НОВИНИ ДНЯ: Чому Байден дозволив бити далекобійною зброєю по Росії: деталі від Reuters  Кім Чен Ин заявив про небезпеку ядерної війни  Синоптики погіршили прогноз погоди на вихідні: які регіони постраждають найбільше  Жителів низки регіонів України попередили про ожеледицю на дорогах у найближчу добу  Мокрий сніг і різкі перепади температури: яку погоду в Україні очікувати 23 листопада  На вихідних Україні прогнозують від -4 до +13, у суботу - дощі з мокрим снігом  "Довгі Нептуни" та 30 тисяч дальнобійних дронів: Зеленський розповів про українську зброювсі новини дня
Політика
Україна
14.01.2010 10:15 47256

Миссия почти невыполнима: Юлия Тимошенко и груз обещаний

Программа одного их двух главных кандидатов на президентское кресло не содержит, в принципе, чего-то отличного от предыдущих обещаний премьер-министра. Стиль написания документа — максимально персоналистский. Буква «Я» в нем — самая упоминаемая. Тимошенко даже как-то бессмысленно обвинять в популизме. Она – мэтр, ветеран и титан украинского популизма. Собственно, на это Юлия Владимировна рассчитывает и в своей нынешней кампании — решающей в ее жизни.

 

Миссия и Мессия
Программа Тимошенко — одна из самых мессианских по стилю написания. От нее веет неприкрытым вождизмом и страстностью политика, идущего в последний и решительный бой. Программа Юлии Владимировны до краев наполнена ею самой. Даже банальные фразы и «проходные» обещания звучат как клятва нации. Тимошенко максимально прониклась отождествлением себя с Украиной. Мы все знаем, что «Вона» — это Украина. И только так. Потому, читая программу премьера, следует понимать: «мы говорим Украина — подразумеваем Тимошенко». И Юлия Владимировна не скрывает своего мессианства. Украина, пишет она, обладает благословенной миссией по созданию справедливого государства. В этом ей (Украине — см. выше) поможет никто иной, как сам Бог. Видимо, со Всевышним у ЮВТ свои «терки».
Благословленная Господом, она идет в бой на коррупцию и олигархию. Именно олигархи провозглашены ее главным врагом. Будучи, согласно декларации о доходах, бессребреницей и примерной мужниной женой, Тимошенко пылает праведной ненавистью ко всем олигархам, которые мешают ей жить и развернуться в полную силу. Мол, олигархи купили политиков, масс-медиа, силовые структуры, судебную систему. Со всем этим ЮВТ обещает покончить максимально быстро. Только дайте ей президентские полномочия, более широкие, чем предусмотренные пресловутой конституционной реформой.
Вот такой любопытный пассаж из самого начала премьерской программы: «Предпосылкой выполнения миссии является, в первую очередь, подъем духовности нации. Речь идет о воспитании твердой веры в Бога, о духовном образовании детей и молодежи, о предоставлении равного статуса духовному и светскому образованию, о возрождении украинского языка и развитии культуры, о восстановлении национальных мировоззренческих традиций и нашей правдивой национальной истории». Каково? Честно говоря, ощущение, что читаешь Ющенко, а не Тимошенко. Все-таки мессианство — это заразно. Ясное дело, что два мессии не могут уживаться — по определению.

Судный день
Программа Тимошенко в структурном плане отличается от прочих. Начинается она не с экономики, и не внешнеполитических посылов (как, например, у Ющенко), а с реформы судебной системы. Нового в ее подходе нет — Юлия Владимировна обещает всенародное избрание и отзыв судей. Коррумпированного судью ждет пожизненное заключение. Собирается Тимошенко и выделять бесплатных адвокатов малообеспеченным гражданам. Все это хорошо, но что будет с судами, которые позволят себе вынести решение против членов команды БЮТ? Или затронут лично Юлию Владимировну? Этим судьям уже сразу после вынесения решения предстоит отправиться на нары? Ко всему прочему, процесс избрания и отзыва судей требует изменений в Конституцию. Тимошенко, в случае прихода к власти, вполне сможет изменить существующий Основной закон и даже принять новый, но как на практике будет происходить судебная реформа? Честно говоря, сомнительно, чтобы БЮТовский клан, также напрямую связанный с судебной системой, добровольно выпустил из рук такой рычаг. Разве что избирать в судьи теперь будут только лиц, угодных политсиле Тимошенко.
Или вот еще такое: «Гражданам будет предоставлено право обращаться в суды для возбуждения уголовных дел против должностных лиц, деятельность которых является преступной». Так и сейчас они это могут! А дальше какова судьба такого запроса?

