в Украине, и она однозначно перестает быть конкурентоспособной. Если эта тенденция продолжится, бизнес уйдет, например, в Индию. Клиент рассуждает примерно так: «Я могу пойти в Индию, где рискую получить некачественный продукт, или пойти в Украину и гарантированно на 99% получить очень качественный продукт. Какая разница в цене? Вот такая. Для меня это психологически небольшая разница в цене, я пойду в Украину». Но если эта разница существенно вырастет, бизнес будет рисковать и уходить в Индию.
К: Какие планы развития вашей компании?
Игорь Беда: У нас есть трехлетний план развития, и он достаточно агрессивен. Самое главное — мы продолжаем развиваться и расти в Украине, несмотря на все события. Наша тактика на будущее будет зависеть от тех изменений, которые будут происходить в стране.
Беседовала: Ольга Вилик