НОВИНИ ДНЯ: У Зеленського відреагували на пропозицію РФ розділити Україну  Зеленський розповів, як Україна повертатиме Крим  Ідеальний рецепт на Новий рік 2025: як засолити будь-яку рибу за 15 хвилин  Перші дослідження ґрунту з темного боку Місяця розкрили нові факти  Удари ЗСУ вглиб Росії: експерт назвав цілі ракет ATACMS  Бойові дії в Україні можуть припинитися 2025-го: деталі від The Economist  Як приготувати найніжніші та найсоковитіші відбивні: допоможе цей секретний інгредієнтвсі новини дня
Бізнес
Економіка
19.07.2017 1320

Неестественный отбор

Как ГФС и Минфин будут «ловить» бегущий из Украины капитал.

Украинскому бизнесу стоит основательно подготовиться к изменениям в правилах трансфертного ценообразования и подкорректировать свои взаимоотношения с зарубежными партнерами. Над разработкой новых требований уже несколько месяцев трудятся представители Государственной фискальной службы и Министерства финансов. Причем, часть из них вступит в силу с января 2018 года, а некоторыми новшествами правительство «порадовало» уже в июле.

Все под контролем

Поправки в Налоговый кодекс, внесенные в конце 2016 года законом №1797, существенно изменили правила трансфертного ценообразования и подходы к определению контролируемых сделок. Правда, для того, чтобы обеспечить полноценную имплементацию новых норм, необходимо принятие соответствующих подзаконных актов.

Вообще, набор критериев, на основании которых сделки с 2017 года признаются контролируемыми, существенно изменился.

Если говорить о количественных параметрах, то, во-первых, годовой доход налогоплательщика, определенный по правилам бухгалтерского учета, должен превышать 150 млн грн (до 2017 года было 50 млн грн). Во-вторых, объем хозяйственных операций с каждым контрагентом должен быть более 10 млн грн (ранее было 5 млн грн). При одновременном выполнении этих условий, операции, проводимые налогоплательщиком, будут являться предметом трансфертного контроля.

00000774

Наталья Ульянова, управляющий партнер ЮК ICF Legal Service

 

Ужесточились и требования к контролируемым операциям, которые проводятся с нерезидентами. В частности, под зоркое око фискальных органов теперь попадают внешнеэкономические операции по продаже/приобретению услуг через комиссионеров; операции с нерезидентами, которые не являются связанными с украинской компанией лицами, но при этом не платят налог на прибыль (корпоративный налог), в том числе с доходов, полученных за пределами юрисдикции своей регистрации, и/или не являются налоговыми резидентами государства, в котором они зарегистрированы.

Контролируемыми признаются и операции, которые осуществляются с резидентами, зарегистрированными в государствах, включенных в специальный перечень, утвержденный Кабинетом министров.

Последний раз список юрисдикций был пересмотрен в сентябре 2015 года, и зафиксирован в распоряжении Кабмина №977-р. Но поскольку по новым правилам контролируемыми признаются операции как с компаниями-резидентами тех государств, где ставка корпоративного налога (налога на прибыль) на 5 и более п.п. ниже, чем в Украине, так и тех юрисдикций, налоговые органы которых не обеспечивают полноценный обмен информацией с ГФС Украины, этот список будет меняться.

Важные нюансы

Обновленный перечень юрисдикций должен вступить в силу с 1 января 2018 года. Еще в конце мая рабочий вариант такого списка был передан в Министерство финансов. Изначально он насчитывал 84 юрисдикции, но затем их количество сократилось до 26. По идее, на такое количество государств, сделки с резидентами которых будут признаваться контролируемыми, и должен пополниться действующий список. Финальный перечень, который рассмотрит Кабмин, будет готов к осени.

По словам представителей ГФС, в него с большой вероятностью попадут Швейцария, Мальта, Люксембург, Объединенные Арабские Эмираты. Вдобавок кандидатами на включение в правительственный список являются также Сингапур и Марокко.

