Політика
Україна
Незаконченная пьеса «Спецоперация СБУ»: какова цена постановки?
Михаил Подоляк, политтехнолог: Инсценировка с тремя выстрелами в спину... Мне реально понравилось. Жестко. Креативно. Неожиданно для нас. В залихватском таком голливудском стиле. Сейчас вообще кроме израильтян так не работают. Чтобы шок и трепет. И открытые рты.
Особенно эффектно смотрелось изящное такое унижение Следкома РФ, привыкшего молниеносно возбуждать странные уголовные дела и российского же МИДа, бесконечно насилующего мир не менее странными публичными заявлениями, в которых правда и не ночевала. Так или иначе, первые 24 часа оказались весьма эффектными и многообещающими.
Но в любой подобной «постановке» главное все-таки не сама пьеса, а грамотный выход из неё. Из грандиозной пьесы, которую посмотрели мировые политические «критики» и прочие мировые звезды соц-pr-a, выход должен быть соответствующий. Ради чего все затевалось? Каковы ближайшие и отстроченные цели? Какова цена постановки? Почему нужно было уверить в ее правдивости даже ООНовскую трибуну и лидеров ЕС? Зачем нужно было спровоцировать девятый вал скорбных и разоблачительных публикаций в глобальных медиа? И выход этот – точно не заявление о «поиске некоего Г.», которого завербовали чужеродные спецслужбы, спекулируя на нашей личной неустроенности. Слишком мелко. Финал явно не соответствует размеру пьесы...
Выход – это тщательно прописанный и наглядный (в картинках) рассказ о ключевом заказчике и его бОльших контрагентах. Это детальный телефонный трафик заказчика, как минимум, месяца за полтора-два. С пояснительными подстрочниками. И с конкретными фамилиями возможных российских абонентов. Это документальное фиксирование бесед/встреч заказчика с российскими посредниками-челноками – фото, видео, частота/продолжительность. Итоговое обозначение этих самых ключевых заказчиков и их целей (опять же с фиксацией). И все это должно быть безукоризненным, с точным знанием процедур фиксации, и чтобы не вызвало недоверия у тех же западных партнёров. Вернее у их спецслужб. Все это должно быть дополнено эффективной разъяснительной медийной работой – здесь и там. Почему нужен был столь высокий градус общественного шока? Почему нужен был столь широкий общественный резонанс? На кого именно из россиян-заказчиков охотились в контригре, что позволили себе такую экстраординарность? Все это очень не простые вопросы. И они играют в долгую. И крайне серьёзно сказываются даже не на медийной репутации, но на фактической.
Выход из спецоперации подобного уровня – это всегда 90% самой игры. И если нет правильного выхода, неизбежно случается репутационное обрушение. Тем более, что в этом с удовольствием поучаствует чужеземная пропаганда (не только российская) и инициативные раздражённые обыватели с хорошими соцаккаунтами. В глобальной политике, вопреки расхожему клише, цель не всегда оправдывает средства. Если цель не соответсвует стрессу, в который по ходу игры вгоняешь глобалов.
Автор: Михаил Подоляк, политтехнолог, журналист, блогер