Життя та Стиль
Суспільство
Что делать и чем угощаться в праздники Спаса
Ежегодно в августе православные празднуют три Спаса – Медовый, Яблочный и Ореховый. Обилие яблок и меда, ярмарки, распродажи и гуляния – что есть и как праздновать эти дни?
В этом году Медовый Спас празднуется 14 августа, Яблочный Спас – 19 и через десять дней 29 августа наступит Ореховый Спас. Медовый спас в церковных календарях значится как Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Яблочный спас называется Преображение Господне, Ореховый Спас, который называют нерукотворным, отмечается в память о перенесении в Константинополь Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа.
Название праздников Спас было присвоено в древности, во времена язычества. До развития христианства славяне почитали бога Спаса, который отождествлял хороший и щедрый урожай. После крещения Руси многие традиции и обряды язычества тесно вплелись в православные, только смысл их менялся до неузнаваемости.
Медовый Спас
14 августа наступает первый Медовый Спас или Маковей. Праздник, согласно преданиям, появился в день, когда жители Константинополя в разгар страшной эпидемии вынесли частицу креста из храма Святой Софии – этой частицей освятили водоемы и колодцы. После свершилось чудо – страшная болезнь покинула город.
Это одна из причин, почему на Медовый Спас освящают не только мед, но и воду, а также колодцы, водоемы, реки и озера. Также, как утверждают древние летописи, в августе Владимир крестил Киевскую Русь, а потому Медовый Спас называется также Спасом на воде или Мокрым Спасом.
На Медовый Спас принято купаться в открытых водоемах, смывая грехи и оздоравливая тело и душу.
Медовым Спас назван также в честь большого урожая меда – именно в это время соты в ульях были полностью заполнены, мед святили и с этого дня открывался сезон его продажи и употребления.
Из меда готовили медовуху, которая считалась панацеей от всех бед и болезней. Мед просто ели, окуная в него хлеб, готовили с нектаром пряники, блины, пироги, плюшки и булочки, поливали медом вареники десерты.
Еще одно название Спаса – Маковей – пришло от упоминания о мученической смерти за веру семи братьев Маккавеев. И снова, в это время поспевал урожай мака, его собирали и делали из мака начинку для пирогов и булочек, пекли маканцы и мачники, рулеты, постные пироги. Из мака готовили молочко, в которое обмакивали блины.
Яблочный Спас
Яблочный Спас, по народным приметам, приближает наступление осени – не на календаре, а по погоде: ночи после 19 августа становятся прохладнее.
С этого дня принято собирать новые яблочные урожаи – наконец наступает яблочное разнообразие, дозревают сорта. Яблочный Спас также называют Вторым Спасом, Праздником первых плодов, Спасом на горе, Средним Спасом, Гороховым днем, Осенинами, Преображением Господним, Спасом Иисуса Христа. По историям, описанным в Евангелиях, в этот день Иисус явился перед тремя своими учениками во время молитвы на горе. Явление и Преображение Христа символизирует два его естества — божественное и человеческое.
Считалось, что есть яблоки до Второго Спаса – большой грех. Лишь в этот день яблоки освящают и открывают яблочный сезон – консервируют, варят компоты и отвары, готовят выпечку с фруктами, вымачивают, сушат, варят варенье, делают яблочную пастилу и конфеты. Яблоками и блюдами из них принято угощать родных и знакомых, и лишь потом пробовать самим.
В этот день также принято готовить блюда из даров леса, сада или огорода: грибы, орехи, ягоды. Также не следует забывать про мед – его также щедро ставят на стол в качестве угощения.
Одна из примет Яблочного Спаса – поедая яблоки, загадай желание, и оно обязательно сбудется.
Ореховый Спас
Ореховый Спас завершает двухнедельный Успенский пост. Считается, что к этому дню поспевают орехи и можно начинать заготовку их урожая на зиму. Третий Спас также называют Хлебным – принято с этого дня выпекать хлеб на муке из нового урожая пшеницы. Он-то и становится главным блюдом этого праздника. Еще названия Спаса – Спас на полотне, Малый Спас, Холщовый Спас, Калинник, Бороздень, Нерукотворный.
Согласно древнему преданию, властитель города Эдессы Авгарь, болел проказой. Он послал к Иисусу Христу живописца Ананию с письмом, где просил Спасителя об исцелении. Художник очень хотел изобразить черты Христа на полотне, но у него не получалось. Тогда Господь попросил подать полотенце, умылся и вытер лицо – на полотенце отпечатался его лик. Благодаря этому Нерукотворному образу князь Эдессы исцелился от своего недуга и занялся распространением Христианства.
Затем образ Иисуса Христа был похищен мусульманами, а через 9 столетий византийский император Михаил III его выкупил. 29 августа 944 года образ по приказу Константина Багрянородного перенесли в Константинополь и установили в честь этого празднество. Считается, что первые иконы писали именно с этого Нерукотворного образа, который, к сожалению, снова был украден и погребен во время плавания под толщами воды.
К Ореховому Спасу заканчивалось ткачество и отбеливание полотен для изготовления одежды и постельного белья. Ткань также освящали в церкви, затем несли на продажу на Ярмарку или откладывали для самостоятельного пошива.
Святят в этот день и орехи, с которыми потом готовят сладости и выпечку. С окончанием поста на столе появляются мясные и рыбные блюда, во главе стола – хлеб, орехи, мед и яблоки. Из перепонок грецких орехов в этот день готовилась лечебная настойка, которая избавляла от любой простуды.