Бізнес
Економіка
Группа налогового риска: кто окажется под пристальным вниманием ГНАУ в этом году
О беспрецедентном налоговом давлении, которое ожидает украинский бизнес в этом году в связи с беспрецедентным же бюджетным дефицитом, заговорили еще до нового года. Контракты.UA решили выяснить, так ли страшен черт. За тем и пошли к Алексею Любченко, заместителю председателя ГНАУ.
К.: Правительство предоставило ГНАУ дополнительные основания для проверок плательщиков НДС (распоряжение Кабмина № 1218 от 14.10.2009). Это значит, что число проверок будет расти?
А. Л.: Нет. Мы все дальше уходим от советских норм — проверять всех и вся. За минувший год количество выездных проверок уменьшилось на 20%, а результаты работы ГНАУ улучшились. Мы делим налогоплательщиков на три группы. Первая — законопослушные предприниматели с уровнем налоговой нагрузки выше среднеотраслевой. Эту группу мы оставляем исключительно в поле аналитического контроля. Вторая — с уровнем налоговой нагрузки ниже среднеотраслевой. И третья — компании, создающие схемы уклонения от уплаты налогов, ведущие фиктивное предпринимательство и т. д. На этой группе мы и концентрируем свое внимание. Руководством ГНАУ было поставлено главное условие: жесткий налоговый контроль за «рискованными» субъектами предпринимательской деятельности.
К.: В каких отраслях вы будете искать компании, которые уклоняются от налогов?
А. Л.: Это, прежде всего, энергетика, нефте- и газодобыча, сетевая торговля, торговля автомобилями. К примеру, розничные торговые сети, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, ведут прозрачную деятельность и имеют хорошую налоговую нагрузку — только по НДС платят 1,2% с оборота. Показательна парфюмерия — в среднем по отрасли компании с иностранными учредителями платят более 6% НДС с объема продаж. В то же время торговые сети украинских собственников имеют налоговую нагрузку, по сути, в 10–15 раз ниже. По НДС — практически 0% с оборота. Похожая ситуация на рынке автопродаж: у полностью иностранных компаний с налоговой нагрузкой все в порядке, у отечественных — нет. И самое главное, что схемы минимизации, используемые украинскими бизнесменами, практически в рамках законодательства. Наше главное задание: изменить мышление украинских продавцов, а также повысить уровень налоговой нагрузки отечественных компаний.
К.: Как ГНАУ планирует повышать уровень налоговой нагрузки?
А. Л.: Разные подразделения ГНАУ, курирующие сбор налогов со среднего бизнеса и сбор налогов с физлиц-СПД, обмениваются информацией. Это позволяет активизировать борьбу со схемами уклонения от уплаты налогов через упрощенцев, которые используют в том числе и субъекты сетевой торговли. Кроме того, обмен информацией позволяет проводить проверки: откуда у предпринимателей деньги на инвестиции в собственные компании, на пополнение уставного фонда.
Но в целом мы не будем изобретать велосипед. Существуют отлаженные механизмы и принципы работы ГНАУ, есть законодательная база, в рамках которой мы действуем. Аудиторы налоговой руководствуются приказом № 201, в котором четко прописано, как из огромной базы (ежемесячно мы получаем около 244 тыс. деклараций по НДС) выбрать наиболее рискованные субъекты — для этого используются 32 критерия. Таким образом проверяются только те компании, где возможны риски уклонения от налогообложения. А в случае обнаружения фактов, которые могут свидетельствовать о наличии налоговых преступлений, информация передается в налоговую милицию, четко выполняющую свои функции: от возбуждения уголовного дела до розыска и передачи дела в суд.
К.: Будет ли налоговая инициировать изменения порядка уплаты НДС?
А. Л.: В минувшем году правительство приняло несколько решений, которые позволяли эффективнее бороться с уклонением от уплаты НДС. Это, в частности, распоряжение № 1178 от 23.09.2009 о создании общего реестра налоговых накладных, а также распоряжение № 1120 от 09.09.2009 об аннулировании регистрации плательщика НДС. Но действие первого из этих документов приостановил президент, второго — прокуратура…
К.: Выходит, эти распоряжения были незаконными?
