Бізнес
Ринки та компанії
Кабмин вопреки Конституции изменяет администрирование НДС
Правительство издало ряд распоряжений, которые значительно расширяют возможности ГНАУ по взиманию НДС. Первый из документов вышел еще 1 июля — это распоряжение КМУ № 757 «Некоторые вопросы администрирования налогов, сборов (обязательных платежей)».
Самым интересным был второй пункт этого документа, который приказывал «принять к сведению» следующее. Во-первых, регистрация плательщиков НДС аннулируется, если ГНС установит факт выписки налоговых накладных, согласно которым не задекларированы (не уплачены) налоговые обязательства на определенную сумму (ее объем по облагаемым налогом операциям превышает сумму, определенную пп. 2.3.1 Закона о НДС — очевидно, речь идет об общем объеме операций 360 тыс. грн с НДС в год). Во-вторых, плательщики НДС декларируют сумму налогового кредита в период возникновения налогового обязательства.
Этим распоряжением правительство установило абсолютно новое основание для отмены регистрации плательщика НДС. И взялось регулировать правоотношения, которые могут регулироваться исключительно законами Украины. Ведь исчерпывающий перечень оснований для отмены регистрации уже установлен
п. 9.8 Закона о НДС. Отмена регистрации плательщиком НДС имеет довольно тяжелые последствия для хозяйствующего субъекта. Прежде всего это потеря права на выписывание налоговых накладных, в связи с чем контрагенты такого хозсубъекта теряют право на налоговый кредит по операциям с ним. А значит, должны будут платить в казну больше.
Другое положение документа вызвало больше вопросов, чем давало ответов. Из формулировки не было понятно, когда именно декларировать налоговый кредит — в период возникновения налоговых обязательств у себя или у контрагента? Если у контрагента — то как об этом узнать, как синхронизировать эти два события, то есть добиться параллельного отображения одних и тех же сумм в декларациях по НДС обеих сторон правомочия? А если речь идет о собственных налоговых обязательствах, то это означает, что при отсутствии в налоговом периоде налогооблагаемых операций уплаченные суммы НДС не могут быть задекларированы. В любом случае проиграет плательщик, который фактически просто не может воспользоваться принадлежащими ему средствами. Зато эти деньги на «законных» основаниях остаются в распоряжении госбюджета.
Очевидно, указанные меры не помогли улучшить наполнение бюджета. Поэтому уже через две недели правительство издало распоряжение № 838 «Об урегулировании некоторых вопросов администрирования налога на добавленную стоимость», которое предоставляло ГНАУ еще больше возможностей взимать налог. Согласно документу, если плательщик НДС корректирует налоговую декларацию позднее, чем через два месяца после предельного срока ее представления, то такое корректирование не является «оправданным». Но чего следует ожидать, если налоговый орган решит признать ту или иную корректировку «неоправданной»? В конце концов, ГНАУ издала письмо, в котором со ссылкой на это распоряжение КМУ запрещалось признавать налоговый кредит по налоговым накладным, представленными с более чем двухмесячным опозданием. Между тем законом № 2181 установлен единый срок, на протяжении которого возможно исправление показателей деклараций, — 1095 дней.
Конечно, незаконность нововведенных налоговых требований можно было бы доказывать в судах. По Конституции, правительство фактически лишено любых средств влияния на налоговую базу, ведь, согласно статье 92, налоги и сборы устанавливаются исключительно законами Украины. Правда, в Конституции есть еще статья 116, которая говорит, что Кабмин, в частности, обеспечивает проведение налоговой политики. Тем не менее она не предоставляет права правительству корректировать нормы, установленные законами.
Уже 3 августа Комитет ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики направил Кабмину письмо № 04–27/794, в котором просил правительство отменить п. 2 распоряжение № 757, а также распоряжение № 838. Кабмин на уступки не пошел. Реакция же президента на эти откровенно незаконные распоряжения Кабмина была, может, не очень быстрой, но довольно резкой. Президент 4 сентября издал указ № 706, которым было приостановлено действие распоряжения № 838 и п. 2 распоряжения № 757.
Кабмин отреагировал очень оперативно. Уже 9 сентября было издано распоряжение № 1120 «Некоторые вопросы администрирования налога на добавленную стоимость». Словно троянский конь, оно снова предоставило налоговым органам право аннулировать регистрацию плательщика НДС в случае установления факта выписывания налоговых накладных, согласно которым плательщик НДС — поставщик не задекларировал налоговые обязательства. Что же касается начисления налогового кредита с использованием налоговой накладной, полученной в предыдущих отчетных периодах, то это стало «всего-навсего» основанием для внеплановой выездной проверки такого налогоплательщика. Итак, незаконность и этого распоряжения, по крайней мере в части расширения перечня оснований для аннулирования регистрации плательщика НДС, очевидна. Тем не менее официальной реакции на это распоряжение со стороны президента пока нет.
Словно ободренное таким отсутствием реакции, правительство тем временем активно выполняет свои обязанности по «проведению налоговой политики». Кабмин 14 октября издал еще одно распоряжение — № 1218
«О мерах по улучшению администрирования налога на добавленную стоимость». Им власти обязали ГНАУ на протяжении десяти рабочих дней провести инвентаризацию плательщиков НДС, которые в течение восьми месяцев 2009 года допустили несоответствие данных расшифровок (приложения 5 к декларации) за отчетный месяц, или осуществили корректировку и уточнение налоговой отчетности в связи с несвоевременным (до трех лет) включением в декларацию налоговых накладных, или изменили способ возмещения НДС. Всех их в IV квартале этого года ожидают плановые выездные проверки.
Текст: Андрей ПОРЫТКО, Контракты