Причем, что примечательно, большинство этих юрисдикций уже находилось в перечне Кабмина. Но впоследствии они были из него исключены. Это связано с тем, что вплоть до 2017 года Налоговый кодекс требовал признание контролируемыми операций, которые проводятся украинскими компаниями с резидентами государств, где общая (именно общая) ставка налога на прибыль на 5 п.п. ниже чем в Украине. Но в той же Швейцарии, к примеру, общая ставка корпоративного налога составляет до 25%, в то время как эффективная ставка корпоративного налога (совокупная налоговая нагрузка компании высчитывается путём применения пропорциональной налоговой ставки Федерации, Кантона и муниципалитета) может составлять от 5% до 10%.

Теперь же, когда слово «общая» из Налогового кодекса исключено, в списке окажется куда большее число юрисдикций.

LLP, LLC и другие

Второй перечень – это организационно-правовые формы, операции с которыми тоже будут признаваться контролируемыми. Этот список ГФС и Минфин разрабатывали с весны, и после согласования с Министерством юстиции, 4 июля на своем заседании Кабинет министров принял постановление №480. Оно содержит перечень из нескольких десятков стран, в которых действует порядка 90 организационно-правовых форм, которые позволяют бизнесу избегать уплаты налога на прибыль, в том числе с доходов, полученных за пределами этих государств.

Особые требования к сделкам коснутся в основном различных видов партнерств: LLP, LLC, OHG, GP и т.д., которые наиболее популярны в Великобритании, Ирландии, Австрии, Канаде. Фактически, это и есть те компании, которые не уплачивают корпоративный налог и не являются налоговыми резидентами той страны, где они зарегистрированы.

Например, в Великобритании обязательства оплаты налога несет на себе партнер, зарегистрированный, как правило, в безналоговой юрисдикции. В Минфине и ГФС с помощью утвержденного правительством списка намерены добиться того, чтобы сделки с подобными партнерами считались контролируемыми.

То есть, если юридическое лицо выступает субъектом цепочки определенных операций, не являясь налоговым резидентом конкретной страны, но его организационно-правовая форма находится в упомянутом списке, сделку признают такой, что соответствует правилам трансфертного ценообразования.

Штрафы – выше

С оглядкой на все упомянутые нововведения, украинскому бизнесу следует готовиться к ужесточению фискального надзора. Прежде всего, за операциями, в которых участвуют нерезиденты. Плюс ко всему, стоит учитывать, что законом № 1797 расширен объем информации, которая должна содержаться в документации по трансфертному ценообразованию. К ней относятся данные о лицах, корпоративными правами которых в размере 20% и более владеет налогоплательщик; описание структуры управления и схема организационной структуры налогоплательщика; сведения о фактически произведенных расчетах в контролируемой операции (сумма и валюта платежей, дата, платежные документы); бизнес-стратегии сторон операции (при наличии), которые существенно влияют на цены. Так что фискалы намерены жестче проверять данные, которые им предоставляют налогоплательщики.

Еще одним неприятным моментом является усиление штрафных санкций за нарушение правил ТЦО. За несвоевременное предоставление отчета о контролируемых операциях штраф составит один прожиточный минимум трудоспособного лица за каждый день просрочки. А при несоблюдении сроков подачи требуемой документации по ТЦО с налогоплательщика взыщут два прожиточных минимума за каждый день просрочки.

Соответственно, украинским компаниям придется скрупулезно планировать и структурировать международные сделки и операции, тщательно подбирать зарубежных партнеров, чтобы операции с ними соответствовали правилу «вытянутой руки». Вплоть до того, что отказываться от услуг тех контрагентов, которые не уплачивают налоги «дома» и не могут подтвердить свою налоговую «прописку». В противном случае, приобретая товары или услуги у нерезидентов из упомянутых списков, украинская компания будет вынуждена увеличить налогооблагаемый финрезультат на 30% суммы операции.

Оценка материала:

5.00 / 5
Неестественный отбор 5.00 5 5
Бізнес / Економіка
19.07.2017 1320
Еще материалы раздела «Економіка»