Политическая пертурбация
Говоря о реформе власти, Тимошенко называет последнюю «коррумпированной и бесконтрольной». Какая похвальная самокритика! При этом ЮВТ бросает оппозиции вкусную «кость» — право назначать глав счетной платы и части парламентских комитетов. Отчего такая щедрость? Тут явно просвечивает идея о двуклановой модели организации власти в стране, о дуализме по партийному, региональному принципу и принципу доступа к ресурсам. Предоставив оппозиции указанные права, Тимошенко сразу же «связывает» последнюю, делает ее столь же ответственной за принимаемые решения. Она выступает гарантом того, что из «топа» политического бомонда никто не выпадет. А если кто-то и будет изгнан, то потому, что не принял предложений поделиться, исходившей от самой справедливой и заботливой правительницы в истории человечества.
Далее Тимошенко обещает открытые списки. Характерно, что БЮТ доселе в постулировании этого тезиса замечен не был. Наоборот — подвергался критике со стороны президента и Партии регионов по этому вопросу. Но, видимо, число скандальных фигурантов, обнаружившихся внутри БЮТ, оказалось критичным для Тимошенко. Дабы отреагировать на справедливые обвинения о «котах в мешке», творящих безобразие и беспредел, и порочащих тем самым гордое бело-сердечное знамя, Тимошенко включила открытые списки в лист своих предвыборных обещаний.
Если дело подойдет к реализации этого пункта, то Юлия Владимировна начнет с показательной «порки» своих провинившихся соратников. При этот открытость списка не гарантирует порядочность кандидатов: большая часть их подлинных биографий все равно скрыта от народа, имущество — записано на родственников, а списки рискуют превратиться в «именные дворянские книги», издаваемые лишь с той целью, чтобы народ знал, кто собирается им управлять. Все, как на подбор, окажутся белыми и сердечными.
Затем Тимошенко дает одно конкретное обещание, срок исполнения которого можно просчитать — это снятие вето с Бюджетного кодекса. По логике украинской политики, это произойдет уже в первые же месяцы ее правления — перед местными выборами, которые запланированы на 31 мая. Регионам будет дан пример выполнения обещаний «матери нации», а заодно — «отмашка» на правильный исход голосования на местах. Дескать, видите, кто заботится о вас?
Завершает она это пассаж, как водится очередным заклинанием-уверением: «Действовать буду жестко и решительно. Наведем порядок во власти — будет порядок в стране». Так-то вот. С себя начнет, не иначе…

