Політика
Україна
В Украине возможно введение международного трибунала
Алексей Бида, руководитель Центра Документирования Украинского Хельсинкского союза по правам человека, о преимуществах транзитивного правосудия, реформе сектора безопасности Украины и сложностях документирования военных преступлений.
Что может дать Украине правосудие переходного периода?
В первую очередь правосудие переходного периода даст Украине возможность стать страной без атавизмов советского авторитарного режима. Правосудие переходного периода становится действенным механизмом не только при переходе от конфликта к миру, но и при трансформации государства из авторитарной модели управления к демократической. В Украине, как постколониальной стране, по-прежнему сильна коррупция и экстрактивные институты. Сейчас усилиями громад у нас есть шанс стать страной, уважающей права человека, где доминирует не сильнейший индивид или клан, а верховенство права, где силовые структуры защищают не систему, а людей.
Если украинский политикум примет принципы правосудия переходного периода, та как это может отразиться на простых гражданах?
Во-первых, принципы переходного правосудия дадут людям возможность рассчитывать на справедливый суд, где виновные в военных преступлениях и преступлениях против человечности будут осуждены. В случае провала реформы судебной системы может быть образован международный трибунал.
«В случае провала реформы судебной системы может быть образован международный трибунал»
Во-вторых, они смогут услышать более правдивую версию событий вооруженного конфликта. Политический театр часто манипулирует цифрами и статистикой, искажая реальность в угоду своим амбициям, обманывая электорат. Именно поэтому Центром документирования УГСПЛ создана и развивается «Карта памяти», где мы пытаемся идентифицировать каждого погибшего поименно. С той же целью мы восстанавливаем события боевых действий в отдельных населенных пунктах в серии публикаций «История одного города». В-третьих, реформа сектора безопасности уменьшит угрозу обычным гражданам стать жертвами репрессивного механизма.
Алексей Бида, руководитель Центра Документирования Украинского Хельсинкского союза по правам человека
Переходное правосудие интересно тем, что для его имплементации обязательным этапом является проведение реформ, которые должны предотвратить повторение конфликта в будущем. Какая реформа по вашему мнению является самой важной?
Мне наиболее важной представляется реформа сектора безопасности. На постсоветском пространстве силовые органы по-прежнему остаются частью репрессивной машины, системой, которая призвана защищать правящую элиту.
«При реформе сектора безопасности важно реорганизовать структуру управления и отчетности полностью, а деградировавшие органы, наследники НКВД, должны быть расформированы»
В демократических государствах силовые органы защищают безопасность граждан и суверенитет страны. Сломать старую систему только лишь набором новых сотрудников вряд ли удастся. Скорее система сломает их. Кто-то подаст в отставку, а кто-то примет старые правила. Важно реорганизовать структуру управления и отчетности полностью, а деградировавшие органы, наследники НКВД, должны быть расформированы.
Вы занимаетесь документированием военных преступлений и готовите материалы для подачи в международные суды. Как это поможет тем, кто пострадал от конфликта и оккупации?
Документирование военных преступлений позволит восстановить полную картину конфликта, идентифицировать его участников и привлечь к уголовной ответственности военных преступников. В первую очередь важно зафиксировать сам инцидент и собрать наиболее полную информацию о нем. Идентифицировав пострадавших, мы детально их опрашиваем, находим свидетелей нарушений, другие материалы, подтверждающие произошедшее, опознаем по возможности преступников. Важно, чтобы пострадавшие сохранили все документы, которые могут быть выданы им оккупационной властью. Необходимо также пройти медицинское освидетельствование и подать заявление в полицию и прокуратуру. Подготовив все материалы по иску, наши юристы передают материалы в международные суды. В будущем пострадавшие смогут получить компенсации, которые назначит суд стране-оккупанту. Кроме материальной компенсации не стоит забывать о моральной сатисфакции. Виновные будут наказаны, а справедливость восстановлена.
Мониторинговые визиты в зону конфликта дают большой массив информации. Не все нарушения попадают в поле зрения СМИ и возможность о них узнать появляется только при личном общении с жителями прифронтовой зоны. Такие визиты потенциально опасны и требуют отдельной подготовки в сфере физической, психологической и цифровой безопасности.
Информационные запросы также дают широкие возможности для сбора данных. Однако стоит отметить, что только на 10% запросов органы власти дают содержательные ответы. Многие местные администрации некомпетентны или не компьютеризированы.
«Стоит отметить, что только на 10% запросов органы власти дают содержательные ответы. Многие местные администрации некомпетентны или не компьютеризированы»
Львиная доля информации поступает из опросов пострадавших. Эта сфера деятельности требует коммуникационных навыков. Люди, пережившие насилие, не всегда готовы об этом говорить и предпринимать какие-то шаги для восстановления своих прав через национальную или международную судебную систему. В силу низкой правовой осведомленности, пострадавшие не подают заявления или не фиксируют следы насилия вовремя, что сильно усложняет работу юристов и снижает возможность доказать преступление. Необходима широкая информационная кампания по разъяснению нюансов правовых норм.
Интервью подготовила Таисия Килба (УГСПЛ)