Політика
Україна
Штабное закулисье-2: кандидаты без масок
Такое впечатление, что каждый из кандидатов в президенты в прошлый раз внимательно смотрел, как организован штаб ближайшего соперника, и во втором туре решил взять оттуда все… худшее.
Всем встать! Лидер идет!
В разгуле штабной демократии в предыдущем туре Контракты.UA обвинили Виктора Януковича явно зря. Он, очевидно, воспринял это как личное оскорбление, и уже во втором туре начал от всех этих обамовских штучек — типа свободный диалог с прессой, беспрепятственное прохождение в пресс-центр и пр. — активно избавляться. Все началось с аккредитации в штаб, которая, в отличие от более, чем демократичной в прошлый раз, теперь предполагала предварительную отправку по e-mail всех данных о журналисте, включая название СМИ, должность, контактный телефон, электронную почту и даже фото.
Пресс-служба Лидера мотивировала такое требование тем, что журналистам будут изготовлены специальные бейджи с портретом лидера (кстати, а свою фотографию тогда зачем отсылать то?). Но злые языки поговаривали, что в прошлый раз Виктора Федоровича уж больно разозлили вопросы журналиста «Вечерних вестей» и еще пары традиционно считающихся «протимошенковскими» изданий, и в этот раз их в было велено в штаб просто не пускать. Косвенно подтверждает эту теорию тот факт, что никаких бейджей с фото (ни своими, ни Виктора Федоровича) мы по приходе так и не получили.
Впрочем, трудности аккредитации оказались сущей мелочью по сравнению с охраной и рамкой металлоискателя на входе в конференц-зал. Учитывая, что журналисты мигрировали между конференц-залом и «кулуарами» InterContinental (штаб, как и в первом туре, располагался там) достаточно активно, а вернуться в зал можно было лишь, пройдя все ту же рамку, толчею возле нее можно только представить. Многократный обыск сумочки тоже не вдохновлял. У Тимошенко в прошлый раз эту экзекуцию приходилось проходить лишь при входе в сам Hyatt.
Неудивительно, что многим журналистам это вскоре надоело, и они разделились на тех, кто вовсе перестал заходить в конференц-зал, и тех, кто решил из него просто не выходить. Но с насиженных мест этих хитрецов все-таки сдвинули: примерно минут за 40 до приезда Лидера (который должен был давать пресс-конференцию, но впоследствии отказался – традиция однако!) их попросили покинуть зал, «чтобы расширить пространство». Доверчивые акулы пера согласились, а вернулись уже в зал… с напрочь вынесенными стульями. Пространство действительно было расширено, только не для журналистов, а для некой приближенной группы молодых людей с флажками которым поручено было махать ими при входе и при выходе Виктора Федоровича.
Кстати, временной промежуток между входом и выходом был не более пяти минут. Обещанная Ганной Герман пресс-конференция как-то неожиданно (и, кажется, для нее тоже) трансформировалась в заявление, которое, в свою очередь ограничивалось тезисом «Мы выиграли!!!». От общительности Виктора Федоровича, которую он демонстрировал в первом туре, почти полчаса отвечая на вопросы прессы, не осталось и следа. Впрочем, как и от общительности его окружения —куда чаще приходилось слышать «без комментариев», чем даже какой-нибудь заученный и шаблонный тезис.
Команда «Не болтать!» была явно продуманной и не лишней, поскольку не в меру окрыленные партийцы могли высказаться не совсем или даже совсем не по протоколу. Где им удалось «пригубить» благородных напитков так и осталось для СМИ загадкой: поживиться в штабе Виктора Януковича простым смертным журналистам предлагали лишь водой да некрепким кофе.
Белые и почти пушистые
Зато в Штабе Юлии Тимошенко, очевидно, в прошлый раз не поленились перечитать отзывы о «выборной ночи» в ее пресс-центре, и учли большинство ошибок первого тура. Так, порядок аккредитации в штаб стал куда демократичнее (вплоть до того, что зазевавшихся с предварительными заявками журналистов согласны были регистрировать прямо на месте), рамку металлоискателя и досмотр сумочки нужно было пройти лишь единожды, а в программу вечера ( о, чудо!) были включены бутерброды, количеством вполне соответствующие присутствующим журналистам.
Правда, в остальном с программой творился полный кавардак. Тем, кто, ориентируясь на выданную при аккредитации программу выступлений «штабистов» Юлии Владимировны, рассчитывал побывать в обоих пресс-центрах и успеть всюду, крупно не повезло. В отличие от первого тура, когда в пресс-центре ЮВТ все функционировало «как часы», в этот раз Юлия Владимировна и ее соратники были спонтанны до чрезвычайности.
Но это касалось только внешней стороны – содержательно все было под контролем. Особых откровений ни «женщина в белом», ни глава ее штаба не озвучили. Кроме того, что результаты экзит-полов — это еще не победа. А что, собственно, в такой ситуации еще говорить? К чести Юлии Владимировны стоит отметить, что излишней эмоциональности, к которой Премьер-министр порой бывает склонна, в этот раз она себе не позволила. Хотя, наверное, именно в этот раз ей бы эту эмоциональность простили. Усталость? Похоже на то. Уезжая, и обнимаясь напоследок с ближайшим окружением, Юлия Владимировна, на фразу одного из своих соратников «Ну он же должен проиграть!» тихо ответила «Да. Но когда?».
P.S. Подходы к штабам кандидатов от снега и льда почистили.
Текст: Анастасия Уж
Фоторепортаж из штабов кандидатов в президенты Украины смотрите сегодня после 17.00
Впечатления журналистов Контракты.UA от штабов кандидатов в первом туре выборов можно прочесть ЗДЕСЬ.