А. Л.: Издав эти документы, Кабмин ничего не нарушил. Юристы, независимые от ГНАУ, уже подготовили обоснование для защиты норм этих распоряжений в Конституционном Суде. Все дело в том, что в наших законах есть масса нестыковок.
Акты КМУ давали нам возможность ускорить процесс проверки плательщика и уменьшали срок жизни схемы уклонения от уплаты налогов. К примеру, действующее законодательство дает минимизаторам возможность быть незамеченными налоговиками на протяжении максимум 100 дней, а с помощью распоряжения Кабмина № 1178 этот период сокращался бы до 5–10 дней. По предварительным подсчетам, в прошлом году из тени в бюджет удалось вытащить около10 млрд грн.
К.: То есть распоряжения существенно помогали наполнять госбюджет?
А. Л.: Без актов правительства и активной работы налоговиков сбор НДС в 2009 году составил бы 75% от уровня 2008-го. База налогообложения сократилась минимум на четверть — объемы продаж, которые облагаются НДС, упали в среднем на 25–27%. Но в декабре 2009-го поступления от НДС даже превысили уровень 2008-го. В последнем месяце прошлого года было собрано НДС на сумму 4,4 млрд грн, в декабре 2008-го — 3,5 млрд грн. В целом по итогам 2009 года было мобилизовано НДС на сумму 45,928 млрд грн, тогда как в 2008-м — 45,014 млрд грн.
Заместитель председателя ГНАУ Алексей Любченко: в этом году особенно тщательно будем проверять ретейлеров, автоторговцев, парфюмеров энергетиков.
К.: Как составляется план по сбору налогов?
А. Л.:В своей работе ГНАУ руководствуется показателями госбюджета. Существует помесячная роспись — некие ориентиры того, какими должны быть доходы от сбора налогов по месяцам, именуемые у нас «маяками». Правда, есть налоговики, называющие эти показатели планом. Они используют и другие неточные термины, например, «переплата налогов». Плохое знание финансовой терминологии такими сотрудниками порождает в обществе кривотолки о том, что ГНАУ работает неэффективно, терроризирует бизнесменов, заставляя отдавать последнюю копейку, да и ту авансом. Но это неверно.
К.: А если показатели «маяка» не достигаются, то к сотрудникам ГНАУ применяют санкции?
А. Л.:Санкции применяются за недостижение определенных показателей по системе интегрированной оценки, которая работает уже более чем полтора года и включают в себя около 150 показателей. По этой системе мы оцениваем эффективность и качество работы сотрудников, чтобы минимизировать субъективное влияние мнения конкретных чиновников.
К.: Корректно ли намечать ориентиры, к примеру, по сбору налога на прибыль? Финансовые результаты многих компаний ухудшились, а им приходится платить этот налог авансом...
А. Л.:Есть Закон о госбюджете, которым утверждены все показатели доходов. По сравнению с 2008 годом сбор налога на прибыль в 2009-м снизился. По итогам прошлого года поступления от налога на прибыль составят 30,4 млрд. грн, тогда как в 2008-м они достигли 45,9 млрд грн. Но сбор налога на прибыль сокращается не только из-за ухудшения финансового состояния плательщиков. Закон о прибыли давно пора изменить — в нем есть слишком большие возможности для минимизации (роялти, перестрахование, перенесение убытков прошлых лет). Он дает возможность относить на валовые расходы практически все: начиная от предоплаты и заканчивая финансовой помощью. Вы знаете, сколько в структуре расходов предприятий составляют «другие расходы», в том числе затраты на маркетинг, оплата роялти, страховых услуг? В среднем по экономике — 12% в структуре валовых затрат компаний.
Мы уговаривали бизнесменов вносить платежи авансом в счет будущих обязательств. Закон предусматривает возможность внесения авансовых платежей. Начисления по налогу на прибыль ежеквартальные, но компании перечисляли деньги и в августе, и в сентябре, и в октябре. Хотя, конечно, было бы проще, если бы закон предусматривал их авансовое внесение как обязанность плательщиков.
