Політика
Україна
Логика «зрады» и «перемоги»: время работает на Украину или против нее?
Павел Казарин, журналист: В годовщину второго Майдана некоторые рассуждают о третьем. Но особенность в том, что украинский Майдан невозможен без Януковича. «Янукович» – это олицетворение темного будущего. Тот, кто воплощает в себе мысль о том, что завтрашний день неизбежно будет хуже вчерашнего. Тот, кто способен объединить столь разную страну против себя. Тот, ради свержения которого Украина способна восстать. И эта ниша сегодня вакантна.
Тот лагерь, который когда-то единым фронтом выступал против прошлого президента, успел раздробиться в эпоху нынешнего. Украина делится на тех, кто считает, что время работает на страну и тех, кто уверен, что оно работает против нее. Первый лагерь аккумулировал «адептов перемоги». Второй – «адептов зрады».
Философию «зрады» обвиняют в том, что она выгодна Кремлю. Ее адептов – в том, что они сеют неверие, обесценивают майдан и случившиеся после него перемены.
Философию «перемоги» обвиняют в замыливании глаз. Ее адептов – в том, что они пытаются оправдать коррупцию, воровство и прикрывают войной отсутствие системных реформ.
Особенность в том, что все правы. И все неправы.
Мировоззрение тотальной «зрады» и правда выгодно Кремлю. Тотальное неверие, разочарование и фрустрация – вот те три кита, на которые опирается российская повестка в Украине. «Вы проиграли». «Ничего не добились». «Новые хуже старых». Эти лозунги Кремль пытается превратить в мировоззренческий депозит. Который затем станет приносить нужные дивиденды.
Мировоззрение тотальной «перемоги» и правда выгодно коррупционерам. Позволяет прикрываться патриотизмом. Объявлять журналистские расследования – происками врага. Любой митинг можно объявить игрой в пользу агрессора. Любое недовольство – записать в попытки «раскачать лодку».
Но правда, как это часто бывает, где-то посередине.
Потому что именно «философия зрады» со всем ее скепсисом и недоверием выполняет роль «контрольных весов». Она заставляет активистов следить за чиновниками. Журналистов – писать о злоупотреблениях. Неравнодушных – дежурить под судами во время рассмотрения резонансных дел.
А «философия перемоги» - это умение соизмерять результат со стартовыми позициями. Способность не игнорировать прогресс и перемены. Это умение не впадать в кликушество, спекуляции и тотальные обобщения.
Крайности токсичны. Дистиллированная «зрада» чревата фрустрацией, пораженчеством и делает своего адепта «полезным идиотом» в руках Москвы. Дистиллированная «перемога» превращает своего адепта в «комсомольца» и «полезного идиота» в руках отечественных мироедов.
Безоговорочная победа любого из лагерей чревата. Тотальное «перемогобесие» ничем не лучше тотального «зрадобесия».
Оба этих мировоззрения способны приносить как вред, так и пользу. В каждую из этих повесток сегодня инвестируют как по искренним мотивами, так и по коньюнктурным. Нет ничего хуже, чем судить противоположный лагерь по его худшим представителям.
Пять лет назад у Украины был вполне конкретный антигерой. Этический и эстетический водораздел выглядел очевидным. Зло имело имя и должность. Против него было легко сплотиться – и потому Майдан победил.
Но если пять лет спустя вы ностальгируете по этической простоте уличного протеста – это еще не дает вам право разбрасываться ярлыками.
Автор: Павел Казарин, журналист