Життя та Стиль
Суспільство
Не знания, а умения: Гриневич рассказала об оценивании первоклассников
Оценивание в первом классе будет происходить по 51 показателю и будут учитываться как умения детей считать или писать, так и умения разрешать конкретные ситуации.
Об этом сообщается на сайте Министерства образования и науки.
"Для первоклашек мы предусматриваем стимулирующее оценивание - никаких абстрактных карательных оценок. Что чрезвычайно важно, родители должны быть полностью проинформированы об учебном прогрессе ребенка. Именно для этого предусмотрено свидетельство достижений. Оно заполняется по 51 показателю. Среди них есть такие, например, как "умение брать на себя ответственность" или "умение сотрудничать с другими". Рядом с тем есть привычные для нас "умение писать диктанты", "умение считать в пределах ста". Таким образом родители будут проинформированы, какие есть сильные стороны ребенка, а где еще надо больше поработать", - сказала министр образования и науки Лилия Гриневич.
Для того, чтобы полноценно реализовать этот подход, МОН подготовило форму свидетельства достижений. Оно содержит два блока. Первая часть - личные достижения - заполняется дважды в течение года. В октябре - промежуточное оценивание и в мае - итоговое оценивание. Вторая часть - предметные компетенции - заполняется только в мае в пределах итогового оценивания.
Для оценивания учеников предлагается четырехуровневая система: "имеет значительные успехи", "демонстрирует заметный прогресс", "достигает результата с помощью учителя", "еще нуждается во внимании и помощи".
Кроме зафиксированных учебных результатов, которые содержатся в свидетельстве и по которым осуществляется оценивание, учитель может додавать свои характеристики, о которых хочет проинформировать родителей. Также свидетельство предусматривает поле для развернутого комментария учителя, который может быть адресован родителям ученика для более глубокого понимания развития ребенка.
Отмечается, что в первом классе дети не имеют никаких домашних заданий. При этом во 2 классе время на выполнение домашних заданий должно быть до 45 мин, в 3 классе - до 1 часа 10 мин, в 4 классе - до 1 часа 30 мин.
Также для учителей подготовлены методические рекомендации относительно оценивания учебных достижений учеников первого класса.
Так, целью оценивания ученика в первом классе являются: формирование уверенности в себе, в своих возможностях; отмечание любого успеха; акцентирование внимания на сильных сторонах, а не на ошибках; диагностирование достижения на каждом из этапов обучения; адаптирование образовательного процесса к способностям ребенка; предотвращение выработки страха ошибки; выявление проблем и своевременное предотвращение их наслоения; стимулирование желания учиться и хотеть максимально возможных результатов.