К.: Но ведь предприниматели не только платят авансом налог на прибыль, но и не получают возмещение НДС...
А. Л.: На начало 2009-го остаток невозмещенного НДС составлял 12,8 млрд грн. Не вся эта сумма подлежит возврату предпринимателям, сначала обоснованность этой операции должна быть проверена.
К.: Проект бюджета на 2010 год предусматривает увеличение доходной части. Но реально ли собрать больше налогов, если экономика переживает кризис?
А. Л.: Сейчас сложно что-либо прогнозировать. Неизвестно, как будет работать украинская экономика и двигаться мировая экономика, что будет с курсом гривни, какой будет монетарная политика НБУ и пр. К примеру, на 2009 год прогнозировали ВВП на уровне 1047 млрд грн, а что будет по факту — мы не знаем (более точной информацией владеет Минэкономики). Проект бюджета-2010 еще дорабатывается.
К.: Какие законодательные изменения будет разрабатывать ГНАУ?
А. Л.: Мы уже подготовили большое количество законопроектов, которые ждут рассмотрения в Верховной Раде. Стоит доработать закон о прибыли, хотя бы в части налоговых преференций: нужно препятствовать схемам уклонения с использованием технических акций, роялти, перестрахования. Эти схемы — самые распространенные и проблемные. Нами разработан законопроект об ограничении валовых затрат предприятий по строке «другие расходы», согласно которому они не должны превышать 3% валовых расходов. Хотя некоторые схемы по уклонению от уплаты налогов нам удалось устранить без изменений в законодательстве — в частности, нетипичный экспорт уменьшился в несколько раз.
Мы инициируем изменения Закона «О налогообложении прибыли предприятий». Они направлены на обеспечение равномерного поступления налога на прибыль в госбюджет в условиях финансового кризиса, а также упрощения ведения налогового учета и, соответственно, улучшения позиции Украины по индикатору «Уплата налогов» глобального рейтинга простоты ведения бизнеса, который готовится Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией.
Предлагается ввести помесячную оплату в бюджет налога на прибыль, рассчитанную как 1/12 суммы насчитанного налога на прибыль за предыдущий календарный год, проиндексированных на индекс инфляции предыдущего календарного года. При этом налоговым периодом в предложенной редакции будет календарный год.
Все это направлено на уменьшение нагрузки на плательщиков налога на прибыль, связанной с бумажной волокитой. Налогоплательщики будут подавать декларацию по налогу на прибыль один раз в год, но платить налог ежемесячно. Кстати, данные изменения планируется вводить не раньше 1 января 2011 года, а сейчас проект проходит доработку и согласование в соответствующих министерствах и ведомствах.
К.: Если такие законы будут приняты, не окажется ли налоговое давление на экономику чрезмерным?
А. Л.: Экономические расчеты должно проводить Минэкономики. К примеру, сумма НДС, поступившая в бюджет, в 2008-м составляла 5,11% ВВП, а в 2009 году прогнозируем около 5,65% ВВП. Чтобы провести грамотный экономический анализ, нужно видеть полную статистическую картину, для этого, в частности, необходимо иметь данные по НДС, который администрирует еще и таможня.
Нам успеть бы проконтролировать группы риска и обеспечить нормальную жизнь честным налогоплательщикам. Думаю, ГНАУ скоро даст экономике «маяки», на которые стоит ориентироваться бизнесу. К примеру, если в энергетике и газовой отрасли налоговая нагрузка по НДС составит 7–10% с продаж, то предприниматели, исправно выполнив свои налоговые обязательства, не будут иметь проблем с ГНАУ. Такие же механизмы можно предложить и по налогу на прибыль.
Текст: Анна САЙЧЕНКО, Константин КРАВЧУК
Фото Светалны Скрябиной
Оценка материала:
Группа налогового риска: кто окажется под пристальным вниманием ГНАУ в этом году21.01.2010