Бізнес
Економіка
Поможет ли Белоруссия Украине?
Возможный приезд украинского президента в Минск вновь оживил спекуляции о роли Беларуси как потенциального экономического союзника Украины во взаимоотношениях с Россией. Минску предлагают присоединиться к проекту Одесса — Броды, считая, что сама Беларусь должна быть заинтересована в такой альтернативе.
Текст: Виталий ПОРТНИКОВ, Контракты
И вполне возможно, что Александр Лукашенко живо поддержит предложения Виктора Ющенко. Как нередко поддерживает все предложения и своих российских собеседников. Да, собственно, уже поддержал. На пресс-конференции во время поездки по белорусскому Полесью Александр Лукашенко сказал: «Одесса — Броды — не новый для нас проект. Диверсификация поставок энергоносителей — это нормальная, классическая практика для любой страны. Мы не можем зависеть только от одного источника (к примеру, от России) в потреблении энергоресурсов, тем более что были проблемы в этой связи. Поэтому мы начали альтернативные поиски». Но белорусский президент тут же добавил, что не знает, увенчается ли поиск успехом, и подчеркнул, что пока «выгодно получать углеводороды из Российской Федерации». И осторожность Александра Лукашенко вполне объяснима.
Во-первых, нужно отдавать себе отчет в том, что Виктор
Ющенко, являющийся основным конфидентом Александра Лукашенко в
украинско-белорусском диалоге, одновременно отнюдь не является гарантом
реалистичности любых экономических договоренностей. Да, Александр Лукашенко
может встречаться с ним в Чернигове и Гомеле, приглашать в Минск, использовать
европейские контакты Виктора Ющенко для продолжения диалога по восточному партнерству.
Но — когда речь заходит о больших деньгах — он прекрасно понимает, что
долгосрочного выполнения достигнутых договоренностей Виктор Ющенко все равно не
обеспечит. И что договариваться нужно с кем-то другим. А с кем — покажут
следующие президентские выборы. Это, кстати, великолепно понимают и в Кремле. И
поэтому следят за процессом украинско-белорусского сближения без особых
опасений, считая его скорее проявлением фронды со стороны непростого союзника.
Вот восточное партнерство, вот поездки белорусских чиновников на Запад — это
уже что-то другое, куда более раздражающее. И я не сомневаюсь, что также
раздражать будут контакты Александра Лукашенко с преемником Виктора Ющенко —
если они будут столь же интенсивными, сколь нынешние встречи президентов Украины
и Беларуси и, что самое главное, будут приводить к реальным результатам.
Во-вторых, может ли Украина действительно предлагать кому-либо участие в проекте Одесса — Броды, когда сам вопрос о технической состоятельности этого проекта остается открытым. Да, Виктор Ющенко договорился с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым о принципиальной готовности Баку поставлять нефть. Но от принципиального разговора до реальной договоренности — очень большое расстояние, в нашем случае опять-таки измеряемое президентскими выборами. Пока нефтепровод, как известно, продолжает работать в реверсном режиме. Где гарантии, что новому украинскому президенту не захочется сохранить существующий режим работы ради каких-либо преференций для украинской энергетики? Конечно, существует и вероятность, что все будет иначе, но Ильхаму Алиеву, как и Александру Лукашенко, нужны гаранты и гарантии. Поэтому до стабилизации украинской власти Баку не будет предпринимать никаких кардинальных шагов, связанных с украинским проектом.
В-третьих, не определилась сама украинская власть. Союз с Беларусью — не большая новость в украинской внешней политике. Встречи президентов Украины и Беларуси в момент охлаждения украинско-российских или белорусско-российских отношений — дипломатический прием, известный еще со времен Леонида Кучмы. Но показательным является именно то, что толчком для братания и серьезных предложений становятся отношения с третьей страной, а не понимание обоюдной выгоды. Примерно также произошло и сейчас — мы прекрасно понимаем, что если бы Александр Лукашенко не находился в кризисных отношениях с Россией, его вряд ли заинтересовал бы Виктор Ющенко. Кстати, если бы украинским президентом сегодня был бы политик, привечаемый в Москве, его не очень заинтересовала бы Беларусь, напротив, такой президент изучал бы возможности переброски белорусского транзита в сторону Украины. Следовательно, есть взаимное недоверие. И понимание, что как только отношения с Россией улучшаются, стороны о взаимных договоренностях забывают. А это нельзя назвать плодотворной атмосферой для дальнейшего развития сотрудничества в энергетической сфере и участия Беларуси в украинских проектах. На самом деле все очень просто. Украинско-белорусское взаимопонимание критически важно для будущего двух стран как транзитных государств. Но договариваться стороны должны именно друг с другом, а не против России. И стабильно координировать свою транзитную политику ради взаимной выгоды, а не в период похолодания отношений с Москвой. В этом случае принимаемые решения уже не будут зависеть от предвыборных обстоятельств, а просто станут частью общей стратегии двух государств.