Второй «прорыв»
Поговорив о власти и судьях (характерно, что об отмене неприкосновенности и сокращении численности депутатов она не упоминает), Тимошенко переходит к экономике. Позиционируя себя экономистом-практиком, удерживающим страну на грани срыва в пропасть кризиса, Тимошенко в этой части программы максимально велеречива. Правда с ходу она зачем-то упоминает «Украинский прорыв», само название которого вызывает раздражение у оппонентов. Эта программа была, помнится, рассчитана на 2008-й год. Зачем поминать ее сейчас, тем более, что значительная часть прописанных в «Прорыве» положений так и не была реализована?
Но Тимошенко утверждает, что свою экономическую программу будет строить на положениях неисполненного документа двухлетней давности. Между тем, экономический блок ее программы оказывается, в приближении, безбрежным океаном популизма. Так много обещаний послаблений, поощрений и прочих стимулов не встретишь ни в одной программе. Тут и льготы для стартовых бизнес-кредитов. И уменьшение самих кредитных ставок «до европейского уровня». И отмена некоторых налогов (каких — не уточняется, называется лишь рыночный сбор). Потому этот пункт сразу же можно отнести к ведомству популизма.
Тимошенко также обещает, что «инвесторы при создании новых производственных мощностей будут освобождены на десять лет от налогов при импорте оборудования, технологий и комплектующих, аналоги которых не производятся в Украине. В социально-депрессивных регионах будут предусмотрены упрощенный порядок инвестирования и десятилетние полные налоговые каникулы». А кто определяет такие регионы? Войдет ли туда, к примеру, Донбасс? Или бедные области западной Украины? Не исключено, что каждый такой регион будет определяться в ручном режиме, а территории с налоговыми льготами превратятся в подобие СЭЗ, в свое время решительно отмененных той же Тимошенко. Для действительно депрессивного региона такой подход, в целом, может быть и хорош. Дело, как обычно, за практикой. Если стратегия прописана максимально общо, как можно прогнозировать политику нового главы державы?
И здесь же: «Чиновники будут лишены права предоставлять лишние лицензии, справки, разрешения, осуществлять безосновательные проверки». Отлично! А что значит — «лишние»? За каждой справкой в каждом ведомстве Тимошенко лично следить собралась? Все это настолько общий тезис, что его невозможно выполнить.

С Тимошенко — в ХІХ-й век!
Следующий подраздел посвящен энергетическим вопроса. Здесь Тимошенко, как известно — непревзойденный эксперт. И, дабы подчеркнуть свои познания в это сфере, она сообщает, что нас спасет возвращение к углю как основному виду топлива. То есть теперь, чтобы избавиться от газовой «головной боли», нам предлагается вернуться к топливу двухсотлетней давности. Правда, перерабатывать его планируется по экологически чистой технологии «водной угольной смеси» а также по некой «технологии кипящего шара». И что должен понять избиратель, читая о новом угольном периоде, пусть даже уголь и превратят в кипящий шар? Обрадоваться, что мы возвращаемся к архаичному топливу наших предков?  И даже первопредков — к древесине и соломе, как написано в следующем пункте. Это уж точно — экологически чистая технология. Видимо, солома и разумеется под энергосберегающими технологиями и нетрадиционными источниками энергии.
Тимошенко не упоминает ветро- или гидроэнергетику. Только обещает освободить от налогов предприятия, производящие энергию из нетрадиционных источников. Что, как раз, сделать не трудно. Таких предприятий в Украине — мизер. Лучше было освободить их от налога уже на этапе создания. Или придумать особую программу для возобновляемых источников энергии. Но как раз нет —Тимошенко рассчитывает обойтись углем. Конечно, строить поля ветряков — это очень затратно, и потому лучше не писать о том, чего делать не будешь. Но все-таки понятие нетрадиционных источников энергии хотелось бы уточнить. Неужели все-таки солома?
Наконец, и это, пожалуй, заставляет наиболее скептически воспринимать энергетический подраздел программы Тимошенко — это знание того факта, что премьер уже договорилась с Москвой на 10 лет вперед. Так что российский газ как был, так и будет основными источником тепла в Украине. Хотя предсказать развитие отношений с Россией в этой главной сфере двусторонних препирательств невозможно, все-таки идею с кипящим шаром следует запомнить: легко проверить, начнется ли в Украине новая угольная эра. Помнится, кто-то собирался котельные наши массово на уголь переводить…

Каждому крестьянину — акт на огород!

