НОВИНИ ДНЯ: Розмови про миротворчий контингент в Україні наразі передчасні, - Шольц  Путін розраховує на виснаження ЗСУ та відмову Заходу допомагати Україні, - ISW  Грибна підлива: рецепт смачного додатку до страв  Переговори України з Росією: в Білому домі зробили заяву  Страхування авто суттєво здорожчає від 1 січня  Атака балістикою по Києву: експерти назвали ймовірні цілі та можливості Путіна до Нового року  Навіть не потрібно розігрівати духовку: смачний чизкейк без випікання, який здивує гостейвсі новини дня
Бізнес
Економіка
08.09.2016 2546

Стоп! Снято!

Украинцы могут быть конкурентоспособны за рубежом. Это подтверждается многими успешно реализованными кейсами наших соотечественников. Контракты начинают публикацию серии материалов под рубрикой «Место под солнцем», в которых мы будем рассказывать об успешном опыте самореализации украинцев за пределами нашего государства, а также, как им удалось наладить плодотворное сотрудничество с иностранцами.

Оксана Кучерова была продюсером многих успешных телепроектов: «Міняю жінку», «Без мандата», «Суперняня», «От пацанки до панянки» и др.. Теперь она руководитель собственной продакшн-студии OK Media. В интервью Контрактам Оксана рассказала, как устроено производство проектов для телеканалов в Украине и за рубежом, почему западные партнеры неохотно ведут бизнес с украинцами, и чем мы ментально отличаемся от россиян.

EP4E9127

К: Расскажите историю создания вашей продакшн-компании? Почему вы решили рискнуть и создать свой бизнес?

Оксана Кучерова: Идея возникла не вдруг – это был эволюционный процесс. Я в телевидении уже почти 20 лет, и успела поработать на разных каналах. Последний опыт перед созданием собственной компании был телеканал «1+1», где я работала руководителем творческого объединения. Это достаточно большое подразделение: мы делали по три и более проекта за сезон, у меня в подчинении было до 200 человек, такая мини-фабрика. В таком большом холдинге я проработала четыре с половиной года, а потом стала перед выбором: либо переезжать в Россию, куда меня приглашали российские телеканалы на амбициозные должности, либо оставаться здесь и работать на оба рынка. Переезд для меня и семьи был бы очень болезненным, и мне не хотелось бросать наработки в Украине и сформированные креативные команды. Поэтому я осталась здесь и продолжила делать проекты и для украинских, и для российских телеканалов. Собственно с этого и начался мой бизнес.

К: То есть, телевизионный продакшн в Украине может быть не только творчеством, но и бизнесом? Бытует мнение, что для этого бизнеса должны быть некие финансовые вливания со стороны, и он не всегда может быть самоокупаемым…

Оксана Кучерова: В 2012-2014 годах украинский рынок был очень активен и наш продукт был весьма конкурентоспособен: украинское производство славилось своим телевизионным продуктом. Россияне заняли нишу сериалов и кино, а украинцы ТВ шоу – реалити, талант, мейковер, тревел… И российская сторона достаточно активно «перекупала» украинских специалистов, многие из них так и остались там работать.

EP4E8943

К: После того, как началась война, отношения с Россией сворачиваются. А вы продолжаете работать с ними?

Оксана Кучерова: У нас на какое-то время отношения прекратились. Год-полтора назад и в Украине был сумасшедший спад собственного ТВ-производства. Все заняли выжидательную позицию. В это время у нас был опыт работы с Грузией. Мы делали для о них тревел-продукт, который потом размещали в России, Беларуси, Казахстане, Латвии и Израиле.

Российский рынок интересуется нашей продукцией, но я не могу сказать, что происходит потепление отношений. И хотя наши рынки по телевизионному производству очень близки друг к другу, но мы все больше и больше разделяемся ментально. Поэтому очень сложно делать один и тот же продукт одновременно для двух рынков.

Мы предлагаем свой продукт на других рынках, но здесь барьером выступают языковые и ментальные особенности. Сложно с готовым украинским продуктом выйти на американский или европейский рынок. Гораздо проще выходить с идеями, с  зарегистрированным форматом.

К:  Что сегодня представляет собой OK Media?

Оксана Кучерова: OK Media производит телевизионный контент для Украины, России и Грузии, мы также сотрудничаем с каналами Израиля, Беларуси и Казахстана. Кроме того, мы разрабатываем собственные форматы, которые пытаемся продвигать в виде идей на западные рынки.

EP4E9032

К: А если у вас появилась идея, вы придумали формат программы, то как вы ее регистрируете и каким образом ее покупают иностранные каналы?

Оксана Кучерова: Украинское законодательство не позволяет зарегистрировать формат или идею телепродукта. В Украине можно зарегистрировать сценарий или готовую программу, но если в нее внести три изменения, то это уже будет считаться другой программой. У нас в стране производители интеллектуального продукта практически не защищены. Мы регистрируем форматы в Голландии.

К: И к чему приводит такое несовершенство украинского законодательства?

Оксана Кучерова: Это приводит к тому, что все друг у друга воруют – назовем вещи своими именами. Если ты озвучишь идею, то должен понимать, что кто-то может ее воплотить вместо тебя. Доказать, что канал украл идею у продакшн-студии, практически невозможно – это будут годы судебных тяжб.

