Бізнес
Ринки та компанії
Напрасные слова. Почему украинские компании планируют IPO, но не проводят их
В начале 2007-го украинские и западные инвестаналитики прогнозировали бум IPO отечественных компаний. Однако большинство компаний отложило IPO на год-два, а некоторые продали часть акций западным инвесторам в ходе частных размещений.
В начале 2007-го украинские и западные инвестаналитики прогнозировали бум IPO отечественных компаний. О подготовке к размещению на одной из западных площадок заявляли в компаниях Мироновский хлебопродукт (ТМ «Наша ряба»), Милкиленд-Украина, Ритейл Групп (сеть супермаркетов «Велика Кишеня»), Союз-Виктан, Имидж Холдинг (ТМ «Хортиця»), Креатив (масложировая продукция) и многих др. Однако большинство компаний отложило IPO на год-два, а некоторые, например Креатив, продали часть акций западным инвесторам в ходе частных размещений (private placement).
В прошлом году IPO провели всего четыре украинских компании: Ferrexpo Константина Жеваго (управляет Полтавским ГОКом), инвестфонд украинского происхождения Dragon-Ukrainian Properties & Development PLC (основан ИК Dragon Capital), строительные ТММ и Киев—Донбасс.
Причина переноса IPO банальна. Топ-менеджеры и владельцы компаний не готовы раскрыть реальную структуру собственности и регулярно предоставлять инвесторам полноценную информацию о бизнесе. Тем более что альтернатив IPO как инструменту привлечения крупного капитала довольно много. CLN или LPN (кредитные ноты, аналоги еврооблигаций) и private placement (частные размещения акций среди ограниченного круга инвесторов) дешевле подготовки к IPO.
В 2007 году около 50 отечественных компаний провели частные размещения и выпустили евробондов на общую сумму $2 млрд. Зарубежные инвесторы готовы вкладывать в украинскую экономику, не требуя от наших компаний соблюдения всех тонкостей публичности.
Большинство украинских компаний, планировавших выйти на IPO в 2007 году, перенесли размещения на 2008 год. Однако бум IPO начнется не раньше 2010 года, осторожны теперь в прогнозах инвестаналитики. По оценкам специалистов, в этом году сумма привлечений долгового и акционерного капитала составит не более $3 млрд. По западным и даже российским меркам это капля в море: одна только российская компания «Роснефть» привлекла в ходе IPO $10,4 млрд.
Коллаж Константина Паламарчука
Оценка материала:
Напрасные слова. Почему украинские компании планируют IPO, но не проводят их21.01.2008