Аграрный сектор Тимошенко собирается поддерживать за счет долгосрочных кредитов. Также «будет полностью сформирована инфраструктура: аграрный фонд и биржи, оптовые и розничные сельскохозяйственные рынки, страховой фонд, земельный банк». Полный набор крестьянского счастья! А вот мораторий на продажу земли, судя по всему, останется в силе. Главным видом распоряжения землей станет аренда с годовой оплатой в 10% от рыночной стоимости. Упоминает Тимошенко и право на владение приусадебными участками. Крестьянину гарантируется самое дорогое — его «садок вишневий» и корову, которую теперь не отнимут. Но как вести при этом крупномасштабное сельское хозяйство, если нет уверенности в своем статусе владельца? Аренда, как ни крути — не собственность. А об инвентаризации земельных участков Тимошенко и не заикается. Что, впрочем, понятно — в случае весьма вероятного прихода к власти ей придется что-то делать в этом направлении, а БЮТ — один из двух олигархических «столпов» Украины. И во владениях однопартийцев ЮВТ — немереные угодья (как у того же Лозинского). Да и оппозицию нечего раздражать. И так на Юлю, бедную, все скалятся. Так что никаких земельных инвентаризаций!
Кстати, а что конкретно имеется в виду под продвижением «продукции украинских производителей на внешние рынки?» Это тоже — из  ее аграрного раздела.

Спецраспределитель имени Тимошенко

Далее Юлия Владимировна переходит к вопросам образования и здоровья. Здесь говорится о свободном доступе к интернету, об автономном финансировании вузов. Но почему-то нет ничего о повышении заплат научным работникам и педагогам. Более чем странно для Тимошенко! Аналогичного обещания не дается и медикам. Зато обещается, что в течение трех лет лечебные заведения будут полностью оснащены самым современном медицинским оборудованием и автомобилями скорой помощи. Честно говоря, непонятно, зачем нужно было прописывать в этом пункте некий срок. Переоснащение всех больниц и поликлиник в Украине за три года провести невозможно, это — утопия! Также непонятно, зачем было формулировать обращение к медработникам именно таким образом. Лучше уж традиционное повышение зарплат хотя бы в течение пяти лет пообещать.
Зато независимое тестирование Тимошенко обещает сохранить. Прямое различие с Януковичем! Вот, оказывается, где оппоненты не сходятся во мнении. В остальном они почти похожи. Ах да — у Януковича еще русский язык есть — главная его «фишка»!
В следующем разделе программы Тимошенко садится на еще одного своего любимого конька, и развивает тему борьбы с бедностью и социальной несправедливостью. Премьер начинает его с пафосного и пустого лозунга ««Я верю в справедливое распределение общественного богатства». Верить можно, а что будет делаться? Без пресловутого «отнять и поделить» такие вопросы не решить. Вот Тимошенко и грозит олигархам налогом на роскошь (Юлия Владимировна, снимите Луи Виттон! Айна Гассе — тоже роскошь, увольте!) Еще премьер говорит о том, что пенсия будет составлять 60% от средней зарплаты. Между прочим, это очень небольшая сумма получается. Зато довольно реалистично. Как для бюджета державы. И если этих шестидесяти процентов добиваться в течение нескольких лет, то вполне возможно. Если при этом — без индексации и учета инфляции. Потому что иначе, и Тимошенко это знает четко, страну ждет очень большая нагрузка на бюджет.
Положим, пенсию, с грехом пополам, она доведет до половины средней зарплаты, и даже чуть выше. Но параллельно ей придется выполнять еще одно обещание — о знаменитой «Юлиной тысяче». Можно предсказать, что в случае победы на выборах «тысячу» начнут выплачивать примерно к концу 2010 или в начале 2011 года. Сколько раз выплатят и завершат ли процесс — вопрос открытый.
Тут же у Тимошенко находим еще один сугубо популистский пункт — о возобновлении льготной ипотеки под 2-4% на 10-30 лет. Для реализации этого пункта нужны даже не столько бюджетные средства, сколько самое неподъемное — смена стяжательской психологии банков и застройщиков. В рамках «крестового похода» Тимошенко — якобы против олигархов — это обещание может быть принято. Но с учетом того, что она сама возглавляет один из крупнейших финансово-экономических кланов в Украине, ни о каких шагах навстречу людям в сфере льготного кредитования не может идти и речи. Для этого нужна ментальная реформа. А таковую провести может только время. Ну, разве что подключится Всевышний, который, как считает Тимошенко, ей (т.е. Украине) всецело помогает…

