Кабінет директора
Вечірня горілка
Президент поневоле, или Дональд рвет и мечет
Дональд Трамп оставил в недоумении Большую семерку, отозвал, будучи уже в самолете, свою подпись и отправился за выдающейся дипломатической победой в Сингапур, где его уже ждал Ким Чен Ын.
Это очень по-трамповски: ссориться с союзниками и соседями Америки, зато настойчиво пытаться найти общий язык с ее давними врагами. Впрочем, и тут нет никакого правила, потому что Иран, например, нынешний президент не любит всем нутром, и невозможно себе представить, чтобы он расшаркивался перед его руководством, как он это делает перед Путиным. Человек-загадка.
Часть секретов разгадал журналист Майкл Вулф, которому по общему недомыслию, царящему в Белом доме, позволили беспрепятственно шастать по его коридорам. Вулф даже сравнил себя с мухой, сидящей на стене: на него просто не обращали внимания, что позволило автору собрать сотни интервью с сотрудниками и накопить убийственный материал для своей книги о первых ста днях президентства Трампа.
Впрочем, освещать работу команды будущего президента он начал еще на стадии избирательной кампании, и одно из удивительных наблюдений Вульфа заключается в том, что Дональд Трамп не собирался побеждать и становиться во главе Соединенных Штатов. Больше того, в его команде людей, веривших в победу, были единицы, а Мелания Трамп откровенно расстроилась, узнав итоги голосования. Яркое участие в кампании должно было помочь мировой известности кандидата-миллиардера и его бизнесу, не больше. Поэтому никто даже не ставил задачу разработать внятную политику и подобрать под нее будущих исполнителей. На переходном периоде предлагали должности кому попало из тех, кто оказался под рукой, лишь бы будущий член команды нравился самому Трампу и ему нравился Трамп. Слово «нравиться» для него вообще ключевое.
Оказавшись во главе самой могущественной державы мира, бизнесмен-шоумен был обескуражен, когда не получил ожидаемого всеобщего обожания. Нападки со всех сторон его злили и продолжают злить, повергая в состояние непрерывного стресса: как он, великолепный Дональд, может кому-то не нравиться? Fake news! Тех, кто может ему сказать неприятное или, не дай бог, возразить, он возле себя не держит или держит недолго, как случилось с первым главой Госдепартамента Рексом Тиллерсоном и вторым советником по национальной безопасности генералом Макмастером.
Книга «Огонь и ярость: внутри Белого дома» наделала много шума в начале года, администрацией даже предпринималась попытка сорвать ее выход. Трамп в одном из твитов опровергал мнение Майкла Вулфа о своей тотальной непригодности к систематической умственной работе, проиллюстрированной множеством примеров, назвав себя «стабильным гением». И вот сейчас появились новые детали внутренней президентской кухни. Если Вульф описывал, как Трамп злился, когда сотрудники убирали брошенные им там-сям предметы одежды, вторгаясь тем самым в его привычки, то бывшие аналитики Белого дома Соломон Ларти и Реджинальд Янг в интервью Politico упоминают еще более странную манеру президента рвать поступающие ему документы и швырять их на пол. В некоторых случаях он их рвет просто пополам, но часто мельчит до состояния конфетти.
Эта была бы просто очередная странность, но в Штатах существует порядок, который обязывает передавать все бумаги, проходящие через президентские руки, в Национальный архив, для сбережения и дальнейшей работы историков. Чтобы не нарушать этот порядок, высококлассные специалисты-аналитики вынуждены тратить часы на то, чтобы разобрать обрывки разорванных Трампом документов, восстановить их внешний вид и склеить скотчем перед тем, как передать в архив. Другие сотрудники вынуждены перед этим собирать бумажные обрывки с пола в Овальном кабинете или личных апартаментах президента, порой выуживать их из мусорных корзин: ничто и никто не может заставить Трампа соблюдать элементарные правила. Ничего подобного прежние президенты себе не позволяли.
Психологи причисляют привычку рвать бумагу к компульсивным синдромам, это неконтролируемое стремление дать выход сдерживаемой агрессии. Письмо лидера сенатского меньшинства Чака Шумера Трамп измельчил едва не в пыль, и хорошо, что досталось бумаге, а не сенатору, которому предназначался президентский гнев. Однако иметь в лидерах США обладателя таких, мягко говоря, чудачеств несколько тревожно, и в принципе зависеть от того, какая вожжа попадет мнительному вождю под хвост – унизительно.
Давайте выпьем за то, чтобы, несмотря на правление этого уникума, в мире как-то обошлось без роковых последствий. Бумагу не жалко.
Налил и немедленно выпил – Леонид Швец