К: А что вы сей час производите, что снимаете?

Оксана Кучерова: В основном, мы производим реалити и тревел-шоу. За последний год мы сделали 4 пилотных проекта. С одним из них мы вошли в цикл производства, делаем 20 программ. По заказу грузинской стороны мы сняли тревел-шоу с Анфисой Чеховой, которые разместили в России. Сейчас есть заказ на другие страны, которые также будут размещать его у себя. Есть медицинские проекты, реалити-шоу, расследования.

_DSC_0360

К: Если вы делаете продукт для России, то снимаете его в Украине или выезжаете туда?

Оксана Кучерова: Мы все сейчас снимаем в Украине. Съемки в России имеют свои особенности да и выходят дороже. Ведь привлеченную творческую группу нужно везти отсюда – это те люди, в которых ты уверен, с которыми ты готов работать. Поэтому мы с заказчиками стараемся договориться. У нас – дешевле, проще и качественнее получится снимать на территории Украины.

К: Я всегда думала, что если снимается реалити-шоу для другой страны, то берутся их герои и съемки происходят там.

Оксана Кучерова: Как ни странно, но для передач, которые будут смотреть в других странах, подходят и наши герои. Просто мы стараемся делать так, чтобы не было привязки по языку и местности. Наши люди очень эмоциональны в кадре, они достаточно открыты и это очень ценит российский рынок.

_DSC_0640

К: Насколько тяжело найти партнеров за рубежом? Ценят ли там наше творчество?

Оксана Кучерова: Украинцев, как партнеров, ценят очень невысоко, потому что украинцы – не очень честные. Наши очень многих «кидают», с нашими сложно договориться. Это неприятно и не принято говорить, но это так. У нас понятие «взаимовыгодное сотрудничество», по-моему, в корне отсутствует. Все думают о том, чтобы было выгодно только себе. Иногда мне кажется, что способность договариваться у нас на каком-то ментальном уровне отсутствует. Я стараюсь понять, почему так происходит: мы живем в страхе – война, прокуратура, налоговая, постоянные кардинальные изменения в стране. Бизнес в Украине никогда не планирует свое развитие на 10 или на 20 лет вперед, как это делает западный рынок. Мы постоянно живем сегодняшним днем, потому что не можем жить на перспективу и вкладывать, развивать какие-то наработки.

К: Тогда как Вам удается зарекомендовать себя перед иностранными партнерами? Как Вы ломаете стереотипы?

Оксана Кучерова: Это очень длительный этап построения доверительных отношений. Чтобы наладить правильнее партнерские отношения, нужно самому расслабиться и не ждать подвоха.

Очень долго выстраиваются подобные партнерские отношения с азиатскими странами – они живут совершенно по другим понятиям. Я думаю, что с нашей ментальностью довольно сложно добиться полноценного партнерства со странами Средней Азии: Арабские Эмираты, Казахстан, Азербайджан.

К: А как выйти на американский рынок?

Оксана Кучерова: Правильный заход на американский рынок – это залог успеха. Потому что они относятся к единичным всплескам креатива холодно, ведь предложений – миллионы. Но если ты правильно зайдешь, через большие компании, с рекомендацией, если ты готов работать честно и по дедлайнам, то тебя, конечно, ожидает бум. Если ты талантлив, то Америка – благодатная почва.

EP4E8940

К: Давайте вернемся к украинским реалиям. У нас ведь большинство продукта каналы производят самостоятельно, а не покупают у продакшн-студий. Почему?

Оксана Кучерова: В Украине каналы в основном замыкают на себе производство продукта и держат огромный инхаус-продакшн. Это сугубо украинская схема.

К: Почему?

Оксана Кучерова: Они надеются на этом сэкономить и построить под себя творческие коллективы.

К: А как вы думаете, в будущем украинское телевидение перестроится на аутсорс?

Оксана Кучерова: Думаю, что к этому постепенно придут. Вопрос еще в том, что у нас телевидение все годы независимости было абсолютно неприбыльным, и дотировалось владельцами. Телевидение – это рупор, это игрушка в руках богатого инвестора. И только сейчас, когда финансирование урезалось, каналы начали думать, как же выйти на самоокупаемость.

К: Но украинское телевидение может быть бизнесом, а не игрушкой олигархов?

Оксана Кучерова: Может, если оно для начала разделится на продакшн и бродкастинг компании. Да и перестроят работу с рекламодателями.

EP4E9139

К: Какой вы видите свою компанию и себя через 10, 20, 30 лет? Вы останетесь в Украине или махнете на все рукой и уедете?

Оксана Кучерова: Мне кажется, база и офис в Украине – это неплохо. Потому что ты, во-первых, создаешь рабочие места. Во-вторых, уровень креатива у нас высок. Безусловно, может быть несколько офисов. Согласно мировой практике, офисы продаж находятся именно в больших странах, а производственные мощности сосредоточены уже на местах. Нам нужно выходить на международный рынок, это абсолютно точно: то ли это будет телевизионное производство, то ли форматы, то ли какой-то диджитал-контент. Но в любом случае, стоит выходить за рамки страны, и не боятся новых испытаний.

Беседовала Ольга Вилик

Оценка материала:

5.00 / 1
Стоп! Снято! 5.00 5 1
Бізнес / Економіка
08.09.2016 2546
Еще материалы раздела «Економіка»