Бізнес
Економіка
Сколько украинцы готовы потратить на встречу Нового года
Несмотря на то, что до окончания кризиса еще далеко, украинцам, похоже, надоело экономить. По крайней мере наступление Нового года они намерены встретить с размахом. Правда, покупательские приоритеты наших сограждан несколько изменились.
В декабре 2009-го американцы потратят на подготовку к Рождеству и Новому году $437 млрд — на 1% меньше, чем в 2008-м, прогнозирует Национальная ассоциация розничной торговли. Несмотря на небольшое падение, розничный рынок США после кризиса восстанавливается. В декабре прошлого года продажи ретейлеров сократились на 3,4%, что стало для многих торговцев катастрофой — последнее десятилетие розничный товарооборот страны только рос. Замедление падения продаж в самый доходный для ретейлеров предновогодний месяц — хороший знак для экономик остальных стран. Показатель розничного товарооборота США — это один из индикаторов состояния мировой экономики.
Украинцы тоже успели адаптироваться к новым экономическим реалиям: шок прошел и потребители стали активнее. В декабре соотечественники планируют потратить на новогодний стол и подарки больше, чем в кризисном 2008-м. По сравнению с прошлым годом праздничные расходы населения в среднем увеличатся на 15% — до 2,5 тыс. грн, свидетельствует исследование Deloitte & Touche Ukraine. В основном рост произойдет за счет увеличения аудитории потребительски активности молодежи, более склонной к тратам.
Рано радоваться
Рост потребления в Украине — исключение из европейского правила. В целом жители ЕС намерены ограничить расходы во время праздников на 2,5–22,4% в зависимости от страны. Тогда как, к примеру, в Румынии, Словакии и России — затраты населения на подготовку к Новому году вырастут незначительно — не более 1%.
Дело в том, что увеличение показателей продаж в Украине скорее не результат роста потребительского спроса, а следствие изменений цен на продукты и бензин, резюмируют аналитики. «Одна из главных причин увеличения расходов — обесценивание украинской валюты. Многие товары, традиционно приобретаемые в качестве подарков на Новый год, импортируются; соответственно, их гривневая стоимость возросла по сравнению с прошлым годом. Рост инфляции также приводит к увеличению стоимости покупок в национальной валюте. Иными словами, сегодня украинский потребитель должен потратить большую сумму, чтобы обеспечить привычный размах празднования, — объяснил Контрактам Андрей Степанов, партнер международной аудиторско-консалтинговой компании Deloitte & Touche. — Кроме того, наши соотечественники тяготеют к европейскому образу жизни и хотят хорошо провести праздники, несмотря на экономические реалии. Так, многие из опрошенных украинцев отметили, что планируют встретить Новый год с размахом, чтобы на время забыть о кризисе».
Действительно, в январе–октябре 2009-го Украина по уровню инфляции заняла первое место среди всех стран Европы — темп роста индекса потребительских цен составил +10,1% относительно аналогичного периода прошлого года. В Беларуси и России этот показатель немного превысил 8%. Инфляция в ЕС за отчетный период составила 1,1%.
Несмотря на рост цен, соотечественники начали меньше покупать. В январе–ноябре розничный товарооборот Украины упал на 16,5% — до 399,6 млрд грн, данные Госкомстата. 74% опрошенных украинцев оказались подвержены влиянию кризиса, в то время как в Европе этот показатель составил 41%, результаты исследования Deloitte & Touche Ukraine.
«На фоне снижения покупательной способности на первый взгляд немного нелогичным выглядит тот факт, что жители Украины предпочитают увеличивать расходы на подготовку к Новому году, а европейцы — снижать. Однако сравнение в абсолютных цифрах праздничных трат украинцев и населения других европейских стран многое объясняет. Несмотря на увеличение новогодних расходов в этом году, в эквиваленте иностранной валюты европейцы потратят больше, чем украинцы. К примеру, чехи — EUR525, жители Испании — EUR725, Люксембурга — EUR1150, в то время как жители нашей страны — чуть более EUR200. Это свидетельствует о нереализованном покупательском потенциале украинцев, и с ростом доходов траты соотечественников будут расти еще большими темпами», — предполагает Андрей Степанов.
Экономный подход
Покупательная способность 30% украинцев снизилась. Сокращение доходов изменило поведение потребителя — он стал экономнее и практичнее. Год назад люди хотели получить в подарок парфюмерию и косметику, а в этом — деньги или ноутбук. «Спрос на технику во время праздников всегда был выше, чем в летнее время. Можно сказать, что украинцы и раньше были практичными, но за последний год они стали еще и экономнее», — рассказали Контрактам в пресс-службе компании «Фокстрот. Техника для дома».
Правда, дарить друзьям и родным украинцы собираются косметические и парфюмерные наборы, украшения для интерьера, конфеты, книги, а также одежду или обувь. Деньги в качестве подарка (с точки зрения дарящего) занимают лишь шестое место, говорят в Deloitte & Touche Ukraine. Детям родители подарят не модные гаджеты, а развивающие игры и книги.
Украинцы все меньше совершают импульсные необдуманные покупки и все больше уделяют внимание полезным подаркам. Но это не значит, что розничным сетям необходимо сделать ставку исключительно на дешевизну товаров. По-прежнему важным фактором для потребителя остается соотношение цены и качества. А рост стоимости импортных товаров привел к тому, что население переключилось на более дешевые отечественные аналоги.
За прошедший год изменилось отношение украинцев к месту покупки. Если раньше они предпочитали отовариваться в супермаркетах — около 65%, то на сегодняшний день доля этого формата современных магазинов упала до 52%. Причем сокращение частично произошло за счет увеличения доли рынков с 45% до 51%. На базарах скупаются люди старшей возрастной группы с наименьшим уровнем доходов, отмечают в Deloitte & Touche Ukraine.
Тем не менее, сокращение расходов и практичный подход к выбору подарков не повлияют на обороты розничных сетей. По статистике, на декабрь приходится 15–20% годовой выручки ретейлеров, в прошлом году этот показатель упал до 10–15%. В 2008-м в период новогодних праздников многие соотечественники только осознали наступление кризиса. Никто не знал, насколько он будет глубоким и как долго продлится. Поэтому объем расходов ограничивался не только покупательной способностью украинцев, но и этой неопределенностью. В нынешнем году многие из них отказались от дорогостоящих зарубежных поездок, а также ограничили расходы на развлечения.
«Обороты розничных продуктовых сетей возрастут в среднем на 10–15%. Также намерение увеличить расходы на подарки может положительно отразиться на продажах непродуктовых ретейлеров — годовой рост может составить около 7–10%», — считает Андрей Степанов.
По мнению аналитиков, наибольшая выручка в декабре будет у тех розничных торговцев, кто ориентируется на практичных покупателей. «В менее выгодной позиции окажутся супермаркеты техники, так как количество людей, планирующих покупать дорогостоящую технику: мобильные телефоны, ноутбуки и т. д., значительно сократилось в этом году», — отмечает Андрей Степанов.
Украинские эксперты прогнозируют, что розничные продажи в стране уже достигли максимального снижения и в дальнейшем стоит ожидать сокращения падения продаж. Третий месяц подряд растут показатели потребительских настроений. В октябре ИПН достиг значения 65,6 пункта, данные GfK Ukraine. Тем не менее розничный рынок начнет расти лишь с июня 2010-го, прогнозирует Алексей Блинов, аналитик Astrum Investment Management.
Текст: Надежда Гончарук