Кабінет директора
Вечірня горілка
Как стать миллионером, или Человек, который не видел Трампа
Чарльз Фини счастливый человек. В то время как другие полны тревог и ломают голову, что им принесет 2017 год, Фини знает, что в этом году завершит дело своей жизни: его благотворительный фонд Atlantic Philanthropies потратит последние средства и прекратит свое существование. Таково было давнее желание бывшего миллиардера – потратить все заработанное на доброе дело.
Еще не так давно Чарльз Фини был одним из богатейших людей Америки. В 60-е он открыл золотую жилу: продажу товаров дьюти-фри. В дальнейшем предпринимательское чутье его тоже не подводило, и он поучаствовал, например, в инвестировании еще на ранних стадиях в Facebook, Priceline, E-Trade, Alibaba и другие перспективные проекты. При этом он старался всегда держаться подальше от внимания медиа, и одним из условий его многомиллионных благотворительных операций была их анонимность: никаких громких заголовков и золотых мемориальных табличек. Когда в 1997 году Фини продал свою часть в сети duty free за несколько миллиардов, что не могло, к его сожалению, уйти от внимания прессы, одно из изданий даже поставило к новости об этом фотографию совсем другого человека с такой фамилией. По факту принадлежа к самой верхушке американской бизнес-элиты и во время пребывания в Нью-Йорке поселяясь на Манхэттене, Чарльз Фини за свои 85 лет, например, никогда в жизни даже случайно не встречался с Дональдом Трампом.
И это не так удивительно, как может показаться на первый взгляд. Манхэттенские апартаменты Фини, как и постоянное жилье в Сан-Франциско – съемные, у него нет личной машины, он пользуется такси и запросто спускается в метро. При этом обходится без охраны. У него не то что нет личного самолета, до 75 лет миллиардер летал эконом-классом, пока авиаперевозчики не подарили ему право за уникальную благотворительную деятельность летать первым классом. Фини смутился, но и обрадовался: с возрастом возникла необходимость расположиться в пассажирском кресле поудобнее. Но он не перестал одеваться в одежду с магазинных полок, обходясь без портного, и питаться в непафосных заведениях: богач предпочитает гамбургеры.
В Америке были и есть люди, много тратящие на благотворительность, но это лишь какая-то часть их богатства. Фини уникален тем, что потратил не только много, а практически все, хотя бедняком он при этом, конечно, не стал. При том, что на филантропическую деятельность у его фонда ушло 7,5 миллиардов долларов, на жизнь Фини осталась пара миллионов. Приличный, хотя и не сумасшедший доход имеется и у его детей – четверых дочерей и сына. Филантроп же не означает сумасшедший. По поводу траектории своего капитала Чарльз Фини шутит: «Как стать миллионером? Нужно сначала стать миллиардером». Он говорит, что мечтает, чтобы последний подписанный им в жизни чек вернули из-за того, что на счете больше нет денег.
Его фонд, занимаясь самой разнообразной деятельностью буквально по всему миру, совсем не сорил деньгами. Хотя не обходилось без ошибок, Фини старался эффективно вкладываться в важные для себя вещи. Средства шли на образовательные и научные проекты, лоббирование новой системы здравоохранения, мораторий на смертную казнь для подростков, а больше миллиарда долларов было израсходовано на развитие школ в Ирландии, на его исторической родине. Тут говорят, что больше для этой страны сделал только святой Патрик. Кстати, из денег Фини финансировались усилия по налаживанию мира в Ольстере.
Тут бы ввернуть какую-нибудь мораль, но Чарльз Фини против морализаторства. По его мнению, каждому богатому человеку виднее, как распоряжаться заработанным. Все, что он хочет – показать на своем примере, какое это удовольствие тратить капиталы не на себя.
За деньги, друзья, и правильное к ним отношение. God bless Charles F. Feeney.
Налил и немедленно выпил – Леонид Швец