Внешний сумрак
Переходя к вопросам армии и внешней политики, Тимошенко не говорит в этих разделах ничего особенно «прорывного». Снова читаем обещание контрактной армии. Именно Тимошенко, и именно в этом вопросе никто не верит — после аналогичного обещания в 2007 году. С точки зрения результата на выборах то обещание было удачным — БЮТ смог добиться победы, результатом которой является, собственно, сегодняшняя ситуация. Но в долгосрочной перспективе неисполнение этого обещания стоило Тимошенко большого числа потерянных голосов. А ее оппонентам дало законную возможность ссылаться на этот факт из премьерской политической биографии.
Подходя к знаковым вопросам международной политики, потенциальный президент Тимошенко начинает кружить в известных «трех соснах» осторожного центризма. Банкротство курса на Европу и невозможность объявить об ориентации на Россию заставляет ее говорить общие фразы о коллективной безопасности, к которой Украина будет присоединяться только через референдум, и о «Европе в Украине», и о взаимовыгодных отношениях с РФ. Никаких обещаний насчет Черноморского флота. Впрочем, этот раздел программы Тимошенко — один из самых неконкретных. Как и ее «политическая ориентация».
В заключение программы Тимошенко в который раз заверяет, что находится в оппозиции к олигархам, и, следовательно — в настоящей оппозиции. Зачем было это лишний раз подчеркивать? Население этому не верит, ибо давно уверенно: БЮТ и ПР мазаны одним миром.

Юлино будущее

И все же, что нас ждет в реальности, если премьер пересядет в президентское кресло? Судя по всему, как и в случае с Януковичем, это будет возврат  к кучмизму. С понятными изменениями, обусловленными прошедшей «эрой Ющенко» и необходимостью договариваться с «донецкими» о разделе сфер влияния.
В отношении НАТО и ЕС будет по-прежнему декларироваться евроинтеграция, но реальность снова сделает этот процесс аналогичным пути к коммунизму: Тимошенко прекрасно понимает невозможность вступления в эти структуры в ближайшие пять лет ее возможного президентства.
При этом никаких разговоров о вступлении в ЕЭП и другие структуры Тимошенко проводить не будет. Понимая свою электоральную базу, она не будет публично вести переговоры о вступлении в какие-либо руссоцентричные объединения. При этом российский бизнес будет допущен в Украину, и ему отдадут некоторые ключевые предприятия. Одновременно Тимошенко не станет раздражать Москву чрезмерным вниманием к скользким гуманитарно-историческим вопросам.
В случае прихода к власти ЮВТ не будет никаких показательных идеологических ревизий. Оказавшись от национально-радикальных эскапад Ющенко, Тимошенко сделает политику Украины максимально лояльной в отношении как России, так и Запада. Учитывая невозможность с краткосрочной перспективе вхождения в западные структуры, но также понимая и опасность для Украины членства в евразийских объединениях под эгидой РФ, политика Тимошенко будет напоминать кучмовскую. Но с несколько более «западным» уклоном, в отличие от «восточного», который господствовал при втором президенте Украины. В случае достижения твердой договоренности с ПР и Россией президентство Тимошенко может дать Украине относительную стабильность. Хотя, фактически, стабильность эта будет застоем.

 

Текст: Виктор Серов, специально для Контракты.UA

 

Читайте также:
Кандминимум: что из обещанного в предвыборных программах готовы исполнить кандидаты в президенты?

Крайний правый: что стоит за националистическим эпатажем Олега Тягнибока

Кандидат в Наполеоны: за счет чего думает победить Анатолий Гриценко

Политпровал года: почему Арсений Яценюк так и не смог стать «молодой надеждой нации»

Ничего личного, только бизнес: Сергей Тигипко

Поздняя болезнь левизны: зачем Владимир Литвин хочет казаться социалистом?

Вперед, в прошлое: Виктор Ющенко

Нам с этим жить: Виктор Янукович обещает все… и ничего

Оценка материала:

3.25 / 8
Миссия почти невыполнима: Юлия Тимошенко и груз обещаний 3.25 5 8
Політика / Україна
14.01.2010 10:15 47256
Еще материалы раздела «Україна»