Кабінет директора
Вечірня горілка
На грани исступления, или Президент страны, где стреляют
Еще до инаугурационных торжеств президентскую резиденцию «Сосны» открыли для свободного доступа простых мексиканцев. Так выполнил свое обещание Андрес Мануэль Лопес Обрадор, приступивший 1 декабря к обязанностям главы государства. В «Соснах» отныне будет музей и культурный центр, а парк станет местом для отдыха граждан.
Предшественник Обрадора, Энрике Пенья Нето, в последний раз использовал президентский самолет, чтобы слетать в Буэнос-Айрес на встречу Большой двадцатки, полноправным членом которой является Мексика, и теперь воздушный дворец ценой в 218 миллионов долларов попытаются продать. Будет распродан весь правительственный авиапарк, сокращен обсуживающий руководство персонал и распущена президентская гвардия. Сам Обрадор отказался от лимузина и приехал на инаугурацию в фольксвагене «джетта» в сопровождении буквально нескольких охранников. Президентское жалование урезано на 60% и отныне составляет 108 тысяч песо в месяц – около 5700 долларов.
Нового президента Мексики называют «тропическим мессией» и авансом сравнивают с легендарным бразильским президентом Лулой да Силва. Сравнение так себе, учитывая, что бразильский сверхпопулярный лидер сейчас отбывает 12-летнее тюремное заключение за коррупцию, но имеется в виду сочетание левых лозунгов и социальных программ с умеренной экономической политикой. Впрочем, отчаянных леваков на инаугурации было предостаточно: Эво Моралес из Боливии, Ленин Морено из Эквадора, а Кубу представлял Мануэль Диас-Канел. Прилетал и президент Венесуэлы Николас Мадуро, но на публичных торжествах его не было, он явился лишь на последующий прием и обед. Все-таки его присутствие на официальной церемонии рядом с вице-президентом США Майклом Пенсом и дочерью президента Иванкой Трамп было бы скандальным обстоятельством: в отношении Венесуэлы и, в частности, супруги Мадуро, действуют американские санкции.
Андрес Мануэль Лопес Обрадор, или, как часто о нем говорят мексиканцы, АМЛО, лишь с третьего раза взял президентскую планку, причем в 2006 году его разделило с победителем всего 0,56% голосов. Бывший мэр Мехико пришел на волне огромной тревоги и недовольства народа развернувшейся в стране настоящей войной. Победитель той самой президентской гонки 2006 года Фелипе Кальдерон двинул против наркокартелей армию, но в результате уровень насилия в Мексике скакнул на рекордный уровень: к потерям в стычках с силовиками прибавились жертвы усилившейся внутренней борьбы за влияние между конкурирующими группировками. За 12 лет погибло больше 200 тысяч человек, 37 тысяч пропали без вести. В среднем здесь сейчас убивают по 88 человек в день в эпизодах, связанных с наркомафией. Больше в мире погибает только в Сирии, где применяются тяжелые вооружения и авиация. Во время избирательной кампании, которая длилась с сентября по июль, было убито 130 политиков.
«Может показаться преувеличением или претенциозностью, но сегодня положено начало не только новому правительству, а смене политического режима», - заявил в инаугурационной речи президент. «Я больше не принадлежу себе, я принадлежу вам, я принадлежу народу Мексики». Такие слова не могут не нравиться мексиканцам, которые разочаровались в способности традиционного истеблишмента навести порядок. Но нет уверенности в том, что и АМЛО знает, как решать сложнейшие задачи. Некоторые наблюдатели в нем видят лишь талантливого импровизатора, а не системного государственного деятеля.
Так, уже после победы на выборах в июле он неожиданно заявил, что не станет ворошить старые коррупционные дела: «Эту страницу нужно перевернуть». Это после того, как он обещал бороться с коррупцией упорно, «на грани исступления». Против наркомафии предлагается вместо армии задействовать нацгвардию, что, прямо скажем, не выглядит ни новым, ни прорывным решением.
Своих шесть лет для того, чтобы доказать, что он не зря три раза боролся за президентский пост и знает, что с ним делать, у Обрадора есть. Даже если в Мексике просто станут меньше убивать, это уже будет успех. За это нужно выпить.
Налил и немедленно выпил – Леонид Швец