Бізнес
Технології
Взлетная агрополоса. Зачем фермеру беспилотник
Поля в тысячи гектаров, парк комбайнов, тракторов и крылатых «кукурузников» давно разделились на небольшие частные фермерские хозяйства и агрохолдинги. Обрабатывать намного меньшей площади земли выходят несколько машин, а поднимать над полями старые добрые «кукурузники» теперь совсем невыгодно.
Обработка культур от вредителей и выполнение других авиахимработ с помощью крылатых машин с прожорливыми двигателями, (съедающими 250 литров высокооктанового топлива в час), и требующими дорогого технического обслуживания в условиях нынешней рыночной экономики слишком дорого.
Конечно, нерешаемых вопросов нет. И если так уж необходимо обработать поля «с воздуха», можно найти владельца отдельных самолетов класса Ан-2 или «мухобойника». Конкуренцию дорогим нынче «летающим химбакам» составляют пилоты-любители, которые, почувствовав возможность хорошо заработать, зачастую без надлежащих разрешающих документов, стали в массовом порядке оборудовать свои легкомоторные самодельные летательные аппараты, (как правило, мотодельтапланы) дополнительным оборудованием для выполнения авиахимработ. Еще бы, при хороших заказах стоимость наиболее дешевых крылатых машин можно отбить всего за несколько сезонов!
На возможном использовании в сельскохозяйственных целях стали акцентировать внимание и производители серийных моделей различных спортивных ультралайтов.
Столь небывалый всплеск активности частных пилотов сопровождает череда неприятных инцидентов в разных уголках страны. В лучшем случае полеты заканчиваются незначительными повреждениями техники и обрывом проводов электропередач над полями, в худшем - гибелью горе-пилотов с последующими разбирательствами контролирующих органов правопорядка. Виной тому - пресловутый человеческий фактор: практически полное отсутствие контроля со стороны проверяющих инстанций, желание заказчика договорится о наименьшей возможной цене, а со стороны исполнителя – желание заработать больше.
Полет на небольшой высоте таит в себе определенные риски, связанные с нестабильностью воздушной среды в разное время суток, резким изменением погодных условий, относительной близостью к различного рода наземным объектам, приближение к которым на большой скорости требует мгновенной реакции. Оминуть такие препятствия - непростая задача для летчиков с большим налетом, не говоря уже об аматорах, которые едва научились управлять небольшим воздушным судном.
Куда разумнее и рациональнее, чем обращаться к «воздушным партизанам», - использовать для сельхозработ специализированные беспилотные комплексы. Это современное решение не только для обработки полей. С их помощью можно определять структуру и площадь посевных площадей, исследовать почву, проводить инвентаризацию сельхозугодий, контролировать все агротехнические мероприятия, вносить удобрения и проводить другие агрохимические работы. И все это - с высокой точностью и без лишних затрат и потерь.
Состоят беспилотные комплексы из базовой станции, с помощью которой оператор задает все параметры полета, и непосредственно аппарата с крыльями, собственно, беспилотника или БПЛА, как его принято называть. Такая система уже успешно используется аграриями в ряде стран и на практике доказала свою перспективность в сравнении с привычным до сих пор использованием пилотируемых аппаратов (самолетов типа АН-2).
Внешне беспилотник похож на большие радиоуправляемые модели самолетов или мультикоптеров. Но в отличие от них, профессиональный беспилотный комплекс - это в первую очередь не столько сам летательный аппарат, сколько сложная вычислительная аппаратура, так сказать, его начинка. При выполнении задания оператор не ведет БПЛА вручную, а предварительно задает параметры полета, согласно которым аппарат проходит весь маршрут в автоматическом режиме. То есть, если необходимо обработать площадь поля в 20 га, то прежде чем аппарат поднять в воздух, необходимо задать географические координаты площади облета и особенности маршрута следования, скорость аппарата на компьютере базовой станции. При запуске аппарат получает сигналы с базовой станции, выполняя заданный режим полета. В случае непредсказуемых ситуаций (когда, например, пропал сигнал станции) предусмотрен режим автономной работы аппарата. То есть, такой самолет не упадет среди поля, а сможет самостоятельно вернуться в ту точку, с которой был запущен.
Таким образом негативное влияние человеческого фактора на выполнение поставленной задачи сводится к минимуму. К тому же исключается риск человеческих жертв в случае аварии.
Что касается производительности, то в сравнении с теми же «кукурузниками» разница весьма ощутима. При почти одинаковом объеме обрабатываемой площади, точность беспилотника значительно выше, себестоимость летного часа только по стоимости топлива и прямых накладных расходов как минимум в десять раз ниже. К примеру, если для «кукурузника» (АН-2) расход топлива на один час работы составляет 250 л, то для беспилотника - всего лишь 10-15 л, что очень будет ощутимо в деньгах. Кроме того, в 8-10 раз будут ниже прямые накладные расходы. К тому же, на самолете необходимо подняться в небо двум членам экипажа, тогда как беспилотником управляет с земли один человек (что так же скажется на расходах по оплате труда). Конечно, знающие приверженцы пилотируемой авиации могут возразить, мол, самолет за один час работы может обработать больше 60 га, а беспилотник всего 45 га. Вот только разница в том, что при этом общая выручка от работы БПЛА будет как минимум вдвое больше.
Имея универсальную систему подвески, БПЛА хорошо подходит практически для всех видов авиационно-химических работ, будь то удобрения или трихограмма (биологический вид защиты сельскохозяйственных растений от вредоносных насекомых путем распыления особого вида насекомых, которые уничтожают вредителей).
В сравнении с пилотируемыми самолетами, точность распыления беспилотника на порядок выше, потому как соблюдающий меры безопасности пилот старается лететь несколько выше требуемой высоты, чтобы иметь время для маневра в случае непредвиденных отказов техники. А беспилотный аппарат значительно меньшего размера идет по маршруту на наиболее выгодной высоте опрыскивания, заданной оператором.
Например, известны случаи, когда пилоты самолетов не полностью обрабатывали заданную территорию, оставляя солидный допуск до черты смежного участка, либо же наоборот, захватывали соседние участки с растениями другого вида, нанося непоправимый вред. Используя для данного вида работ наземную колесную технику (так называемые «луноходы», машины с узкими высокими колесами и распылителями, похожими на авиационные), как альтернативу самолетам, фермерам заведомо приходится мирится с потерей значительной части растений под колесами.
Использование БПЛА позволяет свести к минимуму все риски классической авиационной обработки, экономя при этом время и позволяя сохранить весь урожай в отличие от наземных видов обрабатывающей техники.
Беспилотники хоть и поднимаются в воздух без специалиста-агрария, а все же способны вести еще и аналитические исследования. Функция мониторинга урожайности - одно из абсолютных новшеств современного применения БПЛА в сельском хозяйстве. После облета заданной территории с помощью специального программного обеспечения позволяет сделать подробный анализ о необходимости внесения удобрений на отдельных участках сельхозугодий, на основе полученных данных.
Таким образом, использование беспилотных комплексов в фермерском деле позволяет решать довольно широкий круг сельскохозяйственных задач в ежедневной борьбе за урожай, позволяя не только сократить расходы на обработку угодий, а и повысить рентабельность бизнеса благодаря применению более прогрессивных технологий.
Автор: Ирина Стриженюк